Тема: Динамика общественного развития




Цель: рассмотреть динамику общественного развития, его многовариантность, целостность и противоречивость.

План:

1. Многовариантность общественного развития.

2. Целостность и противоречивость современного мира.

3. Проблема общественного прогресса.

Лекция

Общество, в котором мы живем, находится в постоянном движении. Ученые выделяют три ступени в его развитии: аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное. Формы перемен в обществе: эволюция(постепенные, медленные изменения), реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой либо стороны общественной жизни, не подрывающей основ существующего строя), социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве). Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее.

- Существует ли единый для всех стран путь развития или каждая идет своим путем?

1) Многовариантность общественного развития.

В развитии разных стран и народов немало общего. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет стран с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством др. факторов.

- Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный путь развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем. Существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития.

(Крестьянская реформа 1861г., 1917-1918гг. Россия оказалась перед выбором: либо демократическая республика, либо республика Советов.) В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, народ в определенные моменты своей истории оказывается перед судьбоносным выбором и дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Назревшая потребность в осуществлении экономического роста в разных странах осуществляется либо экстенсивным путем, либо интенсивным.

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции. Создается возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.

2) Целостность и противоречивость современного мира.

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Т. де Шарден: «Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми».(стр.30)

В современном мире значительно усилились интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика. Она охватывает различные сферы жизни общества, включая культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике. Мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Значительную роль в глобализации экономики играют ТНК (стр.31). Глобализация экономики способствует развитию мировой торговли. Крупная зона свободной торговли сложилась в Европе- Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. ВТО – устранение дискриминации в торговле. Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран невозможно без развития транспорта и связи.(Интернет)

Противоречивые последствия процесса глобализации – работа с учебником стр. 32-33.

+ стимулирующее влияние на экономику;

-товары могут производиться и продаваться в любом месте мира и получать прибыль;

- сближает государства, заставляет учитывать интересы, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (санкции).

_ глобализация продукции, потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие;

Может препятствовать развитию отечественного производства;

-насаждение единого стандарта потребления. Распространению этих стандартов способствует реклама в СМИ. Условия предоставления кредитов МВФ и ВБРР не учитывают специфики стран, а руководствуются интересами промышленно развитых государств.

– ослабление национальной культуры. (Западные культурные ценности).

- глобальные проблемы человечества.

- Какие глобальные проблемы вы можете назвать?

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

3) Проблема общественного прогресса.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному-прогресс.

Регресс-движение от высшего к низшему, деградация, возврат к изжившим формам и структурам.

Гесиод- древнегреч. Поэт(8-7 вв до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества.1) золотой век-люди жили легко и беспечно,2)серебряный-падение морали и благополучия;3) железный-царило зло, насилие, попиралась справедливость.

Платон-древнегреч. Философ (5-4 вв. до н.э.), Аристотель(4в. до н.э.) рассматривал историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А.Р. Тюрго (18в.), Ж.А. Кондорсе- история-картина беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Г.Гегель (1770-1831) прогресс не только принцип разума, но и принцип мировых событий. К. Маркс- человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

В ХХ в. появились социологические теории. авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества. Вместо них предлагается теория циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории». Прогресс человечества- изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, движение вперед и скачки назад- торжество реакции и гонения прогрессивных сил общества (фашизм).

Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Стр.36-37.

Технический прогресс, развитие индустрии, химизация привели к разрушению природы.

Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность получить новый источник энергии и создать атомное оружие. Использование компьютерной техники не только расширило возможности творческого труда. Но и повлекло за собой новые болезни. Стрессы, сосудистые заболевания. Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум и их последствия-стрессы, болезни органов дыхания и т.д.

Индустриализация в СССР+ и -.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени. Но решение так и не было найдено.

Современные точки зрения

1) Критерий общественного прогресса-развитие производительных сил. Включая и самого человека.

2) Мера свободы. Которую общество в состоянии предоставить индивиду.

3) Чем человечнее условия жизни. Тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Выводы:

1) Ответственный выбор пути развития общества исключает как простое копирование чужих образцов, так и игнорирование достижений других стран;

2) Нужно видеть мир таким какой он есть на самом деле. Отказ от «черно-белых» оценок.

3) Определить прогрессивность явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей.

4) Для того чтобы ориентироваться в сложной жизни общества. необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии.

 

Д/З: 1) §3учебника и материалы лекции проработать.2) Составить краткий конспект.

3)Ответить на вопросы на стр.41 учебника.

 

Список источников

Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад.наук; Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016

 

 

Выполненное задание пришлите на электронный адрес: tor.licey@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: