ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СТЕПЕНИ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА И НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В НЕМ




Проблемы в развитии коллектива и пути преодоления негативных явлений в его жизнедеятельности

 

Еремеева Юлия Дмитриевна

Математический факультет

141 группа

 

 

Пермь, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 5

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СТЕПЕНИ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА И НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В НЕМ... 8

ВЫВОД.. 12

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Классный руководитель в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно в школьном возрасте, предать отношениям детей с взрослыми
и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка,
но и для всего ученического коллектива.

В настоящее время значительное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-психологических отношений
в коллективе.

Объект исследования: ученический коллектив 8 «Д» класса муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Мастерград» города Перми.

Предмет исследования: процесс взаимодействия учащихся
по организации классного коллектива и преодоления негативных явлений
в его жизнедеятельности.

Цель исследования: разработка внеурочной деятельности, направленной на сплочение классного коллектива.

Задачи:

· изучить уровень сформированности коллектива класса и характер его влияния на развитие учащихся;

· включить подростков в анализ причин того или иного положения в коллективе и прогнозирование путей преодоления негативных явлений в жизни класса;

· наметить стратегию и тактику взаимодействия классного руководителя и детского коллектива с учетом уровня его развития.

Гипотеза: если разработать содержание этапов развития взаимоотношений учащихся друг с другом, а также определить систему путей организации форм взаимодействия в процессе формирования отношений учащихся друг с другом, то формирование ученического коллектива в школе будет возможным.

Методы исследования:

· анкетирование;

· беседа;

· наблюдение.

Этапы исследования:

I. Теоретическое обоснование.

II. Констатирующий: диагностика работы класса и классного руководителя.

III. Формирующий: тренинг «Мы вместе, и это здорово!».

IV. Итоговый. Анализ.

База эксперимента: 8 «Д» класс муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Мастерград».

 

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Воспитательный коллектив: назначение и сущность

Воспитательный коллектив класса представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника.

Коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей и перспектив совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в совместной жизни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентаций на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена коллектива, реализация идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества.

Признаки коллектива

1. Общественно-значимая цель: коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения. Школьный класс − коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель
и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанника. Кроме того, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних.

2. Общественно-значимая деятельность: межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только
в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть общественно полезной и значимой и приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику.

3. Отношения ответственной зависимости − формальная
и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей. При этом важно соблюдение условий: научение исполнению поручения и контроль. Тогда только система поручений позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена − и взрослого, и школьника.

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого члена коллектива. В современной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны
с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.

5. Единая система требований во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности,
в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении
ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть выражена во множестве вариаций требований: требование-приказ, требование-совет, требование-намек, требование-удивление, требование-рекомендация, требование-побуждение, требование-просьба. Это убережет классного руководителя от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться конформизму, провоцировать нонконформизм. В коллективах высокого уровня развития высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, требования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища с полувзгляда.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. В классе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испытали радость общения. И за этим, как правило, следует ребячье: «А давайте еще!». Тогда классный педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффективность максимально высока. Традиционными могут стать праздники рождения школы, класса; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты
и «огоньки»; круглые столы с различной тематикой; большие ролевые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года.

Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: «Живи для улыбки друга!», «Каждому − дело по душе!», «Трудную и неблагодарную работу выполняет лучший!», «Если беда – все
на помощь!», «Все дела − творчески, иначе – зачем?!». Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных отношений − один из путей сплочения и развития ученического коллектива. Причем эти формы традиций в реальной практике воспитания практически всегда выступают в единстве.

7. Связь с другими коллективами: общешкольным, педагогическим, подшефным, трудовым, других учебных заведений. При этом должны быть линии взаимодействия: ученический коллектив «берет» для себя что-то
и «отдает» что-то другим.

8. Коллектив имеет свою историю развития. Это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования к высшим. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.

Характерные особенности коллектива и позиция классного руководителя

1. Любой коллектив имеет структуру: формальную и неформальную.

2. Позиция школьника сложна и неоднозначна, порой даже противоречива, ибо каждый человек одновременно является членом многих коллективов: временных и постоянных, учебных и производственных, обязательных и досуговых, одновозрастных и разновозрастных, в школе
и вне ее − в учреждениях дополнительного образования, в неформальных объединениях и детско-юношеских организациях.

3. Особенность педагогической позиции в детском коллективе проявляется в том, что она должна быть скрытой. Она изменяется
с изменением и развитием детского коллектива от низших стадий к высшим.

Стадии развития коллектива

1. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений.

2. Требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации.

3. Требования коллектива.

4. Наивысшая − каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе.

По мере развития коллектива меняется позиция классного руководителя в детском коллективе от авторитарно-декларативной
на низшей стадии развития до подлинно демократической, доверительной позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Негативные явления в коллективе

Работа по предупреждению и преодолению негативных явлений
в ученическом коллективе: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров, недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции взрослого в детском коллективе.

Воспитатель вырабатывает специальную стратегию и тактику предотвращения и преодоления этих явлений.

 


 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СТЕПЕНИ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА И НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В НЕМ

Констатирующий этап



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: