Упражнения, направленные на рязвитие мышления, обогащение и активизацию словарного запаса.




У ребенка в возрасте от 3-х лет интерес к окружающему
миру уже не ограничивается познанием внешних свойств пред-


метов, а распространяется на их более существенные качества и взаимосвязь. Однако ограниченный опыт и возможности не позволяют ребенку самостоятельно разобраться во всех зако­номерностях и взаимосвязях окружающего предметного мира. Для того чтобы понять и усвоить все это, ему нужен взрослый человек, который становится источником новых знаний.

Взрослый стремится обогатить представления дошкольников об окружающем мире. Он привлекает детей к обсуждению во­просов познавательного характера в процессе совместных игр, а не просто сообщает интересные сведения. Кроме того, взрос­лый поощряет и стимулирует проявления собственно речевой активности каждого участника группы.

Данный блок упражнений включает в себя составление рассказов-описаний по игрушкам, загадок, слушание и запоми­нание стихотворений, практическое познание свойств и функций предметов, познание пространственных отношений.

Па данный блок упражнений во время занятия отводится 10 минут.

3. Упражнения и игры, направленные на развитие моторики на макроуровне, микроуровне и на среднем уровне

Блок упражнений включает в себя работу с телом на ма­кроуровне — упражнения на растяжение, расслабление и на­пряжение всего тела; микроуровне — упражнения на развитие мелкой моторики; среднем уровне — упражнения с различными предметами для рук, а также упражнения на развитие зритель­ного анализатора.

Развитие моторики на макроуровне:

Данные упражнения помогут ребенку осознать свою теле­сную активность и улучшить контакт с телом, что ведет к фор­мированию положительного образа своего тела и повышению эмоциональной устойчивости.

Развитие моторики на микроуровне:

Существует тесная связь между координацией движений и речью. Исследования Л. А. Панащенко, проводимые с детьми первых недель жизни и включающие массаж кистей рук и пас­сивные сгибания и разгибания пальчиков, показали, что рече­вые области формируются под влиянием импульсов, поступаю­щих от пальцев рук. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов. Последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности


движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Поскольку связь рук с мозгом перекрестная и речевые центры формируются в обоих полушариях, во время занятий необходимо давать нагрузку двум рукам одинаково.

Тренировать пальцы рук нужно с помощью массажа и паль­чиковой гимнастики. Следует отметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в 1-й класс. Причин несколько. Самая главная — подбор упраж­нений, ориентированных на работу основных пальцев (большого, указательного, среднего). Поэтому на данных занятиях упраж­нения включают изолированные движения каждого пальца.

Таким образом, для занятий существуют следующие прави­ла: начинать с выполнения задания ведущей рукой, затем повто­рение движения другой рукой, затем два одинаковых движения обеими руками одновременно, два разных движения обеими ру­ками одновременно. Упражнения могут, включая изолирован­ные движения каждого пальца. Взрослому следует помогать детям только в хорошем настроении.

Развитие моторики на среднем уровне:

Предусматривается использование предметов из различного материала разной формы, размера и массы. Работая с ними, ребенок постепенно овладевает сложнокоординированными дви­жениями. Вначале движения выполняются под зрительным кон­тролем, а по мере усвоения — без контроля глаз. В занятия входят: упражнения с палочками, упражнения с шарами и игры с мелкими предметами.

Па данный блок упражнений во время занятия отводится 5 минут. Длительность проведения может увеличиваться до 10 минут при наличии физической активности и познаватель­ного интереса детей.


КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ

Занятие 1

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечная собака.

В гости к детям пришла собака. Взрослый предлагает по­здороваться с ней разными способами, поздороваться друг с другом.

2. Упражнение «Как собака»

Задача: укреплять мышцы языка, развивать речевое дыхание, снимать зажимы артикуляционного аппарата.

Материал: игрушечная собака.

— Собака спешила в гости к детям и очень устала. Давайте
покажем друг другу, как она дышит.

Взрослый демонстрирует частое ротовое дыхание с силовым вдохом и выдохом.

Затем по примеру ведущего дети высовывают язык и произ­водят движения высунутого языка: вверх, вниз, по кругу, высу­нуть, убрать и т. д.

— Собаке жарко, давайте на нее подуем. (Дети дуют по при­
меру ведущего.) Собаке стало хорошо. Как она говорит? Ох-х.
(По примеру ведущего дети на выдохе произносят: «Ох-х».)

Необходимо следить затем, чтобы дети правильно выполня­ли инструкцию и после задания расслабляли мышцы лица.

3. Чтение стихотворения «Собака»

Задача: стимулировать речевую активность детей. Материал: игрушечная собака.

Взрослый читает стихотворение. Затем просит детей повто­рить то, что они запомнили. Повторное чтение стихотворения сопровождается движениями детей в соответствии с текстом.

К нам пришла собачка,

Хвостиком виляет,

Глазками моргает,

Очень громко лает:

«Ав-ав-ав-ав».


4. Беседа о собаке

Задача: развивать мыслительную операцию (анализ), стимули­ровать речевую активность детей. Материал: игрушечная собака.

Взрослый задает детям следующие вопросы:

— Как зовут собаку?

— Где живет собака?

— Какие части тела есть у собаки?

— Чем питается собака? -

— Как называются детеныши собаки?

Затем взрослый обобщает ответы в единый рассказ об игруш­ке и просит детей повторить.

5. Упражнение «Собака в будке»

Задача: развивать моторику на макроуровне.

Взрослый предлагает детям представить себя собачками. Собаки лежат в будках (сесть на согнутые в коленях ноги, наклонить туловище вперед, опереться на согнутые в локтях руки). Затем собака вытягивает передние лапы, потягивается и зевает. (Взрослый демонстрирует: руки вытянуть вперед, потянуться туловищем за руками, зевнуть.) Затем собака снова ложится. (Повторить несколько раз.)

6. Упражнение «Палочка»

Задача: развивать моторику на микроуровне, формировать ки­нестетический контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: палочки диаметром 1,5 см.

— Собака любит играть с палочкой. Катать палочку. Давай­
те мы, как собачки, покатаем палочку. (По примеру взрослого
дети катают палочки по иолу, по столу. Упражнение выполняют
обеими руками. Затем дети катают палочку каждым пальчиком
обеих рук.)

7. Упражнение «Дорога домой»

Задача: развивать моторику па микроуровне, развивать кине­стетический контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: карандаши, листы бумаги с. простым лабиринтом или чистые.

— Собака хочет домой, но не знает, куда идти Давайте на­
рисуем ей дорогу домой. (Каждый рисует спою дорогу. Дети


выполняют упражнение обеими руками, даже если плохо полу­чается. Затем проводят дорогу каждым пальчиком обеих рук.)

8. Прощание

Все становятся в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания».

Занятие 2

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечная собака.

В гости к детям снова пришла собака. (Дети здороваются с ней разными способами, здороваются друг с другом.)

2. Упражнение «Как собака»

Задача.: укреплять мышцы языка, развивать речевое дыхание, снимать зажимы артикуляционного аппарата. Материал: игрушечная собака.

— Давайте вспомним, как собака дышит, когда устает. Ка­кие движения делала собака языком? Когда собаке было жарко, как мы на нее дули? (Дети вспоминают с помощью ведущего, что было на предыдущем занятии, и выполняют задания.)

3. Упражнение «Назови одним словом»

Задача: развивать мыслительные операции (обобщение, и клас­сификация).

Материал: карточки с изображениями.

Взрослый просит детей внимательно посмотреть на картинки и назвать предметы одним словом:

Яблоко, груша, слива — это... (фрукты)

Малина, клубника, смородина — это... (ягоды)

Капуста, картофель, помидор — это... (овощи)

Платье, брюки, свитер — это... (одежда)

Хлеб, сосиски, сыр — это... (еда, пища)

Туфли, босоножки, сапоги — это... (обувь)

Собака, кот, корова — это... (домашние животные)

Круг, квадрат, треугольник — это... (геометрические фигуры)

4. Упражнение «Запомни и назови картинки»

Задача: развивать мыслительную операцию (классификация), развивать кратковременную память.


Материал: карточки с изображениями.

Выполнение данного упражнения строится на основе предыду­щего. Используются те группы карточек, которые дети не смог­ли обобщить или справились с помощью взрослого.

Взрослый показывает детям группу карточек и просит на­звать все предметы одним словом. Затем карточки закрываются и дети должны перечислить предметы, которые они запомнили.

5. Упражнение «Собака в будке» (см. занятие 1, с. 12)

6. Упражнение «Палочка» (см. занятие 1, с. 12)

7. Выкладывание по образцу

Задача: развивать моторику на микроуровне, развивать зритель­ный контроль за движениями руки во время выполнения действий.

Материал: счетные палочки, образцы с узорами на каждого участника (используются простые узоры).

— Собака уже хочет домой, но дорогу забыла. На прошлом занятии вы рисовали ей дорогу домой, а сейчас давайте выло­жим дорогу с помощью счетных палочек.

Каждый выкладывает свою дорогу. Упражнение выполняют обеими руками, даже если плохо получается. Затем проводят дорогу каждым пальчиком обеих рук.

8. Прощание

Взрослый просит детей попрощаться друг с другом так, как это сделали бы собачки (например: потереться носами).

Занятие 3

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: мешок, игрушечный кот.

Взрослый находит красивый мешочек, из которого доносятся какие-то звуки. Предлагает детям взглянуть, кто в нем. Достает котенка. Ребята здороваются с ним.

2. Упражнение «Блюдечко»

Задача: укреплять мышцы языка, снимать зажимы артикуля­ционного аппарата.

Материал: блюдце, молоко для кота.

Кот говорит детям, что играл с мешком, залез и него, а вы­лезти не смог. Долго просидел в мешке и очень хочет кушать.


Взрослый предлагает покормить котенка (дает ему блюдечко с молоком). Дети также имитируют движения языка котенка: язык вынуть изо рта и тянуть к носу (2—3 с), затем тянуть к подбородку (2—3 с).

3. Упражнение «Ленивый котенок»

Задача: тренировать неречевое дыхание, развивать моторику на макроуровне.

— Котенок наелся. Он сыт. Сейчас отдыхает и потягивается. Давайте потянемся, как котики.

Взрослый демонстрирует: поднять руки вверх, затем вытя­нуть вперед, потянуться, как котик. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [а]. По­вторить несколько раз.

4. Упражнение «Найди фигуру»

Задача: развивать мыслительную операцию (анализ).

Прямоугольников одного цвета на каждого участника.

Взрослый просит детей выполнить задание: показать геометри­ческую фигуру — квадрат (круг, треугольник, прямоугольник).

5. Упражнение «Составь картинку»

Задача: развивать мыслительную операцию (синтез). Материал: картинка-образец с изображением круга, разрезан­ные картинки с изображением круга по количеству детей.

— Кот принес картинку. Вот какой круг нарисован. (Взрос­
лый демонстрирует картинку-образец с изображением круга.)
Вот еще такие же картинки, но они разрезаны на части. Посмо­
трите, как я составлю одну. (Демонстрирует составление кар­
тинки.) Теперь каждый составит свою картинку.

Образец находится перед детьми.

6. Игра «Мы котята»

Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение. Материал: магнитофон.

Звучит негромкая медленная музыка. Взрослый собирает де­тей на ковре и говорит:

— Кот предлагает нам побыть котятами. Ветер подул, фор­
точка открылась — котенку стало холодно, и он сжался. Фор­
точку закрыли — котенку стало жарко, и он расслабился.


Взрослый сопровождаетт свои слова показом. Повторить не­сколько раз.

7. Упражнение «Покатай лапой»

Задача: развивать моторику на микроуровне, согласованные действия обеими руками, внимание.

Материал: шарики для пинг-понга на каждого участника, мешочек.

Кот говорит: «У меня в мешке есть шарики. Давайте с ними поиграем, покатаем лапой».

Взрослый катает шарик по поверхности стола сначала одной ладонью, потом другой, потом двумя руками вместе. Дети по­вторяют.

8. Вертикальная штриховка рисунка

Задача: развивать моторику на микроуровне.

Материал: листы бумаги с контуром изображения кота, каран­даши по количеству детей.

Взрослый предлагает раскрасить кота, изображенного на ли­сте бумаги.

9. Прощание

Дети прощаются с котом и друг с другом, пожимая руки.

*

Занятие 4

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечный кот.

В гости к детям снова пришел кот. Взрослый предлагает детям поздороваться с ним, используя различные приветствия. Если дети затрудняются, то взрослый помогает.

2. Упражнение «Блюдечко»

Задача: укреплять мышцы языка, снимать зажимы артикуля­ционного аппарата.

Взрослый предлагает детям вспомнить, как кот пил молоко на прошлом занятии. Просит кого-нибудь из детей продемон­стрировать для остальных: язык вынуть изо рта и тянуть к носу (2—3 с), затем тянуть к подбородку (2—3 с).

Взрослый предлагает повторно облизать губы, на которых осталось молоко (по 3—5 кругов в каждую сторону).


 

3. Упражнение «Ленивый котенок» (см. занятие 3, с. 15)

4. Упражнение «Разноцветные котята»

Задача: развивать мыслительные операции (анализ и классифи­кация), зрительное восприятие и внимание.

Материал: на каждого ребенка — по 3 коробки (красного, жел­того, зеленого цвета), картонные фигуры котят (красного, желтого, зеленого цвета), по 3 штуки каждого цвета.

Взрослый раздает каждому ребенку по 3 разноцветные ко­робки и разноцветные фигуры котят.

— Эти коробочки и фигуры котят отличаются друг от друга
по цвету. В каждую коробочку положите фигуру котенка такого
же цвета, как и коробка.

5. Упражнение «Узнать эмоцию» (2 минуты)

Задача: развивать мыслительную операцию (сравнение). Материал: карточки с изображениями грустного и радостного человека.

Взрослый раздает карточки и просит показать радостного человека, грустного. Если дети затрудняются в определении эмоционального состояния, взрослый спрашивает о том, как мо­жет выглядеть грустный человек, радостный человек.

6. Игра «Поймай платочек»

Задачи: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение.

Материал: прутик с привязанной к нему веревкой длиной 0,5 м, на конце которой прикреплен платочек.

— Кот предлагает нам побыть котятами и поиграть с ним
в интересную игру, которую любят все коты. Я буду держать
нитку с привязанным к ней платочком, а вы должны подпрыг­
нуть и прихлопнуть платочек ладонями. (Взрослый держит пру­
тик так, чтобы платочек находился на 5—10 см выше поднятой
руки ребенка.)

7. Упражнение «Кошечка»

Задача: развивать моторику на микроуровие.

Котята садятся за столы и «скребут лапками» — поочеред­ное сгибание фаланг пальцев, потом всех пальцев сжатием ки­стей в кулак. При этом локти положены на стол и кисти рук опущены вниз.


8. Рисование карандашами

Задача: развивать моторику.

Материал: рисунки кота, цветные ка­рандаши.

Взрослый предлагает на прощание сделать коту подарок: на­рисовать возле кота мяч и заштриховать его,

9. Прощание

Каждый ребенок дарит коту свой рисунок и говорит ему какое-нибудь пожелание. Потом дети прощаются друг с другом, желая всего хорошего.

Занятие 5

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.

В гости к детям пришел Петрушка. Взрослый предлагает поздороваться с ним разными способами, которые они приду­мают сами.

2. Упражнение. «Трубочка»

Задача: развивать четкие, энергичные движения губ, снимать зажимы артикуляционного аппарата.

_ Петрушка очень веселый. Он любит играть, шалить. Он

знает много разных забавных игр и предлагает нам поиграть с губками. Посмотрите, как он это делает.

Взрослый демонстрирует: губы сомкнуть и вытянуть в тру­бочку, произнести: «у-у-у», затем расслабить мышцы губ. Дети повторяют несколько раз.

3. Упражнение «Надуть живот»

Задача: тренировать неречевое дыхание.

— Петрушка еще умеет надувать живот как мяч.

Взрослый демонстрирует: лечь на пол, руку положить на жи­вот и делать глубокий вдох через нос, выпячивая живот (по­лучается круглый живот, похожий на мяч), затем делать выдох через рот. Дети повторяют несколько раз.

4. Отгадывание загадок

Задача: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация); развивать концентрацию внимания.


Петрушка загадывает детям загадки:

Молоко пьет, С хозяином дружит,

Песенки поет, Дом сторожит,

Чисто умывается, Живет под крылечком,

А с водой не знается. (Кошка.) А хвост колечком. (Собака.)

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посередине •— спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья.)

Взрослый обобщает знания детей о домашних животных с по­мощью следующих вопросов:

— Где живут кошка, собака и свинья?

— Кто строит им жилища?

— Чем питаются эти животные?

— Кто их кормит?

— Кто их детеныши?

— Как назвать одним словом кошку, собаку и свинью?

5. Упражнение «Составь картинку»

Задача: развивать мыслительную операцию (синтез).

Материал: кукла Петрушка, картинка-образец с изображени­ем Петрушки, разрезанные картинки с изображением Петрушки по количеству детей.

— Петрушка принес рисунок. Вот он какой красивый. (Взрос­
лый демонстрирует картинку-образец с изображением Петруш­
ки.) Вот такие же картинки, но они разрезаны. Посмотрите, как
я составлю одну. (Демонстрирует составление картинки.) Теперь
каждый составит свою картинку.

Упражнение выполняется с опорой на образец.

6. Релаксационный танец под музыку

Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение, развивать воображение. Материал: кукла Петрушка, магнитофон.

— Петрушка очень любит танцевать. Он принес кассету со
своей любимой музыкой (песней) и предлагает нам ее послушать
и потанцевать.

Звучит мажорная музыка. Детям предлагается подвигаться

под музыку.


7. Упражнение «Лимон»

Задача: развивать моторику.

Взрослый предлагает детям стать в круг и представить, что у каждого в руке есть лимон, из которого нужно выжать сок. Взрослый демонстрирует: стоя, опусти, руки ними. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку вкулак. Почувство­вать, как напряжена рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

8. Игра с карандашом

Задача: развивать внимание, моторику на микроуронне, согла­сованность действий обеими руками.

— Сейчас мы поиграем с карандашом. Положите руки на
стол. Возьмите карандаш и положите его на ладонь, как делаю
я. Другой ладонью накройте карандаш и прокатайте палочку
между ладонями. (Дети повторяют несколько раз. Постепенно
нажим ладоней на карандаш усиливается.)

9. Прощание

Дети прощаются с Петрушкой и друг с другом, желая хоро­шо провести день.

Занятие 6

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечный заяц.

К детям прибегает заяц. Он испуган, дрожит, говорит, что за ним гонится лиса.

2. Упражнение «Зубки стучат»

Задача: развивать четкие энергичные движения нижней челюстью.

Взрослый предлагает детям показать, как у зайца зубы сту­чат от страха. (Дети выполняют энергичные движения нижней челюстью.) Повторить несколько раз.

— Заяц так испуган, что может сказать только: «Ды-ды-ды».
(Взрослый просит детей произнести «ды-ды-ды» вместе с зайцем.)

3. Упражнение «Ох, ах!»

Задача: развивать речевое дыхание.

Взрослый просит детей показать, как расстроился заяц. (Дети произносят: «Ох, ах!») Повторить несколько раз.


4. Беседа о зайце

Задача: развивать мыслительную операцию (анализ), стимули­ровать речевую активность детей.

Взрослый задает детям вопросы:

— Где живет заяц?

— Чем он питается?

— Заяц дикое или домашнее животное? Почему?

— Какого цвета заяц зимой, какого — летом?

— Как называются детеныши зайца?

— Кто добывает ему пищу?

Затем взрослый обобщает ответы в единый рассказ об игруш­ке и просит детей повторить.

5. Упражнение «Найди одинаковое»

Задача: развивать мыслительную операцию (сравнение).

Материал: карточка с изображением 4-х зайцев, 2 из которых одинакового цвета; карточка с изображением 4-х зайцев, 2 из кото­рых одинаковой формы; карточка с изображением 4-х зайцев, 2 ил которых похожи по цвету и форме.

Взрослый, показывая первую карточку, просит детей найти двух одинаковых зайцев (цвет). Затем показывает карточку, где зайцы схожи по форме и также просит найти двух одинаковых. После предъявляется карточка, где два зайца схожи одновре­менно по цвету и форме.

После каждого предъявления взрослый уточняет у детей, на основе какого признака они выбрали двух одинаковых зайцев.

6. Игра «Зайчата»

Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение. Материал: магнитофон. Взрослый собирает детей на ковре.

— Представьте, что вы стали зайчатами. Наступила ночь.
Зайчата спрятались под куст, сжались в клубок и опустили го­
ловы, закрыли глазки. Сладко спят зайчата. Но вот на смену
ночи пришло утро. Солнечные лучи коснулись зайчат и стали
их будить. Зайчата медленно просыпаются. Вот они осторожно
пошевелили пальчиками на лапках, открыли глазки, медленно
приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотре­
лись вокруг. Пора вставать — они расправили лапки, привста­
ли, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. С добрым
утром, зайчата. (Свои слова взрослый сопровождает показом.)


7. Упражнение «Передай по Кругу»

Задача: развивать моторику на микроурошн-.

Материал: морковка.

Взрослый предлагает детям поиграть (морковкой. Для это­го дети становятся в круг спиной к центру, передают морковку друг другу по кругу.

8. Упражнение «Дорисуй картину»

Задача: развивать моторику на микроуровне.

Материал: цветные карандаши и незаконченные рисунки по количеству детей.

Взрослый предлагает детям дорисовать рисунки: у солныш­ка — лучики, у зайца — усы, у елки — иголки. Следит за тем, чтобы линии были прямые, нужного размера и цвета.

9. Прощание

Дети по очереди обнимают зайца, прощаясь с ним.

Занятие 7

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечный заяц.

В гости к детям приходит заяц. Он приветствует детей и бла­годарит их за то, что они в прошлый раз его приютили.

2. Упражнение «Зубы стучат»

Задача: развивать четкие энергичные движения нижней челюстью.

Взрослый предлагает детям вспомнить, как у зайца зубы стучали от страха. Дети выполняют энергичные движения нижней челюстью. Повторить несколько раз. Потом взрослый просит детей вспомнить, что говорил заяц, когда был испуган. Вместе с зайцем дети произносят: «Ды-ды-ды».

3. Упражнение «Ох, ах!»

Задача: развивать речевое дыхание.

Взрослый просит детей вспомнить, как расстроился заяц. Дети произносят: «Ох, ах!»

4. Упражнение «Выложи по образцу»

Задача: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).


Материал: карточка-образец с изображением зайца, выполнен­ного из геометрических фигур: круг (голова, глаза), овал (туловище, уши), треугольник (нос), прямоугольник (рот, лапы); листы бумаги и приготовленные наборы форм на каждого участника.

Взрослый показывает детям карточку-образец и предлагает выложить из геометрических фигур такого же зайца.

5. Упражнение «Цветные зайцы»

Задача: развивать мыслительную операцию (сериация). Материал: набор силуэтов зайцев из 3-х штук (белый, серый, черный) на каждого участника.

Взрослый просит выложить зайцев по цвету: от самого свет­лого до самого темного.

6. Игра «Зайчата» (см. занятие 6, с. 21)

7. Упражнение «Передай по кругу» (см. занятие 6, с. 22)

8. Прокатывание мячей

Задача: развивать зрительный анализатор, моторику на микро­уровне.

Материал: маленькие мячи по количеству участников, коробка.

Заяц вынимает из коробки маленькие мячики и предлагает с ними поиграть на полу, перекатывая мяч от одной руки к дру­гой пальчиками.

9. Прощание

Дети, взрослый и заяц протягивают руки вперед и соединя­ют в центре круга. Тихо так стоят, пытаясь наполниться теплом, любовью и добротой.

Занятие 8

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечный медвежонок.

В гости к детям пришел медвежонок. Дети здороваются с ним разными способами, здороваются друг с другом.

2. Упражнение «Чашка»

Задача: укреплять мышцы языка, снимать зажимы артикуля­ционного аппарата.

Взрослый предлагает детям изобразить с помощью языка ча­шечку. Взрослый демонстрирует: рот широко открыт, широкий


язык поднят к верхним зубам, но нг кмеиптн их. Повторить не­сколько раз.

3. Упражнение «Ароматный мёд»

Задача: развивать речевое дыхание.

Дети имитируют наслаждение ароматным медом; медленный вдох через нос, плавный выдох через рог со звуком «а-а-а». По­вторить несколько раз.

4. Отгадывание загадки.

Задача: развивать мыслительную операцию (анализ), концен­трацию внимания. Взрослый загадывает детям загадку:

Мед в лесу у пчел прошу,

Шубу бурую ношу.

В цирке часто выступаю,

Ребятишек развлекаю.

А за то, как я хожу,

И за то, как ставлю лапы,

Все зовут меня, скажу,

Почему-то косолапым. (Медведь.)

5. Беседа о медведе

Задачи: развивать мыслительные операции (анализ и обобще­ние), стимулировать речевую активность детей, обогащать словарь.

Материал: игрушечный медвежонок.

Медвежонок говорит: «Вы так быстро отгадали загадку про меня. Мне очень понравилось слушать. Посмотрите на меня и расскажите еще о том, какой я». Взрослый помогает рассказы­вать, задавая вопросы детям по следующей схеме:

— Какого цвета медвежонок?

— Какие части тела у него есть?

— Где живет?

— Чем питается?

— Медведь дикое или домашнее животное?

6. Игра «Медвежата»

Задача: развивать моторику на макроуровне, активность детей.

— Представьте, что мы медвежата. Мы твердо стоим на
земле (ноги расставлены на ширину плеч, немного согнуты
в коленях, руки согнуты в локтях, пальцы на руках растопыре­
ны, ладони повернуты друг к другу). Почувствуйте, как ваши


стопы упираются в землю. (Взрослый одновременно показыва­ет действия.)

— Теперь внимательно присмотритесь к тому, что есть на земле, стараясь не сдвигать ноги с места.

К. пашей правой лапе подползает муравей — поднимите ее, чтобы муравей спокойно прополз под ней. Опустите лапу.

Смотрите, к нашей левой лапе подползает муравей. Давайте и его пропустим (поднять ногу). Опустите лапу.

Дальше движения повторяются в быстром темпе. В резуль­тате получается походка медведя.

7. Упражнение «Возьми шишку»

Задача: развивать моторику на микроуровне, глазодвигатель­ную реакцию, внимание.

Материал: небольшие шишки по количеству участников. Медвежонок говорит: «Я принес вам для игры шишки. Давайте с ними поиграем.

Шишка захватывается пальцами ноги и переносится в сторо­ну. То же повторить с другой ногой.

Далее шишку положить на стол, накрыть ладонью правой руки и покатать по кругу, затем ладонью левой руки прокатать шишку по кругу.

8. Обведение шаблона медведя

Задача: развивать моторику на микроуровне. Материал: листы бумаги, шаблоны медведя по количеству участников, простые карандаши.

Детям предлагается сделать рисунок медведя: обвести на листах бумаги шаблон.

9. Прощание

Взрослый предлагает детям попрощаться так, как это сдела­ли бы медвежата.

Занятие 9

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: игрушечный медвежонок.

В гости к детям снова пришел медвежонок. Дети здоровают­ся с ним разными способами, здороваются друг с другом.


2. Упражнение «Чашка»

Задача: укреплять мышцы языка, снимать зажимы артикуля­ционного аппарата.

Взрослый от имени медвежонка предлагав! поиграть в игры с участием губ и языка.

— Давайте вспомним, как мы па прошлом занятии делали чашечку.

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки (слегка приподнять кончик языка).

3. Упражнение «Ароматный мед» (см. занятие 8, с. 24)

4. Упражнение «Разложи по порядку»

Задача: развивать мыслительную операцию (сериация).

Материал: наборы фигур медведей (3 штуки) разных по вели­чине по количеству участников.

Взрослый выкладывает перед каждым ребенком набор фи­гур и просит положить фигуры в ряд от самого большого к са­мому маленькому, затем наоборот.

5. Упражнение «Подбери похожий»

Задача: развивать мыслительные операции (анализ, сравнение и сериация").

Материал: наборы фигур медведей (8 штуки) разных по вели­чине, наборы квадратов (по 3 штуки) разных по величине по коли­честву участников.

Упражнение выполняется в связке с предыдущим. Взрос­лый предлагает детям дать каждому медведю квадрат такого же размера, как и медведь.

6. Игра «Медвежата» (см. занятие 8, с. 24)

7. Упражнение «Возьми шишку» (см. занятие 8, с. 25)

8. Штриховка шаблонов

Задача: развивать моторику на микроуровне. Материал: рисунки медведей с предыдущего занятия, коричне­вые карандаши по количеству участников.

Взрослый предлагает закрасить рисунки медведя штрихами.

9. Прощание

Дети дарят медвежонку рисунки и прощаются с ним.


Занятие 10

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу. Материал: кукла Петрушка.

В гости к детям снова пришел Петрушка. Взрослый пред­лагает поздороваться с ним.

2. Упражнение «Достань до кончика носа»

Задача: укреплять мышцы языка, развивать неречевое дыха­ние, снимать зажимы артикуляционного аппарата.

Взрослый предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли на прошлом занятии, и поиграть в них снова. Взрослый просит кого-нибудь продемонстрировать игру для остальных. (Язык максимально высунуть изо рта и тянуть к носу 2—3 с. Затем язык резко втягивать, рот «захлопывать»). После демон-

лый следит за тем, чтобы дети дышали во время выполнения упражнения.

3. Упражнение «Поцелуй»

Задача: развивать у детей четкие, энергичные движения губ.

— Петрушке понравилось, как вы запомнили игру. Он хочет
показать вам еще одну новую игру. (Взрослый демонстрирует:
губы сжаты, зубы сомкнуты, втянуть воздух, щеки втянуты.
Чмокать губами, как при поцелуях.)

4. Отгадывание загадок

Задача: развивать мыслительные операции (анализ, синтез), концентрацию внимания.

Петрушка загадывает детям загадки:

Хожу в пушистой шубе, Комочек пуха,

Живу в густом лесу. Длинное ухо,

В дупле на старом дубе Прыгает ловко,

Орешки я грызу. (Белочка.) Любит морковку. (Заяц.)

Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками. (Еж.)

Взрослый обобщает знания детей о диких животных с помо­щью следующих вопросов:

— Где живут белка, заяц, еж?

— Кто строит им жилища?


— Чем питаются эти животные?

— Кто их кормит?

— Как назвать одним слоном белку, зайца и ежа?

5. Упражнение «Найди детенышу маму»

Задача: развивать мыслительные операции (обобщение и клас­сификация).

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Взрослый демонстрирует-картинку детеныша животного. Де­тям необходимо на остальных картинках найти его маму.

6. Релаксационный танец под музыку

Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение, развивать воображение. Материал: кукла Петрушка, магнитофон.

Взрослый предлагает детям подвигаться под музыку имеете с Петрушкой.

7. Упражнение «Лимон» (см. занятие 5, с. 20)

8. Игра с карандашом (см. занятие 5, с. 20)

9. Прощание

Каждый ребенок прощается с Петрушкой и говорит ему какое-нибудь пожелание.

Занятие 11

1. Установление контакта

Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.

Материал: костюм Осени.

В гости к детям приходит Осень. Здоровается с детьми и при­соединяется к сидящим в кругу, берется с ними за руки. Глядя соседу в глаза, все молча улыбаются друг другу.

2. Упражнение «Ветер»

Задача: развивать неречевое дыхание.

Осень предлагает детям превратиться в ветер. По сигналу «сильный ветер» дети дуют сильно, «слабый ветер» — дуют слабо, тихо.

3. Упражнение «Улыбка»

Задача: тренировать губные мышцы.


Взрослый предлагает порадоваться тому, что у ребят полу­чился отличный осенний ветер. Дети и взрослый улыбаются. (Губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.)

4. Беседа об осени

Задача: развивать мыслительные операции (анализ, синтез и обоб­щение), стимулировать речевую активность детей. Материал: осенние листья.

Дети отвечают на вопросы ведущего:

— Какая пора года сейчас?

— Как мы узнаем о том, что пришла осень?

— Какие деревья осенью?

— Солнце греет?

— Небо какого цвета?

— Чем покрыта земля?

— Какие деревья осенью?

— —В какие игры на улице можно играть осенью?

После вопросов взрослый обобщает:

— Когда наступает осень, становится холодно. Солнце све­
тит, но часто прячется за облака и уже мало греет. День ста­
новится короче. Небо покрыто тучами. Идут дожди. Деревья
теряют листья — это называется листопад. Земля покрыта
опавшими листьями. Люди надевают теплую одежду.

5. Упражнение «Какого цвета?»

Задача: развивать мыслительные операции (сравнение, класси­фикация).

Материал: бумажные листья трех основных цветов (красно­го, зеленого, желтого) и разного размера по количеству детей, две вазы.

Возле каждого ребенка лежат листья разног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: