Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1952)




Имя Н.В. Гоголя всем вам, конечно, известно. Гоголь написал много произведений, среди них – «Вий», «Тарас Бульба», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души» и многие другие.

1 апреля прошлого года отмечалось 210 – летие со дня рождения этого писателя, совершенно необычного, загадочного и даже мистического. Гоголь - одна из крупнейших фигур в русской литературе, о нем написано много книг, но и по сей день, несмотря на груды исписанных о нем трудов, личность эта остается во многом недопонятой, недосказанной. Он - "таинственная загадка", в нем - "великая тайна", - вот лейтмотив работ о Гоголе многих поколений исследователей.

Более того, его считают, пожалуй, самым сложным из всех русских писателей. Его не понимали современники, не понимали и некоторые более поздние исследователи. Не всегда понимали читатели. Имя его было окутано неким мистицизмом и тайной.

Еще в нежинском лицее ученики дали ему прозвище "таинственный Карла". Если задуматься над причинами подобной репутации, то, прежде всего, приходит на ум, что "таинственность" Гоголя проистекала, должно быть, из противоречивости его суждений и взглядов, необычности его жизни. Попробуем разобраться, в чем же состоит «тайна Гоголя».

Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. С одной стороны, внешняя сторона его существования – вполне заурядна, не богата событиями, даже проста и до ужаса благополучна. Зато его внутренний мир, остался непостижимым для многих людей до сих пор. И навряд ли найдется у нас еще другой литератор со столь же неровной и грозной душевной биографией, с такой же раздерганной, загнанной в кошмарный комок психологией. Вероятно, он был осужден на внутренние терзания, и потому ему выпала мирная, вполне безопасная жизнь.

После смерти Гоголя осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество писателя с совершенно иной стороны, увидеть некоторые несоответствия его личности, увидеть его не идолом, не только классиком литературы, а невероятно тонким, ранимым и талантливым человеком.

Будущий писатель родился 1 апреля (по новому стилю) 1809 г. в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии – местечке, которое затем навсегда войдет в русскую литературу и наше литературное сознание с одной из первых написанных им повестей, открывающих цикл "Вечеров на хуторе близ Диканьки" – "Сорочинской ярмаркой".

Его родители были малороссийскими помещиками, как тогда называлось, "среднего достатка". Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (сам Гоголь впоследствии откинул вторую, польскую часть своей фамилии), когда-то служил при малороссийском почтамте, но, женившись в 1805 г. на Марии Ивановне Косяровской, которой в момент замужества было 14 лет (жениху – 28), оставил службу и поселился в родовом имении Васильевка. Кстати, отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич, увидел свою суженую… во сне. Матерь Божья показала ему на младенца и произнесла: это твоя жена. Очень скоро Василий Афанасьевич с трепетом узнал этого младенца в Машеньке, новорожденной дочери друзей семьи, которая через 14 лет и стала его супругой.

Само рождение писателя тоже овеяно некоторой тайной. Гоголь был третьим ребенком в семье. Первые два брата писателя родились мертвыми. Поэтому появление на свет ребенка, хотя и слабого, но живого, было очень радостным событием в семье. Ради того, чтобы он нормально родился, семья даже переезжала в дом известного врача Трофимовского. Всего в многодетной гоголевской семье родилось 12 детей. В живых остались кроме самого Гоголя лишь его самые младшие сестры – Мария, Анна, Елизавета и Ольга. И брат – Иван, который умер в возрасте 9 лет, очень неожиданно для всех.

Современный исследователь и биограф Гоголя Игорь Золотусский говорит о так называемом «двуслойном сознании» будущего писателя, имея в виду то влияние, которое на него оказали родители.

С одной стороны, Гоголь-писатель унаследовал от своего отца чрезмерную впечатлительность. Именно ей, по мнению биографа, мы обязаны появлением знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», с их южным сочным колоритом, и мрачно фантастичных «Петербургских повестей».

С другой стороны, мать писателя, кстати, она была поразительно красивой женщиной, отличалась особым мистицизмом. От неё будущий писатель унаследовал трепетное отношение к смерти, редкую интуицию, мнительность, веру в вещие сны и в прочую мистику. Когда Гоголь был еще маленьким, она в красках описала ему Страшный Суд и ад, рассказывая о наказании грешников и вознаграждении добродетельных людей в загробном мире. Все это произвело на мальчика неизгладимое впечатление, наложив отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Позже будут еще события, довольно странные, которые повлияли на формирование характера будущего писателя, и мы об этом поговорим.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. Вместе со своим младшим братом Иваном (разница между ними – год) Гоголь обучался в Полтавском уездном училище, но после неожиданной смерти Ивана во время каникул (еще одно из самых сильных детских потрясений будущего писателя), родители переводят его в Нежинскую гимназию.

Его будущие друзья по гимназии вспоминали, что были шокированы тем, как маленького Николая впервые привезли учиться – он был закутан до самого носа, уши крепко завязаны пёстрым платком, а родственники носились с ним, как с тяжело больным. Послушайте, как воспоминают о том, как выглядел Гоголь – ребенок его современники.

«Белокурый кудрявый мальчик в сером гимназическом сюртучке» (И.Кулжинский). «Лицо его было какое-то прозрачное» (А.Данилевский). «Немножко сутуловатый, с походкою, которую всего лучше выражает слово «петушком» (Н.Белоозерский). «Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги... - всё это прежде всего бросалось в глаза» (М.Лонгинов). «Оригинальное остроносое лицо с серыми маленькими глазками» (В.Соллогуб). «Худая длинноносая фигура» (И.Тургенев ). «Невысокого роста блондин в золотых очках и плотно сжатыми, как бы прикуснутыми губами... всё это придавало его фигуре нечто карикатурное» (П.Каратыгин) (все цитаты по книге Вересаева «Жизнь Гоголя»).

Именно в гимназии начинают проявляться таланты Гоголя. Он занимается живописью, участвует в спектаклях – как художник и декоратор, как актер, причем особенно ему удаются комические роли. Кстати, декорации к спектаклям в Нежине обыкновенно создавал сам Гоголь. Любопытно одно позднее воспоминание самого Гоголя: "Я всегда чувствовал в себе маленькую страсть к живописи. Меня много занимал писанный мною пейзаж, на первом плане раскидывалось сухое дерево. Я жил тогда в деревне; знатоки и судьи мои были окружные соседи. Один из них, взглянувши на картину, покачал головой и сказал: "Хороший живописец выбирает дерево рослое, хорошее, на котором бы и листья были свежие, хорошо растущее, а не сухое". В детстве мне досадно было слышать такой суд, но после я извлек из него мудрость: знать, что нравится и что не нравится толпе" (Несколько слов о Пушкине)

Гоголь пробует себя в разных литературных жанрах в этот период времени. Например, он пишет балладу "Две рыбки", которая не сохранилась. Вероятно, в ней под двумя рыбками Гоголь изобразил судьбу свою и своего умершего брата, - очень трогательно, припоминает друг его Прокопович своё тогдашнее впечатление. Однако мысль о писательстве еще не «всходила на ум» Гоголю, он мечтает о государственной службе, о карьере юриста.

Гоголь этого периода жизни – наблюдатель и исследователь, он очень умен и все видит. И он - человек сильной воли. Уезжая в Петербург в 1828 году, он говорил провожающим: "Или вы обо мне ничего не услышите, или услышите нечто весьма хорошее". И через три года вся аристократия нашей литературы приняла его не только как писателя, но и как равного себе. Почему это произошло – тоже загадка для гоголеведов.

В Петербурге он испытывает большие денежные затруднения. И пишет свою первую романтическую поэму в стихах «Ганц Кюхельгартен».

Как писал издатель и один из первых комментаторов Гоголя Н. С. Тихонравов, "автор "идиллии" (а такой подзаголовок она имела) вложил в своего героя те же мечты, стремления и надежды, которыми исполнен был сам в последнее время пребывания своего в Нежинском лицее и которые он поверял в 1827 г., под строгою тайною, немногим из своих родных и близких".

В поэме "Ганц Кюхельгартен" рассказывается о несколько романтически настроенном байроническом немецком студенте; она полна причудливых образов, навеянных чтением кладбищенских немецких повестей:

Подымается протяжно

В белом саване мертвец,

Кости пыльные он важно

Отирает, молодец!

Эти неуместные восклицания объясняются тем, что природная украинская жизнерадостность Гоголя брала верх над немецкой романтикой. Больше ничего о поэме не скажешь: не считая этого обаятельного покойника, она - полнейшая, беспросветная неудача Николая Васильевича. Хотя и обнаруживала круг литературных пристрастий Гоголя, поскольку его излюбленные авторы получили то или иное отражение в "Ганце Кюхельгартене". Так, например, здесь присутствовали реминисценции из Жуковского, "Евгения Онегина", пушкинских же «Цыган» при изображении любви героини - Луизы к Ганцу:

О, как она тебя любила!

С каким восторгом чувств живым

Простые речи говорила!...

После публикации в 1829 году на поэму обрушился шквал весьма язвительной критики. Гоголь не сумел с этим смириться, хотя издал её под псевдонимом В. Алов и ничуть не опозорился. Ужасно расстроившись из-за неприятных отзывов, он скупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его. Именно с этого момента, возможно, Гоголь решает для себя – быть писателем! Но произведения создавать несколько иного плана, без излишней романтизации и в прозаической форме. С поэзией было покончено.

С конца 1830 г. начинается новый период в жизни Гоголя, он уже активно общается с В. А. Жуковским, Петром Александровичем Плетневым (Ректором Петербургского университета), Антоном Дельвигом, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева его представляют Пушкину.

Вот портрет молодого Гоголя того периода, данный М.Логиновым, в семье которого начинающий писатель был домашним учителем; "Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги, хохолок волос на голове, не отличающийся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая лёгким носовым звуком, подергивающим лицо, - все это прежде всего бросалось в глаза. Прибавьте к этому костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества".

К лету 1831 г. отношения с пушкинским кружком становятся еще более тесными: Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского и даже выполняет отдельные поручения по изданию "Повестей Белкина" Пушкина. Эта начинавшаяся дружба вдохновила писателя начать работу над знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», вышедшими в печать под псевдонимом Рудого Панька. «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!» - так горячо отозвался А. С. Пушкин о вышедшем гоголевском сборнике.

Кстати, Гоголь очень любил Пушкина, относился к нему с глубочайшим уважением. Говорят, что первый визит его в Петербурге, - был к Пушкину. Но было раннее утро, и поэт никого не принимал. Вересаев пишет, что Гоголь тогда подумал, что поэт работал всю ночьJ. И сюжеты самых известных произведений – «Ревизора» и «Мертвых душ» были подарены Гоголю именно Пушкиным.

Пушкин рассказал Гоголю историю о Павле Петровиче Свиньине, как он в Бессарабии выдавал себя за какого-то важного петербургского чиновника и только, зашедши уже далеко, был остановлен. Существует другая версия, что подобная же история случилась и с самим Пушкиным во время его поездки за материалами для истории Пугачева в Оренбург. Впоследствии о причастности Пушкина к сюжету "Ревизора" Гоголь упомянул в "Авторской исповеди" ("Мысль Ревизора принадлежит также ему").

Считается, что так же, как и сюжет "Ревизора", сюжет "Мертвых душ" Гоголю подсказал Пушкин. Известны два рассказа, связанные с именем Пушкина и сопоставимые с фабулой "Мертвых душ". Во время его пребывания в Бессарабии (1820–1823) в Бендерах имели место административные злоупотребления: смертные случаи здесь не регистрировались, и имена умерших передавались другим лицам, беглым крестьянам, стекавшимся сюда со всех концов России; по этой причине жителей городка называли "бессмертным обществом".

О другом случае, относящемся к пребыванию Пушкина в Москве, тоже есть следующие свидетельства: "В Москве Пушкин был с одним приятелем на бегу. Там был также некто П. (старинный франт). Указывая на него Пушкину, приятель рассказал про него, как он скупил мертвых душ, заложил их и получил большой барыш <…> Это было еще до 1826 года" Обо всем этом мы читаем у Вересаева. Интересно, что эпизод этот вызвал у самого Пушкина непосредственную художническую реакцию: "Из этого можно было бы сделать роман", – сказал он между прочим".

Кроме того, Гоголь начинает общаться и с семьей Аксаковых. В дом Аксаковых — один из центров московской жизни той эпохи — Гоголь был впервые введен в июле 1832 года. Гоголя, который никогда не имел семьи, не имел дома, привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений. Заметный след в истории нашей культуры оставил глава семьи — писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859); все знают его «Аленький цветочек», его старший сын Константин Сергеевич (1817—1860) приобрел известность как поэт, критик и публицист, один из вождей раннего славянофильства; видным поэтом и общественным деятелем был и Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886).

Наиболее близки Гоголю были Константин Сергеевич и в особенности Сергей Тимофеевич Аксаковы. К моменту знакомства с Гоголем С. Т. Аксаков уже занимал в литературно-театральном мире Москвы заметное положение, был известен как театральный критик, поэт, славился как превосходный декламатор и авторитетный литературный судья. Гоголь с большой заинтересованностью относился к литературной деятельности Сергея Тимофеевича, высоко ценил его как знатока русской природы и быта и, работая над вторым томом «Мертвых душ», в свою очередь, испытал воздействие Аксакова-прозаика.

Если уж у нас речь пошла о круге знакомых и друзей Гоголя, отмечу его дружбу с художником Александром Ивановым. С ним он познакомился в Риме, во время одной из своих поездок туда (В Италии он лечился от депрессии, от уныния и тоски). Там художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Можно немного рассказать о портрете. В Италии Иванов работает над картиной «Явление Христа народу».

В картине «Явление Христа народу» есть один интересный персонаж — его принято называть «ближайший ко Христу». Это прямой портрет Гоголя. В этой картине Гоголь предстает перед нами в совершенно новом облике и занимает особое место. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой — темной на светлом фоне. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа, и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре.

В Пушкинском доме хранится и единственная фотография Гоголя. Это подлинный дагеротип 1844 года. На нем изображен Гоголь среди художников в Риме. Считается, что этот портрет Гоголя самый достоверный. Он на нем изображен таким, каким он был в жизни. Там же хранятся волосы Гоголя. Это светлые волосы, хотя на портретах Гоголь кажется темноволосым. И волосы очень мягкие - это говорит о том, что Гоголь был очень мягкий человек.

Особый интерес вызывает проблема взаимоотношений Гоголя с женщинами.

Интенсивная работа и творческая занятость не способствовали устройству личной жизни: писатель не выражал желания жениться. Его увлекали романы с именитыми красавицами, но современники Гоголя замечали, что дальше влюбленности дело не заходило.

Это, во – первых, искренняя дружба с красавицей фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой - Россет.

Так же известен факт о сватовстве Гоголя к своей знакомой Анне Виельгорской, но он получил отказ из-за социального неравенства и был крайне шокирован этим обстоятельством. После своей неудачи устроить личную жизнь Гоголь долго переживал, замкнулся в себе, позднее решил навсегда отказаться от желания связывать себя семейными узами. Он с головой ушел работу.

Творческий процесс – довольно сложный процесс. Еще Пушкин говорил о том, что «хорошие стихи не так легко писать». Не так легко писать и хорошую прозу. Гоголь никогда не писал по плану, он считал, "что смешной проект... наведет сам на разнообразные лица и характеры, родившаяся... охота создаст сама собою множество смешных явлений" (Авторская исповедь).

Что это собственный методический прием Гоголя, говорит и позднейшее признание Плетневу: "Сначала нужно набросать всё, как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего не достает. Сделайте поправки и пометки на полях - и снова забросьте тетрадь". И так, по рецепту Гоголя, - восемь раз, до возведения в "перл".

Так Гоголь писал «Вий», пожалуй, самую известную повесть из сборника «Вечера…». Уже то, что это произведение было экранизировано шесть раз, говорит о его небывалой популярности. («Ведьма», «Вий. ЗD», «Гоголь. Вий»). Считают, что фильм 1967 года с Куравлевым в роли Хомы Брута и Варлей в роли Панночки, - самая лучшая версия. Кстати, по мотивам Гоголевских произведений было снято более 70 фильмов.

В основу этого произведения легло, якобы народное предание о фантастическом подземном духе с длинными веками. Во время написания повести Гоголь переживал каждый эпизод вместе со своими героями так, будто все это происходило с ним лично. Исследователей до сих пор занимает вопрос, откуда заимствован сюжет повести. Сам писатель отвечал прямо: это древнее сказание, которое он когда – то давно слышал, записал и пересказал слово в слово. Но ни ученые, ни языковеды так и не нашли ничего подобного ни в народных легендах, ни в сказках. Остается предполагать, что герои произведения и страшные, фантастические образы – плод фантазии великого мистика.

Так же вдумчиво, внимательно и тщательно Гоголь работал над повестью «Шинель». Если «Вий» - самая страшная и мистическая история, то «Шинель» - самая понятная человеку в любом возрасте повесть. (Коротко сюжет) Когда над Акакием Акакиевичем издеваются его сослуживцы, он очень тихим голосом говорит: "Зачем вы обижаете меня?". А в этих словах, пишет Гоголь, слышны другие слова: "Я же брат ваш". Каждый из нас в детстве испытывал недопонимание, и может быть, даже насмешки. А мы ведь братья. И надо "Шинель" так прочитать, чтобы это прочувствовать. Вероятно, Гоголь страдал от непонимания. Ведь его «Ревизора» не поняла публика так, как бы он хотел этого. Никто не угадал его лица в разнообразнейших маскарадных обличьях, выглядывающих из его произведений. Во-вторых, все написанное им сочли "за копию с действительности, подписав под творениями - "с подлинным верно" (Розанов). Отсюда следовал вывод: если я пишу себя, а каждый видит себя, то значит каждый в душе - такой же, как я, - а исправив себя, можно исправить и русское общество. И возникла идея титанической эпопеи под названием "Мертвые души" (1842).

В центре внимания Гоголя – история Чичикова, связанная с покупкой мертвых душ. (Коротко сюжет напомнить). Линейное построение поэмы, которое и предполагала пикареска (произведение, содержанием которого являются забавные приключения плута), сразу же придало произведению эпический характер: автор проводил своего героя сквозь "цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени".

Кроме того, Гоголь под влиянием чтения "Божественной комедии" Данте, хотел показать историю человеческой души, проходящей через определенные стадии – от состояния греховности к просветлению, – историю, получающую конкретное воплощение в индивидуальной судьбе центрального персонажа. Это придало более четкие очертания трехчастному плану "Мертвых душ", которые теперь, по аналогии с "Божественной комедией", стали представляться как восхождение души человеческой, проходящей на своем пути три стадии: "Ад", "Чистилище" и "Рай".

Реакция на появление поэмы была неоднозначной. Часть критиков обвиняла Гоголя в карикатурности и клевете на действительность. Другие отмечали ее высокую художественность и патриотизм (последнее определение принадлежало Белинскому). Особого напряжения полемика достигла после появления брошюры К. Аксакова "Несколько слов о поэме Гоголя: "Похождения Чичикова, или Мертвые души"", в которой развивалась мысль о воскрешении древнего эпоса в поэме. За мыслью об эпичности и ориентации на Гомера стояло утверждение бесстрастности гоголевского письма, вообще свойственной эпопее. В полемику с Аксаковым вступил прежде всего Белинский. Сам же Гоголь в это время уехал за границу, в Германию, а затем в Рим.

В Риме он работал над вторым томом "Мертвых душ", начатым еще в 1840 г. Работа эта с перерывами будет продолжаться в течение 12 лет, т. е. почти до самой смерти Гоголя. Современники с нетерпением ждали продолжения поэмы, однако вместо нее в 1847 г. в Петербурге выходят "Выбранные места из переписки с друзьями", двойной целью которых (как Гоголь это для себя сформулировал) было объяснить, почему до сих пор не написан второй том, и подготовить читателей для его последующего восприятия. "Выбранные места" утверждали идею духовного жизнестроения, целью которого было бы создание "идеального небесного государства". Последнее, однако, привязывалось к реальной государственной бюрократической машине. Служение русскому монарху, государственная служба приобретали у Гоголя религиозное значение. Другая проблема, поставленная книгой, – переосмысление функции художественной литературы, переставшей быть "учительной". Отсюда – требование прямой дидактики и вместе с тем отречение от своих прошлых созданий.

Все надежды на прояснение истинного смысла своего творчества Гоголь возлагал именно на второй том "Мертвых душ" (по свидетельству Тарасенкова, Гоголь говорил: "Из него могли бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях").

1 января 1852 г. Гоголь наконец сообщает, что второй том "совершенно окончен". В конце же января в Москву приезжает отец Матвей, духовный отец Гоголя. Содержание их разговоров, имевших место в эти дни, остается неизвестным, но существует косвенное свидетельство, что именно отец Матвей посоветовал Гоголю сжечь часть глав поэмы, мотивируя это вредным влиянием, которое они могут иметь на читателей. Так, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. происходит сожжение беловой рукописи второго тома.

Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре. Дом этот сохранился до наших дней; сохранились и две комнаты на первом этаже, которые занимал Николай Васильевич; сохранился, хотя и в измененном виде камин, в котором писатель, по преданию, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». С хозяевами дома — графом Александром Петровичем и графиней Анной Георгиевной Толстыми — Гоголь познакомился в конце 30-х годов, знакомство переросло в близкую дружбу, и граф с супругой сделали все, чтобы писателю жилось в их доме свободно и удобно. В этом-то доме на Никитском бульваре и разыгралась заключительная драма Гоголя.

26 января 1852 года неожиданно скончалась жена гоголевского друга, известного славянофила Хомякова. Кончина Екатерины Михайловны, которую Гоголь очень любил и считал достойнейшей из женщин, встреченных им в жизни, потрясла писателя. «На меня нашел страх смерти»,— сказал он своему духовнику.

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины Екатерины Михайловны, с которой он был духовно очень близок. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,— вспоминал Хомяков.— Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30—40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому врачи заподозрили, что у писателя тиф.

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Гоголь умер 21 февраля 1852 г. – десять дней спустя после сожжения рукописи поэмы. Похоронен Гоголь был на кладбище Свято-Данилова монастыря. На его надгробном памятнике были высечены слова пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся".

После смерти Гоголя его наследникам остались личные вещи стоимостью чуть более 43 рублей. Единственной ценностью, имевшейся у писателя, оказались золотые часы, ранее принадлежавшие Василию Жуковскому и хранившие память об умершем Александре Пушкине – на них было выставлено время 2:45 пополудни, время смерти великого поэта.

Нет в России другого писателя, смерть которого была бы окружена таким количеством легенд, при полном отсутствии легенд о жизни.

Самая распространенная - что Гоголя похоронили живым. Сложилась она из двух источников: упоминания в завещании о том, что несколько раз он впадал в летаргический сон, и свидетельств о том, что при вскрытии могилы обнаружилось, будто Гоголь лежал на боку. Через семьдесят девять лет (уже в советское время на этой территории решили разместить колонию для несовершеннолетних преступников. Несколько могил было принято перенести. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…) тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это. Когда вскрыли тяжелую, дубовую крышку гроба, все присутствующие ахнули от недоумения: череп скелета был повернут набок. Страхи и суеверия начали плодиться и размножаться. Одни говорили, что это некий рок: Гоголь при жизни был будто неживой, а после смерти обнаружился и не таким уж мертвым. Другие распространяли молву, будто автор «Ревизора» всегда страшился быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна. Но версия эта была захватывающей, таинственной, но не вызывающей доверия. Было немало свидетелей, которые видели своими глазами «следы неминуемого разрушения» на теле писателя.

Во-первых, на боку он не лежал, чуть повернута была голова, что бывает при перемене положения гроба; во-вторых, с Гоголя снимали посмертную маску: с живого, даже и в летаргическом сне, маску не снимешь - задохнется (об этом обстоятельстве недавно напомнил Юрий Манн, Николай Рамазанов, скульптор, утверждал, что после неё выжить невозможно).

Просто, как заметил Андрей Синявский в великой своей книге "В тени Гоголя", очень уж эта легенда идет ко всему облику Гоголя, к его таинственной смерти и к его странной литературе, в которой летает, бегает и ползает такое количество живых мертвецов и мертвых душ.

Когда прах Гоголя в 1931 году выкопали, с могилы исчезли и Голгофа (так называли камень, который лежал на могиле писателя, его из Ялты привезли Аксаковы, формой он напоминал гору, на которой распяли Христа), и крест. Вполне возможно, что Голгофу бросили в каменоломню Новодевичьего кладбища, и Елена Сергеевна Булгакова, выбрала именно этот камень, когда искала надгробье для могилы Булгакова, который очень, как известно, любил Гоголя.

В чем же «тайна Гоголя»? Видимо, в самом его творчестве, в неисчерпаемости произведений писателя. Они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах: Гоголь в них обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Поэтому, чтобы понять Гоголя, нужно его читать, чтобы понять гения, нужно о нем многое знать, ведь, гениальность не может вписаться в рамки стандартных представлений большинства.

Хочу процитировать Константина Мочульского. Книга «Духовный путь Гоголя»: «Без Гоголя, быть может, было бы равновесие, антология, благополучие: бесконечно длящийся Майков, а за ним бесплодие; после Гоголя — «полное неблагополучие», мировой размах и мировая слава».

 

Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище.

 

1. Николай Васильевич в отчаянии даже хотел уйти в монастырь, чтобы прожить там остаток дней. Но из-за его нервного состояния и припадков в монастыре его не оставили.

2. Кроме того, у Гоголя было странное по меркам окружающих увлечение — он обожал рукоделие. Он вязал на спицах, кроил и шил, ткал пояса. С великим удовольствием придумывал наряды для своих сестёр.

3. Был любителем растений, собирал гербарии, вообще был очень увлекающимся человеком, - ему многое было интересно.

4. Любил готовить. Пасту с соусами разными. Любимый напиток – молоко с ромом, которым он угощал своих друзей.

5. Существуют автографы Гоголя, которые он оставил на камне. У него была такая привычка - расписываться в известных местах. Он камнем на камне выцарапывал: «Гоголь».

6. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: