Вокально-хоровой анализ.




 

 

Хоровая партитура номера «Зимняя ночь» написана a cappella для четырёх голосного смешанного хора с использованием divisi в партиях.

Диапазон партии первых и вторых сопрано – составляет октаву (e1–a2). Aльтовая партия написана в рамках (a–e2). Теноровая партия в рамках (A – a1). Басовая партия в рамках (E–e1). Тесситура партий напряжённая, должен достигаться ритмический и динамический ансамбль, певцы должны быть вокально подговлены, в партитуре множество скачков по интервалам. Но соотношение искусственного и естественного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.

Данная партитура содержит немало интересных вещей. В первую очередь, это использование смешанного хора. Смешанный хор имеет определённую тембровую специфику. Это яркость и высотность в динамически насыщенных эпизодах, мягкость. С точки зрения особенностей «оркестровки», это передача основной партии из одного голоса в другой, самостоятельность партий. Хоровая партитура произведения должна исполняться на хорошем дыхании.

Музыкальный язык сочинения базируется на устойчивой тональной основе, но встречаются кластеры которые представляют сложность для интонации. Тем не менее, он не чуждается использовать определённый гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов. В хоре «Зимняя ночь» мелодике противопоставляется гармония, основу которой наравне с трезвучиями составляют и аккорды более сложной структуры. Точная интонация хроматизмов составляет определённые интонационные проблемы при исполнении. Это также может сказаться на качестве вокально-хоровой интонации. Проблема детонации хорового строя в этом произведении вероятна. Как таковые ритмические проблемы могут возникнуть в произведении. Как уже говорилось, композитор в основном использует сложные ритмические фигуры, нам встречается пунктирный ритм, который делает мелодическое движение подчёркнуто неравномерным. Во всех этих случаях опираясь на чёткое ощущение внутридолевой пульсации должен достичь необходимого ритмического ансамбля. Агогические оттенки на смысловых акцентах привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.

Динамика в произведении, как ритм и темп, очень подвижная. При этом, однако, необходимо дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. Основной способ звуковедения в этом хоре – marcato и staccato. Голосоведение острое. Этот штрих преобладает во всём произведении. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии, не исключено крайне осторожное применение non legato.

Особенности произношения хором текста заключается в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Для необходимом при штрихе staccato, хор должен произносить текст следующим образом. Все гласные максимально отрывисто, а согласные с конца слога не пристёгиваются к началу следующего. Трудностью для хора представится утрированная дикция и сам дикционный ансамбль.

Исполнительская фразировка имеет прямое отношение к структурному членению музыкальной формы.

 

Хоровая партитура произведения написана для смешанного хора. В некоторых смыслах представляет сложность и ее, возможно, выучивать хором вместе, по своим масштабам оно небольшое. На первом этапе разбирать сочинение по партиям, пропевая их как по сольфеджио, а также на звуки «пэ», «па», и др., что должно помочь в достижении единообразного звучания. В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления на восьмые. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий. После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному, четкому, связному произношению слов. На следующем этапе главным является достижение сбалансированности всех компонентов партитуры произведения, как по динамике, так и по другим элементам музыкальной выразительности. Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание произведения, генеральная репетиция и концертное выступление.

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется высокое положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону повышения в моменты динамических кульминаций, так и понижения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения. Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом staccato, разделением функций рук, дроблёными вступлениями. Форма кисти – плоская. Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, интерпретация фермат, дифференцированный показ руками, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий.

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером 6/8 и 9/8. Следует то, что за счётную долю необходимо взять «четверть». Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет двухдольная и трёхдольная. Так как метрическая организация партитуры не стабильна, то и схема тактирования будет изменяемой.

 

 


 

Список литературы

 

 

1. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка, 1991. -79 с.

 

2. Гумилёв Н. Капитаны: Стихотворения. Поэмы — Нижний Новгород: ВВКИ, 1991.-287 с.

 

3. Долинская Е. О русской музыке XX века. 60-е 90-е годы: учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки». — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Композитор, 2004. - 127 с.4. Жукова О. Актуальность традиции: Художественное творчество в истории русской культуры. -М., 2005. 208 с.

 

4. История хоровой музыки и вопросы хороведения: вып. 6. / Петрозаводская государственная консерватория. Кафедра хорового дирижирования. Петрозаводск, 2003. - 91 с.

 

5. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. М.: Наука, 1965. - 464 с.

 

6. Климовицкий А. Юрий Фалик // Композиторы Российской Федерации: выпуск 5. М.,1994. - С.279-321.

 

7. Копытман М. Хоровое письмо. — М., 1971. 199 С.

 

8. Левандо П. Хоровая фактура. Л.: Музыка, 1984. — 124 е.: нот.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: