Ответственность за несоблюдение требований ведения кадровой документации.




При отсутствии кадровой документации или несоблюдении требований по ее ведению руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица могут быть привлечены в установленном законом порядке к ответственности.

В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства в том числе и при ведении кадрового делопроизводства, могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной, а также к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников предусмотрено статьей 195 ТК РФ. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа о нарушении указанными лицами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердится, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.

Административная ответственность за правонарушения, связанные с нарушением трудового законодательства, предусмотрена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Отсутствие обязательной кадровой документации, ведение и наличие, которой прямо предписано ТК РФ относится к случаям нарушения законодательства о труде.

Согласно статье 353 ТК РФ основным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является федеральная инспекция труда.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, в том числе кадровые документы, трудовые договоры, трудовые книжки.

Перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, должен определяться с учетом требований статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю, а также правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, указываются в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия, которое предъявляется проверяющим.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена статьями 5.7, 5.27 - 5.34, 5.39 КоАП РФ.

Согласно статье 5.7 КоАП РФ отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума – влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ.

Наибольшее количество правонарушений государственные инспекторы труда квалифицируют по статье 5.27 КоАП РФ.

Согласно статье 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда пунктом 1 указанной статьи предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ). То есть оштрафовать могут, например, руководителя, главного бухгалтера, начальника отдела кадров.

Частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет за собой наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. То есть лицо, ранее оштрафованное за нарушение трудового законодательства, при его повторном нарушении лишается права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 3.11 КоАП РФ).

Согласно статье 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации исполняется немедленно путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ (статья 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ (статья 19.5 КоАП РФ).

Непринятие по постановлению органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (статья 19.6 КоАП РФ).

Примечание.

МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В целях расчета зарплаты и пособий по временной нетрудоспособности установлены следующие суммы МРОТ: с 1 января 2005 года - 720 рублей в месяц, с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц.

Но для исчисления штрафов, налогов, сборов и тому подобных платежей используется сумма МРОТ, равная 100 рублям (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Нарушение требований ведения кадровой документации может привести также к материальной ответственности работодателя. Обобщая такие случаи, следует отметить, что трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя:

1. за моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, - сумма ущерба возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (статья 237 ТК РФ), а в случае возникновения спора – судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. К таким неправомерным действиям (бездействию) относятся, например:

- незаконное собирание или распространение информации о гражданах (персональных данных), составляющих его личную или семейную тайну;

- внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

2. за все случаи незаконного лишения работника возможности трудиться – работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок (статья 234 ТК РФ). К упомянутым случаям относится:

- ошибки в кадровом делопроизводстве, приведшие к незаконному отстранению работника от работы, его увольнению или переводу на другую работу;

- отказ работодателя от исполнения или несвоевременное исполнение решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

- задержка работодателем выдачи уволившемуся работнику трудовой книжки;

- внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

В сфере ведения кадрового делопроизводства особо хотелось бы отметить вопрос ответственности работодателя и (или) должностных лиц организации за такие правонарушения, как:

1. нарушение, установленного законодательством порядка ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек;

2. нарушение порядка своевременного и достоверного предоставления сведений, содержащихся в документах, представляемых в Пенсионной фонд Российской Федерации, в соответствии с пенсионным законодательством;

3. нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника;

4. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

5. нарушение норм архивного законодательства, регулирующих порядок и сроки хранения кадровых документов. Рассмотрим эти основания ответственности подробнее.

Рассмотрим эти виды правонарушений подробнее.

1. Согласно пункту 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках»:

«Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя».

За нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках» порядка ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность предусмотрена статьями 5.27 и 13.20 КоАП РФ за нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек и Инструкции по заполнению трудовых книжек. В соответствии со статьей 13.20 КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ.

Напомним, что согласно пункту 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках» невостребованные трудовые книжки должны храниться в архиве организации в течение 50 лет.

Уголовная ответственность за похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов предусмотрена статьей 325 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статья 19.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.9 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в установленном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

К сожалению, по данному факту, свидетельствующему о недобросовестности работодателей, существует многочисленная судебная практика, например, Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Уральского округа от 6 марта 2006 года №Ф09-1362/06-С1 по делу №А76-23456/05, Постановление ФАС Центрального округа от 21 марта 2006 года по делу №А09-13096/05-23, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 августа 2005 года по делу №А44-1175/05-8.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии определенных условий, а именно: лицо, требующее возмещения убытков, как правило, должно доказать противоправность поведения должника, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между противоправностью и наступившими убытками.

Возмещение ущерба производится в первую очередь за счет работника, так как ответственность работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии является дополнительной по отношению к ответственности работника и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника, являющегося пенсионером и фактически получившего излишние суммы. Указанная позиция судебной практики отражена в пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

3. В ТК РФ существует специальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.

Согласно статье 90 ТК РФ:

«Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

Обратите внимание!

К ответственности могут быть привлечены только те работники, которые в соответствии с условиями своих трудовых договоров и должностных инструкций обязаны были соблюдать правила работы с персональными данными. Тоже относится и к работникам, ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.

Уголовная ответственность за преступления, нарушающие права и свободы граждан, предусмотрена УК РФ.

Статья 137 УК РФ устанавливает, что незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Основанием привлечения к уголовной ответственности является также отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации. Так, статья 140 УК РФ гласит:

«Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан,

- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет».

Кроме того, согласно статье 5.39 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, не предоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ.

Права субъекта персональных данных на доступ к информации закреплены в главе 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно данному Федеральному закону субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Норма статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Так как персональные данные являются конфиденциальной информацией (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»), защита их предусмотрена также и статьей 13.14 КоАП РФ, согласно которой в ситуации, если лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, разгласило сведения, составляющие персональные данные, административный штраф для него будет составлять от сорока до пятидесяти МРОТ.

Обязанности оператора при сборе, обработке, хранении персональных данных закреплены в статье 18 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». Оператор обязан соблюдать меры по обеспечению безопасности персональных данных, установленные статьей 19 указанного закона.

К сотруднику, ответственному за хранение персональной информации работников, работодатель вправе применить одно из дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 ТК РФ, в частности замечание, выговор, увольнение.

Одновременно норма подпункта «в», пункта 6 статьи 81 ТК РФ предусматривает четкое основание в виде однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, наделяющее работодателя правом расторжения по своей инициативе трудового договора с работником, разгласившим персональные данные.

ГК РФ предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь, доброе имя, деловую репутацию. Соответственно, гражданско-правовая ответственность установлена в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред или имущественный ущерб и обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (работника) (статьи 150 - 152 ГК РФ).

4. Порядок документирования трудовых отношений в организации могут проверить представители налоговых органов и в случае выявления нарушений организацию и (или) ее должностных лиц могут привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или по формам, самостоятельно разработанным организацией с соблюдением требований действующего законодательства о наличии обязательных реквизитов.

Так, отсутствие в организации унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», а также отсутствие в первичных учетных документах какого-либо из обязательных реквизитов в соответствии с пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) квалифицируется как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

По указанным основаниям в соответствии со статьей 120 НК РФ к организации могут быть применены следующие меры ответственности:

1. Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то это влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

5. Любой субъект хозяйственной деятельности обязан хранить документы, связанные с его деятельностью.

Статьей 17 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» для них установлена обязанность по обеспечению сохранности документов:

«Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона».

В настоящее время порядок и сроки хранения кадровых документов регламентируются архивным законодательством в «Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденном Росархивом 6 октября 2000 года, и в «Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения», утвержденном Главным архивным управлением СССР 15 августа 1988 года.

Сроки хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей установлены в пункте 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках». Так, невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

Ответственность за организацию работы по хранению трудовых книжек, кадровых документов, первичных учетных документов несет работодатель.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» за нарушение законодательства, в том числе за уничтожение документов в нарушение установленных Перечнем сроков хранения документов, юридические лица, а также должностные лица и граждане несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность предусмотрена статьей 13.20. КоАП РФ:

«Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда».

Согласно части 1 статьи 325 УК РФ похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Общественная опасность данных преступлений состоит в посягательстве на общественные отношения, устанавливающие законный порядок ведения официальной документации (например, листка временной нетрудоспособности, свидетельства об освобождении от воинской обязанности и так далее), а также в причинении вреда законным интересам граждан или организаций.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение норм архивного законодательства, регулирующих, порядок и сроки хранения кадровых документов возлагается на виновных лиц в случае причинения данными противозаконными действиями вреда гражданам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: