Задания практического занятия 4:
Задание 1:
Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:
Народная сказка | Литературная сказка |
Сходство | |
Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев. 2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение. 3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые. 4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам. 5)В обоих видах сказок есть герои и их помощники,злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои. | Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев. 2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение. 3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые. 4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам. 5)В обоих видах сказок есть герои и их помощники,злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои. |
Различия | |
у народной-автор неизвестен,сам народ. 2) народная-только в прозе. 3) в народной-тема добра и зла. 4) в народной-сказочный язык,с характерными выражениями и оборотами. 5) обязательно наличие зачина, присказки, концовки 6) небольшая,так как тяжело запомнить большой текст. 7) народная может передаваться из уст в уста | У литературной сказки есть автор,а 2)Литературная сказка может быть в прозе и в стихах 3)В литературной сказке сюжет,мораль,поучение может быть на любую тему 4)В литературной сказке язык повествования -любой 5)В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки,как в народной. 6)Размер литературной сказки может быть любыма 7)Литературная сказка всегда записывается |
Задания СРОП:
|
Задание 1:
Прочитайте литературную сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», проанализируйте сказку, ответив на вопросы:
1. Выделите экспозицию произведения. Чем экспозиция авторской сказки отличается от зачина народной сказки?
предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного времени произведения
Где происходит действие сказки? Когда оно происходит? Зачем автору потребовалось так подробно описывать «Петербург тогдашний»? «Дом, которого теперь вы не найдете»? Какая особенность поэтики авторской сказки проявляется в описаниях?
2. Как представлен читателю будущий главный герой произведения?
Обратите внимание на возраст, место проживания, нравственные качества и состояние души мальчика. Чем вызвано такое состояние? Что отличает представление героя читателям в авторской сказке от такого же представления в народной сказке?
Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.
|
3. Что оказывало воздействие на формирование характера мальчика? Обратите внимание на одиночество Алеши, круг его чтения, любимые занятия, степень развития воображения, окружающий мальчика мир, тех взрослых, с которыми Алеше приходилось быть рядом.
4.Каким складывался характер Алеши? Как характер мальчика воздействовал на его представления о действительности?
Задания СРО:
Задание 1:
Проведите сравнительный анализ народной сказки «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Оформите в виде сравнительной таблицы
Сравнительный анализ | РНС «Морозко» | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
Присказка | Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется | |
Сказочный зачин | "Живало - Бывало" Жил дед да с другой женой. У деда была дочка и и у бабы была дочка, " Во времена давно прошедшие была злая - призлая женщина" | В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка |
Главные герои | Мачеха, старик, Марфушечка, Настенька, Морозко Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе. | |
События сказки | Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей. | начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. |
Троекратность (повторы) | ||
Метафоры, эпитеты, сравнения и др. выразительные средства | Проклятый Морозко Дочь, веселая, румяная (эпитеты веселая, румяная) Красная | Да, меж тем, уж Наскучит, горемычная. Затейница, каплет, песенку затянет, приключилась, не мало не мешкая. Про меж себя, созрелые, питалися , студеной росой обмывалися , передник. Иней сыплется, студенец, отзнобишь , диковинки, почивать, кушанье, выштопала , починила одежду. Дивовалась, примолвила. Утомлять, повычини, скатетцы не подостлала, вишь, обновка |
Фразеологизмы | ||
Описание | В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей. | Сказка "Мороз Иванович" очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы - незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. |
Чем заканчивается сказка Концовка | заголосила старуха до поздно. Мачеха и дочь её умерли от Змеиного яда, а Гульбика с собачонкой остались живы и навсегда забыли о мачехе | А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье... «…Стали они жить поживать, да добра наживать…» |
Идея | Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) | Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени. |
|
Ответьте на вопросы:
1. Почему народная сказка называется «Морозко», а сказка Одоевского «Мороз Иванович»?
Писатель Одоевский придал своему справедливому герою Морозу Ивановичу достоинство и солидность, назвав его уважительно по имени-отчеству, как было принято на Руси называть достойных людей.
2. Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко».