Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку




За курс 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явле­ний и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил

 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 

АУДИРОВАНИЕ:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простои план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения:

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника:

 

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов: правильно расставлять логические ударения, паузы,

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; ГОВОРЕНИЕ.

- доказательно отвечать на вопросы учителя:

-- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации:

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи:

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания:

- делить текст на абзацы;

писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в вы­делении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

 

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении: ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

 

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемо­го звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

 

ГРАФИКА:

 

правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

 

- МОРФЕМИКА:

 

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова

 

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суф­фиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффик­сами в художественных текстах;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое тол­кование, подбор синонимов; антонимов, однокоренных слов);.

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического зна­чения слова, словарямй синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова; в соответствии с их лексическим значением;,

- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы?

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении:

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

МОРФОЛОГИ Я:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилага­тельных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

 

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специапьные графи­ческие обозначения;

 

- самостоятельно подбирать спова на изученные правила;

- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово:

 

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами:

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ:

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ;

составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями,
вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

. - устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтак­сических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

 

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

- по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

- по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарём морфемного строения слов;

- по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ё после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа –раст-//-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на З (С) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, РЩ; верно употреблять разделительные Ъ-Ь, букву Ь после шипящих в конце существительных и глаголов, НЕ с глаголами;

- по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов, интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке;

-получения знаний по другим учебным предметам.

Основное содержание:

 

V класс (204 ч)

О ЯЗЫКЕ – 4 часа

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I—IV КЛАССАХ – 33 часа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: