Общая характеристика искусства Нидерландов 15-16 вв собрании ГЭ




Осмотр следует начинать в залах посвящённых искусству Нидерландов 15 в. расположенных в западной Романовской галерее Малого Эрмитажа 261, затем в Аполлоновом зале 260, где находятся шпалеры 16 в., вытканные в мастерских Брюсселя,далее вернуться в романовскую галерею 262 к картинам 16 в., затем пройти в библиотечный коридор 258

Собрание нидерландской живописи насчитывает около 160 картин, явл. лучшим в музеях России. Работы нидерландских мастеров редко встречались в больших коллекциях, приобретавшихся русским двором во 2й половине 17-сер 19вв., поскольку интересы собирателей были в основном направлены на искусство Италии и Франции. Тем не менее в конце XVIIIв.. несколько нидерландских картин попали в Эрмитаж (некот считались работами др школ). В числе картин из собр Кроза в 1772 был триптих «Исцеление иерихонского слепца» кисти Луки Лейденского. В 1854 створки триптиха с изображением герольдов оказались в числе картин, отклоненных Николаем I для размещения в залах Нового Эрмитажа и проданных на аукционе. Через 30 лет их обнаружили в частной коллекции в Петербурге и в 1886 вновь купили.

Из собрания Брюля в 1769 в Эрмитаж поступили 2 редких групповых портрета амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса. Событием для Эрмитажа было приобретение в 185- г. На аукционе собрания нидерландского короля ВиллемаII картины «Благовещение»Яна ванЭйка (продана в 1930). Из того же собрания поступили 2 важн работы – «Снятие с креста» Яна Госсарта и «Мария во славе Яна Провоста

По завещанию Татищева бывшего рус посла в Мадриде, Неаполе, Нидерландах – музей получил жемчужину эрмитажной коллекции диптих «Троица» и «Мадонна с младенцем у камина кисти РобераКампена, зачинателя нац школы Нидерландов наряду с ванЭйком. В 1917-1920 гг. картины из бывших особняков пополнили собрание.

Ранненидерландской живописью традиционно называют картины, относящиеся к XV-XVI вв. В Эрмитаже коллекция ранних Нидерландов является не очень большой по количеству (немного меньше двухсот картин), однако среди них есть шедевры нидерландской школы. Безусловно к ним можно отнести произведения РобераКампена (Диптих Троица – Мадонна с Младенцем у камина), Рогираван дер Вейдена (Святой Лука, рисующий Мадонну), Триптих Гуго ван дер Гуса – Поклонение волхвов, Триптих Лукаса Ван Лейдена – Исцеление иерихонского слепца, Два групповых портрета амстердамских стрелков работы Дирка Якобса, Мария во славе – Яна Провоста, картины Питера Брейгеля младшего и Яна Мандейна.Очень значительной и невосполнимой утратой стали распродажи эрмитажных картин в 1920-х – 30-х гг. Нидерландская часть экспозиции лишилась своих жемчужин - картин Яна ванЭйка, которые украшают теперь Национальную галерею в Вашингтоне (Благовещение) и Музей Метрополитен в Нью-Йорке (Диптих Голгофа – Страшный суд), Портреты Томаса Грешема с женой кисти Антониса Мора (ныне Рейксмузеум, Амстердам), Благовещение ДиркаБоутса (теперь в музее ГалустаГульбекяна, Лиссабоне) и многие другие.

Галерея Малого Эрмитажа Романовская 261

Часть ДПИ эпохи средневековья, 2я половина – Нидерланды, отдел живописного собрания.

100 вещей Небольшая численность связана с историей коллекции.

когда складывалось ядро коллекции в 18 веке, когда покупались большие коллекции Екатериной второй, этой живописью не интересовались (выбор Рубенс или мастер 15 в. был очевиден). Мода. Интерес пришёл во второй половине 19 века, когда полотна уже обрели свои постоянные места.

Достаточно показательна. На примере нашего собрания что происходило в Нидерландах можно показать

Нидерланды – это современные Голландия, Бельгия, Люксембург, часть северо-восточной Франции – низовые земли – низовья рек.

Оказываются собраны в 15 веке под властью бургундских герцогов. Край богатый.Появляется промышленность, банковское дело, большая доля городского населения. Часть Бургундии. Карл смелый погибает, его дочь Мария выходит замуж за Максимилиана Габсбурга, 1го, в составе империи габсбургов.

Возникает новое искусство. В Европе возникает 2 центра. Италия на юге, на севере Нидерланды. Они тоже открывают окружающий мир, но делают это иначе, чем в Италии. Многое происходит иначе.

В Италии человек – венец творения, в Нидерландах человек – часть огромного мира, качждая частица которого, сотворенная Богом, обладала равной ценностью.. В своем стремлении к отображению реального мира мастера 15 в. развивали традиции нидерландской средневековой миниатюры, достигшейв Нидерландах высокого совершенства. Исполненные сияющими красками, положенными на белый грунт, их картины вызывали восхищение, их приравнивали к драгоценностям. 15е столети в искусстве Нидерландов, нашедших свой самобытный путь в становлении ренессансной культуры стали называть золотым веком.

В.

Ян Ван Эйк (Благовещенье» ушло в Вашингтон в 30е гг 20 в.). 1 из тех худ-ков которые начинают новое искусство в Нидерландах. Вместе с ним работал важный мастер, которого звали

РоберКампен диптих догмат о воплощении дева Мария с младенцем и догмат об искуплении изображающий новозаветную троицу Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя. Лучшее и самое ранне произведение нидерландской живописи в собрании Эрмитажа. Диптих закрывался. Складывался как книга. Появление частного человека, не для церкви. Для домашней капеллы. Искусство ориентируется на частного человека. Средневековый канон. Множество символики.украшение трона, где Бог-отец Пеликан – выкармливает птенцов своих кровью (причастие) = Христос. Львица со львятами – мёртвые львята оживают благодаря рыку на 3 день – воскрешение. Женские фигуры – церковь новая и старая. Вполне традиционное. Пол щашечками, камин рукомойник, в окне мелкие детали. Небывалое внимание ко всем деталям окружающего мира. Свет из окна и камина. Неровные стёклышки окна. Мир проникает в живопись того времени. Меняется отношение к окружающему миру. Если ранее человек существо греховное недостойное внимания, то теперь мир созданный Богом достоин внимания. Для чего-то Бог старался. Для чего-то это нужно. Так возникает интерес к самым мелким деталям окружающего. Нет мелкого, частного.неважного, что недостойно внимания, уважения. Детали имеют символическое значение. Рукомойник и белое полотенце – символы чистоты Марии, открытое окно – символ присутствия святого Духа. Жест – греться, с др стороны защита от будущей судьбы. Это диптих. Когда створки закрываются рукомойник на церковь, голубь на окно… ничего случайно, продуманная строгая программа. 1 из самых важных фигур, начинающих. Эта картина на доске. Легко подлежит анализу, датировке по дереву. Не вызывает вопросов авторство.

Рогирван дер Вейден [1] (младшее поколение) Святой Лука рисующий Мадонну. Работал в основном в Брюсселе. Популярный сюжет Святой Лука 1 из евангелистов, худ-к, пытался нарисовать Мадонну и она предстала перед ним и он смог нарисовать. Святой Лука – покровитель художников. С дотошностью показывает все этапы и подробности и инструменты работы – серебряный карандаш. Цепкость взгляда художника, непонятно встаёт, садится, анатомические проблемы проходят мимо, но что касается окружающего мира всё передано чрезвычайно тщательно, окруж мир становится полноценным героем. Весь мир со всеми деталями. «Использует и телескоп и микроскоп одновременно». После реставрации заиграла красками. Попала по частям (св Лука, отдельно Мадонна – из коллекции Виллема второго). Таких 4 (Бостон.Мюнхен, Брюгге) оригинал или реплика..садик у стены – символ чистоты Марии, голова быка под окном 0 символ святого Луки…

Период иконоборчества не обощёл Нидерланды.

Гуго ван дер Гус поклонение волхвов триптих ( есть ещё 2 картина «Оплакивание»). Слева обрезание (8й день), средняя – поклонение волхвов подносящих дары золото – царственность, ладан – божественность, миро – символ смерти Христа во имя человечества. К сцене поклонения волхвов присоедино поклонение пастухов, взирающих со свода арки. На правой избиение младенцы. Гл тема дополнена эпизодами помещ в верхней части. Непосредственность трактовки, обилие земных деталей, яркий колорит – типичный образец. Удлиненность фигур – укоренившаяся готика. 3 стороны света – волхвы, диковинные люди насыщенный интенсивный цвет. звучность. новая техника – масляная живопись. (большая свобода) больший спектр возможностей – можно создавать связ слой, прозрачный слой. Это важно в свете внимания к мельчайшим деталям.

Гус, Вейден и Кампен – 3 худ-ка, кот заложили основу для буд столетия.

 

Искусство Нидерландов 16 в.

Новый период в истории и культуре Нидерландов, - многообразие художественных исканий, рождавшихся в грозные времена, наступившие для страныс к. 15 в. Нидерланды стали частью огромных владений Габсбургов. С сер 16 в. жесткий террор испанских Габсбургов.борьба за независимость страны шла рука об руку с борьбой за новую реформированную церковь. В к. 16 в. северная провинция освобождается от власти Испании и возникают 2 гос-ва – протестантская Голландия и остававшаяся под властью Испании католическая Фландрия. Собрание дает представление о новых художественных явлениях в нидерландском искусстве 16 в. рождении новых жанров, которые получат блистательное развитие в искусстве Фландрии и Голландии 17 в.

Ян Провост, крупн худ-к г. Брюгге н. 16 в., еще сохр приверженность традициям 15 в. «Мария во славе» (аукцион в Гааге у короля ВиллемаII) алтарный образ, выполненный для собора в Брюгге. 2 сферы – небесная и земная. Мария в золотом сиянии окружена ангелами, вознесена на небеса, потому все празднично на земле. Как на авансцене собрались перед зрителем пророки и сивиллы, рядом библ царь Давид, играющий на арфе., модные одеяния роскошны, веет костюмированными представлениями. В нижней части заметно светское начало. Внимание анатомическому строению, в глубине мирный пейзаж, водная гладь с кораблями, дома на горных склонах. Нет глубокой духовности поэтичности (характ для 15 в.) во время религиозных войн картину замуровали в стене собора, и только через 230 лет собор разрушен французами и картина обнаружена в тайнике.(в аудио нет)

262 - Триптих Жана Бельгамба «Благовещение » - центр часть приемы прямой перспективы, включен портрет заказчика – донатора (аббата монастыря). Пример высокого профессионализма. Пространство, Мария занимается рукоделием – бытовой момент в рамках христианской картины. Портретные изображения персонажей всё чаще начинает встречаться.

Портрет становится отдельным самостоятельным жанром.

 

Рождение новых светских жанров связано прежде всего с Антверпеном, - здесь появляются в числе первых бытовой и пейзажные жанры, новое направление получает портрет.

Портретная живопись как самостоятельный жанр достигла в Нидерландах больших высот ещё в 15 в. в творчестве Яна ванЭйка, РобераКампена и Рогираван дер Вейдена.

Портреты н. 16 в., представленные в Эрмитаже позволяют судить лишь об 1 направлении, сохр популярность ка в 15, так и в 1й половине 16 в.

«Портрет мужчины с гвоздикой » неизв худ. Гвоздика символ помолвки или свадьбы. Но символ многозначен. Символ страстей христовых (не в аудио)

«Портрет мужчины с кольцами» Якоба вн Утрехта – светский свадебный портрет 16 в. высокий статус, поворот в 3 четверти, подходит для изображения частного человека, лицо не приукрашено – хар особенность северного искусства (в отлич от Италии)

 

Развивается жанр Пейзаж

«Сборщики податей» МаринусаванРоймерсвале (последователь основоположника бытового жанра в нидерландской школе Массейса). Деловая и финансовая сторона жизни Антверпена. Ростовщики, менялы, сборщики податей – стремление к наживе. Осуждение греха жадности. Лица вряд ли портретны, но созд образы гротескны, отриц отношение к этой профессии сложившееся в быту. Специфические головные уборы, узнаваемые монеты.начало пути бытовой живописи в Голландии 17 в.

.

Пейзаж со сценой бегства в Египет Херри мет де Блеса (Херри с белой прядью волос) – ранний этап пейзажного жанра, родившегося в 20-30 гг 16 в. панорамный космический пейзаж с отзвуком географических открытий, с познание огромности мира. Еванг сюжет нидерландка Мирия с запеленутым Младенцем, сидящая на милом ослике, но эта часть картины уступает величественному пейзажу, где живут люди, стоят дома, замки, города. Воображаемый пейзаж.бесконечность далей.

Свой вариант панорамного пейзажа создает Ян де Кок в «Пейзаже с фигурами святых» (в аудио нет)

Особенность панорамного пейзажа выражена в картине ИоахимаПатинира «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» - в одном пространстве сосуществуют много эпизодов, каждый из которых мог стать отдельной картиной н. 16 в., у него огромная мастерская. Пейзаж без событий – на это решились в 19 в. (в Германии раньше). Подробно художник рассказывает все события этого города.фигур много, но мы видим как пространство пейзажа. Называют Космический пейзаж. Прием воздушная перспектива – способ показать пространство толща воздуха даёт перспектива. Коричневый зелёный голубой 3 цвета кот.держатся.

«Сад земных наслаждений» Последователи Босха (была в кол Эрмитажа с 19 в.) не входила в каталоги. Почистили – 16 в. (Триптих в Мадриде музыканты мучимы инструментами на кот играли)

В верхней части больше допущений. Название появилось в 20 в. экспрессионизм, сюрреализм, фрейдизм возрождает интерес к Босху. Композиция распадается на много эпизодов. Причудливая компания, алогичная ситуация, моралист, соблазны – ловушки, мотив пойманности, размытая грань между органикой и неорганикой, аллегория 5 чувств, сон, нереальность, отсутствие фиксированной точки зрения.

Ещё 1 последователь Босха - В «Пейзаже с легендой о святом Христофоре» Ян Мандейн обращается к эпизоду средневековой легенды Христофор (великан) перенёс через буш поток ребенка. Христос сидит на шаре с крестом – символ вселенной. На дереве старик отшельник освещает фонарем им путь. Добру противостоит зло, вслед за Босхом, Мандейн населяет фантастическими существами, чудовищами, олицетворяющими грехи и опасности, стоящие на человеческом пути. Река – река жизни. В картине современное художнику вооружение, не обойдены вниманием менялы с конторой в дупле. Голова Христофора рассеченная висящая ев дереве – о его будущей мученической смерти. Религиозные противоречия эпохи. Многие персонажи – фольклорные корни. (роднит Нидерланды и Германию. Не встречается в Италии). Широкие ландшафтные дали. Такой тип панорамного пейзажа процветал в Нидерландах весь 16 в

«Мадонна с младенцем» Мастер женскихполуфигур, возд Рафаэля. Прекрасный панорамный пейзаж – фон лоя Мадонны, кот занята книгой и не видит что малденец тянется к винограду – символ чел сущности Христа, кот должен умереть на кресте во имя искупления чел грехов

Ио ван Клеве «Святое семейство» - целый ряд характерных для нидерландов особенностей (внешнее влияние Леонардо) в ертах Иосифа сходство с гуманистом Эразмом Роттердамским. Тщательно выписаны детали гвоздика – символ страстей, аквилегия – символ печали + натюрморт – нож и разрезанный лимон – 1 из ранних примеров рождения нового жанра.

Ян Госсарт – родоначальник итальянизируюшего направленияв нидерландском искусстве, получившем название романизм «Снятие с креста» уменьшенная подписное авторское повторение алтаря в городе Миддельбурге, уничт иконоборцами в сер 16 в. уроки ренессансных мастеров сказываются в симметрии центрической композиции, умении сгруппировать фигуры в едином пространстве.передача объемов, ракурсов. Узнаются позы заимствованные у Микеланджело, гравюр по картинам Мантеньи и Рафаэля.. Нидерландские корни проявляются в проработке деталей, узоров, украшений. Акценты выделяют фигуры Марии Магдалины в роскошном платье не меньше чем должная быть центром внимания фигура Христа. За исканиями теряется суть совершаемого, искренность нет в аудио.

Худ-ки начинают ездить в Италию и что из этого получается…

Романисты ввели в круг новых тем и образов изображения обнаженной натуры, сюжеты античной мифологии, но интересы в обл формального. Особ сказалось в сер 16 в. – «Святой Иероним» Яна Хемессена, реальный персонаж перевел Библию на латынь.удалился в пустыню, занимался самобичеванием братство романизм, пытались привить в Нидерландах. Иск-во Микеланджело притягательно, получается мощное тело и старческая голова. Романистов было много.

«суд париса» Франса Флориса – вл маньеристов.

«Милосердие» Ламберта Ломбардо – аллегория христ добродетели, тракт как символ христ любви

Автопортрет Ламберта Ломбарда привлекате жизненностью, пластикой, нидерландской точностью передачи

В жанре портрета – на перекрестке местных и ит традиций родлается новый тип, как парадного, так и бюргерского. Просторныйнейтралоьный вон для крупной представительной фигуры в сочетании с живой ххар-кой модели

«Мужской портрет» ПоурбусаСтаршего бюргер

Марин ванХесмерк – представитель романизма триптих Голгофа, ориентация на Микеланджело, н в трактовке формальность элементов, маньеристическиутрированны. Вносит заказчика со всей семьей – как участников события

Триптих Исцеление иерихонского слепца Лукаса ван Лейдена гл шедевр., позднее творение мастера. Ит уроки переработаны органично, уравновеш композиция, в центре кот Христос, объединяет всех в единое. Разноликая толпа по-разному реагирует на исцеление.цвета, позы, жесты. Толпа – герой карьтины. В типичном нидерландском панорамном пейзаже. Предназначалась для госпиталя а не церкви. Сюжет встречается в нидерландах и германии – где реформация – исцеление как прозрение.

Питер Артсен простонар типажи «Торговец дичью »Нет в аудио

Рядом с романистами сущ и др. приверженцы нац традициям Среди них Брейгель «Ярмарка с театральным представлением «Питер Брейгель Младший (сын), копировал произведения отца, писал по мотивам. Композиционный прием увидеть землю с высоты птичьего полета – он в этом не участвует, отстраняется от действа, сцены быта, многочисл эпизоды, фольклорные мотивы. Густо нас. Слепота человеческая, легкого безумия

«Поклонение волхвов» Питер Брейгель Младший действие перенесено в Нидерланды, календарная зима отраж климат условиями. Неуютно в нидерландах, ушли яркие краски – зима! Важные события проходят мимо, тонкий пейзаж.Еванг события переносятся в соврем действительность, суровую.трагическую

«Нападение разбойников на крестьян» Брейгеля младшего – 1 из повтнесохр.. оригинала кисти отца

Внимания заслуживают 2 «Зимних пейзажа» ГейсбрехтаЛейтенса – мастера зимних пейзажей, тонко чувствовал красоту природы своей страны.

Нет в аудио

«Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса (Амстердам) – 1 из самых ранних групповых портретов родившихся в Нидерландах. В Эрмитаже 2 таких. Редкость обычно не покидали стен корпорации.Нигле больше групповых портретов не писали.

в Аполлоновом зале 260, где находятся шпалеры 16 в., вытканные в мастерских Брюсселя, (Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором) голубого и персикового цветов, на полу – мозаика из множества пород дерева, декорированная растительным орнаментом, гирляндами и вазонами.В зале экспонируются фламандские шпалеры XVI века («Бракосочетание Местры», «Медея, приносящая дары Креонту»).)В Эрмитаже хранится несколько редких нидерландских шпалер очень высокого качества. По своему художественному значению они не уступают живописным произведениям и являются гордостью музея. Старонидерландские шпалеры чаще называют фламандскими, так как главным центром их производства была Фландрия. Там существовала целая отрасль промышленности, хорошо организованная, обогащавшая города и страну в целом, так как шпалеры стали одним из главных предметов экспорта.

Шпалеры – стенные ковры с вытканными на них изображениями – были широко распространены в европейских странах начиная с XIII века. Преобладали шпалеры на темы из священного писания, рыцарских романов, античной мифологии или аллегорического содержания. Обычно они выполнялись сериями, по несколько ковров. Они изготовлялись специальными мастерскими, в которых работало значительное количество людей. Тяжелый и кропотливый труд требовал от мастеров большого напряжения и продолжался многие месяцы. Большинство нидерландских живописцев, в том числе наиболее известные – Рогирван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг, Герард Давид и другие, – так или иначе были связаны с производством шпалер.

Довольно часто нидерландские ткачи использовали для своих ковров религиозные сюжеты. Такова серия из четырех шпалер «История Саблонской мадонны». Основой сюжета послужил действительный факт: в 1348 году из Антверпена в Брюссель была перенесена статуя мадонны. Однако это незначительное по сути событие породило множество легенд.

По старинному преданию, благочестивой антверпенской пряхе Беатрисе явилась во сне мадонна, повелела взять в соборе свою статую и перевезти ее в Брюссель, в Саблонскую церковь. На второй шпалере серии, хранящейся в Эрмитаже, изображены три эпизода легенды, разделенные аркадами, которые поддерживаются легкими колонками. Слева – явление мадонны Беатрисе. В центре – Беатриса в Антверпенском соборе перед алтарем на коленях умоляет ризничего отдать ей статую. Справа – мадонна вновь повторяет свое повеление после того, как ризничий отказал Беатрисе. На следующих шпалерах (они хранятся в музее Сенкантенер в Брюсселе) история завершается благополучным прибытием статуи в Брюссель, где ее помещают в Саблонской церкви.

На бордюре шпалер, среди гротескных орнаментов, фигурок путти, масок, рогов изобилия и других мотивов, помещены в пяти бандеролях надписи на латинском языке, объясняющие смысл изображений. Порядок, в котором их следует читать, указан красной буквой алфавита. На последней, четвертой шпалере имеется очень важная надпись о том, что серия заказана в 1518 году начальником почтовых служб Германской империи «досточтимым Франсуа де Таксисом». Его герб и девиз имеются слева вверху на эрмитажной шпалере. Справа – герб его матери, а в центре – герб Германской империи. Интересно, что многие действующие лица шпалер имеют сходство с конкретными людьми. Исследователи обнаружили среди них портреты германского императора Максимилиана I, Маргариты Австрийской, ее мужа, племянницы и племянника, а также заказчика – Франсуа де Таксиса. Возможно, его портрет есть и на эрмитажной шпалере – в центре, рядом с коленопреклоненной Беатрисой. Все они в роскошных одеждах, сшитых по последней моде XVI века. Подобное проникновение реальности в художественные произведения отражает новые тенденции нидерландского искусства.

Есть предположение, что автором картонов серии «История Саблонской мадонны» был Бернар ван Орлей – известный живописец, придворный мастер правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской, очень много сделавший для развития шпалерного искусства в Брюсселе. Он прекрасно чувствовал специфику стенного ковра. В «Истории Саблонской мадонны», которая является его ранним произведением, Бернар ван Орлей придерживается плоскостно-декоративного построения шпалеры, заполняя всю ее поверхность фигурами, сохраняя вертикальный ритм складок. Художнику присущ безупречный вкус в распределении сцен в пространстве, чувство ритма в чередовании масс и линий. Он умел сделать шпалеру праздничной, радостной, нарядной, чему в немалой степени способствовало искусство ткачей, применявших различные оттенки шерсти и шелка, чередовавшегося с золотыми и серебряными нитями.

«История Саблонской мадонны » – одна из лучших шпалер Эрмитажа, к тому же среди других ковров серии лучше всех сохранившаяся.

 


[1] Рогирван дер Вейден Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maître-coutelier) по имени Анри. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. предположение о наличии у него университетского образованияРогир обучается в мастерской РобераКампена, известного, как Флемальский мастер. становится членом городской гильдии живописцев Турне[5].

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ванЭйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

В связи с переездом в важнейший город герцогства, Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский, Мастер Роже де ля Пастюр переводит своё имя с французского на нидерландский и становится Рогиромван дер Вейденом. В марте 1436 Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя» (флам. stadsschilder). В Брюсселе художник проживет до конца своих дней в 1464 году.

Дальнейшая жизнь и судьба живописца связана с долгой и плодотворной работой в качестве официального городского живописца, не испытывающего недостатка в щедрых и многочисленных заказах со стороны герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, представителей знати и богатых купцов-итальянцев.

Сохранилось множество свидетельств тому, что Рогир был очень состоятельным человеком и пользовался особым покровительством Бургундского двора, бывшего в то время на пике своего могущества. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Кроме того, известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина

В юбилейный 1450 г. Рогирван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д'Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческод’Эсте (1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц

Выдающийся гуманист, ученый и философ Николай Кузанский отзывался о Рогире как о величайшем художнике своего времени. В последние годы жизни Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, был и такой значительный представитель следующего за ним поколения, как Ганс Мемлинг. Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как ДиркБаутс и Гуго ван дер Гус. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ванЭйка. Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер; с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды[8]. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие живописцы, от БернартаОрлея до Квентина Массейса. Однако, с ходом времени творчество Рогираван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.

Специальный интерес к ранней нидерландской живописи в Европе пробудился лишь к началу XIX века. К этому времени многие работы мастера приписывались другим художникам, в основном Яну ванЭйку или Дюреру. Так, рассказывают, будто в 1815 годуИоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих, изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм, и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. При этом Гете был уверен, что перед ним — работа Яна ванЭйка, которому алтарь приписывался искусствознанием того времени. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ванМандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ванЭйка.

Огромная часть работ Рогира, львиная доля которых — на светские сюжеты, к настоящему времени утеряна. Восстановление его творческого пути, а также атрибуция работ затруднена тем, что мастер не имел обыкновения подписывать свои работы. Так единственной из сохранившихся к настоящему времени работ Рогира, носящей авторскую подпись, является вашингтонский портрет женщины. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Тем не менее, к настоящему времени творчество Рогираван дер Вейдена по праву занимает одно из самых высоких мест в истории европейской живописи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: