Схема использования доски




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………… 3

Целевая установка……………………………………………………………………… 4

Оборудование урока…………………………………………………... ……………….. 4

Ход урока………………………………………………………………. ………………..5

Краткий конспект урока………………………………………………………………… 5

Рекомендуемый библиографический список……………………………………………

В В Е Д Е Н И Е

 

Предлагаемый конспект урока предназначен для изучения одной из важнейших тем в курсе обществознания в 9 классе – теме «Государство».

Конспект разработан на основе учебно – методического комплекса по обществознанию, подготовленного в соответствии с историко – культурным стандартом и ФГОС основного общего образования с использованием учебника «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014.

Тема урока «Государство». На уроке планируется рассмотреть причины возникновения государства, рассмотреть теории происхождения государства, раскрыть смысл понятий федерация, конфедерация, унитарное государство.

Урок строится таким образом, чтобы заставить учащихся мыслить, думать, рассуждать – учащийся является таким же действующим лицом на уроке, как и учитель.

Немаловажной методической особенностью урока является то, что он проводится с использованием ТСО.

 

Урок № 3

Государство

Цели урока:

-активизировать знания, полученные школьниками на других уроках

-рассмотреть понятие государство

-разобрать причины возникновения государства

-рассмотреть теории происхождения государства

-разобрать основные признаки возникновения государства,

-определить функции и форму государства

-раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны обязанности граждан.

 

Оборудование:

 

Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014 г; схемы, таблицы.

Презентации

Компьютер.

Проектор.

 

Экран для показа презентации.

 

Ход урока:

 

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 10 мин.

3. Изучение новой темы – 26 мин.

4. Контрольно – закрепительная работа с учащимися – 5 мин.

 

5. Домашнее задание – 2 мин.

 

6. Организованное завершение урока – 1 мин.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся  
Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд. Перехожу к проверке домашнего задания. Проверку провожу в форме беседы и теста.   Назовите тему предыдущего урока.   А. Задаю вопросы классу:   1.Что такое политика?     2. Каковы функции политики?   3. Что такое власть?   4. Что такое политическая власть?     5. Что такое СМИ?   Б. Письменно выполните тест. Подвожу итоги проверки знаний, выставляю и обосновываю оценки. Тема нашего сегодняшнего урока: «Государство». Записываю тему и план на доске.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. На доске записан план. План. 1). Причины возникновения государства 2). Основные признаки и функции государства 3). Форма государства 4). Форма правления 5). Государственное устройство 6). Гражданство Перехожу к изложению нового материала: При рассмотрении каждого вопроса в помощь учащимся презентация, которая помогает закрепить изучаемый материал. На уроке мы будем использовать понятия и термины: федерация, конфедерация, унитарное государство 1). Причины возникновения государства (Слайд 2) Учитель: Каждый человек является гражданином своего государства. А кто из вас знает, что означает понятие «государство»? Термин государство впервые было введено Н.Маккиавели.(Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель) Оно обозначало у него политическое состояние общества. Но как же возникает государство? По этому поводу спорят учёные давно. Давайте рассмотрим причины появления государства. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.). Существует еще ряд теорий возникновения государства такие как, психологическая, органическая, ирригационная, однако большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации. Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры. 2). Основные признаки и функции государства (Слайд 3-4) Существуют основные признаки государства: 1 Власть (органы управления и органы подавления) 2 Закон (право) 3 Территория (с населением) 4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти) Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства): Внешние: оборона, дипломатия Внутренние: охрана порядка, организация хозяйства   3). Форма государства (Слайд 5) Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам. Характеристики государства (форма государства):
  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим
4). Форма правления Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования Формы правления: Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.
  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)
Республика– форма правления при которой высшие органы власти выбираются.
  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская
Различие парламентской и президентской республик
  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
  1. Парламентская
  1. Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
  2. Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
  3. Правительство формируется парламентом
  4. Правительство несет ответственность перед парламентом
  1. Смешанная
  1. Президент (глава государства) избирается населением
  2. Глава правительства премьер-министр
  3. Правительство назначается президентом
  4. Правительство несет ответственность перед парламентом
5). Государственное устройство Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.
  • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
  • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
  • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания
Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация – союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. 6). Гражданство (Слайд 6) Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр.19 №8-9. (письменно в тетрадь) 4.Закрепление изученного материала А) Работа с документом (стр. 19) Ст.6 Конституции РФ Учитель: Ребята, скажите, какие выводы можно сделать, прочитав этот документ? Подведение итогов урока. Сегодня, ребята, мы разобрали понятие «государство», теории его происхождения, познакомились с такими терминами, как федерация, конфедерация, унитарное государство, выяснили функции государства. Таким образом, все наши цели и задачи оказались выполнены. Выставляю оценки учащимся, активно работавшим на уроке. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Говорю: дома прочитать § 2 в учебнике, ответить на вопросы на стр. 19 в рубрике «Проверь себя» №1-7   На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание. Говорю: «Урок окончен. До свидания».  
    Учащиеся отвечают: «Политика и власть»   Слово это греческого происхождения. Первоначально означало искусство управления государственными делами. В настоящее же время данное понятие имеет более широкое определение и несколько значений. Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти. Или, политика – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. Политикой называется деятельность людей, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями по осуществлению общих интересов с помощью политической власти  
  • Организационная. Создает для общества организационные основания
  • Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
  • Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам
  • Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть
  • Интегративная.Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества
  Власть –это сила, регулирующая отношения в обществе. Власть– это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.   Политическая власть – способность и возможность проводить определённую политику, используя политические партии, организации, государство.     Средства массовой информации – организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации для широкой общественности по каналам печати, радио, телевидения и т.п.     Ученики записывают тему, план и значение понятий в тетради.     Федерация – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация– союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.     Ученики слушают, следят за презентацией, конспектируют.     Ученики высказывают свои выводы   Подают дневники, записывают домашнее задание.  

 

 

Приложение 1

Схема использования доски

Д/з § 2 в учебнике, ответить на вопросы на № 1-7 стр.19

Государство Словарь

Федерация---------------------?

План Конфедерация-----------------?

1). Причины возникновения государства Унитарное государство ----?

2). Основные признаки и функции государства

3). Форма государства

4). Форма правления

5). Государственное устройство

 

 

Приложение 2

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

Титульный лист

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 КЛАСС

ТЕСТ

1. Это слово в переводе с греческого означает искусство управления государством 1)демократия
2)демагогия3)политика4) олигархия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: