ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЛ 2.1. Общее расположение ДЭПЛ




Рассмотрим общее расположение ПЛ дизель-электрического бесштевневого конструктивного типа, имеющую двухкорпусную конструкцию.

Рис.2.1 Дизель-электрическая подводная лодка пр. 636

Прочный корпус ПЛ водонепроницаем, обеспечивает погружение на заданную глубину, разбит на отдельные отсеки прочными и легкими переборками. Прочными переборками выгораживаются отсеки живучести (отсеки - убежища), в которых имеется оборудование для индивидуального выхода экипажа из поврежденной ПЛ из подводного положения.

Хотя каждый отсек имеет свое функциональное назначение, отраженное в названии, в нем может быть расположено оборудование, не относящееся к основной функции (см. например торпедный отсек).

Каждый отсек ПЛ является автономным. Экипаж должен иметь возможность выполнять свои функции по управлению кораблем и его системами в полностью загерметизированном отсеке. Это означает, что в каждом отсеке должны быть предусмотрены автономные средства жизнеобеспечения и средства борьбы за живучесть.

Рассмотрим в качестве примера разбивку на отсеки и расположение в них на современной дизель-электрической подводной лодке (рис.2 Л).

Отсеки имеют следующее назначение: I. Первый отсек - торпедно-аккумуляторный, разделен двумя палубами.

А2


Рис.2.2 Общее расположение дизельной подводной лодки 1 — винт; 2 — станция управления движение при электродвижении; 3 - спасательный люк; 4 — спасательный буй; 5 — станция управления электромотором винта; 6 выхлопная труба; 7 пост управления дизель генератором; 8 камбуз; 9 носовые газоотводы; 10 - выдвижные устройства; 11 - прочная рубка, 12 - РДП; 13 — перископ, Н - ходовой моспж; 15 - средние горизонтальные рули, 16 - запасные торпеды; 17 - торпедные аппараты; 18 — шахта схода в носовой гироакустичеекпй комплекс; 19 — антенна гидроакустического комплекса; 20 - прочный корпус;21 — помещения офицерского состава;22 — аккумуляторные батареи; 23 — радио рубка; 24 — центральная станция; 25 — центральный пост управления; 26 — жилые помещения: 27 — дизель генератор; 28 - главный электромотор". 29 м вал гребного винта; 30 — электромотор движителя экономичного хода, 31 -32 — вертикальный руль; 33 — кормовой горизонтальный руль.


На верхней палубе размещаются казенные части торпедных аппаратов и стеллажи для запасных торпед. Здесь же находится местный пост

управления торпедной стрельбой и размещены приборы автоматического управления торпедными аппаратами, а также гидроприводы судовых механизмов, расположенных в носовой часть надстройки.

Рис. 2.2. Носовая оконечность дизель-электрической подводной лодки

<


Рис 2.5 Сечение по отсеку с вариантами расположения торпедных «аппаратов и гидроакустических станций

1 - прочный корпус, 2 - надстройка, 3 — стрингер; 4 -вертикальный киль; 5 - платформы; б — трубы ТА, 7 — стрингер, 8 легкий корпус; 9 антенны гидроакустических стан ц-м

Имеется также торпедопогрузочный люк (рис. 2.3) через который производится погрузка запасных торпед, хранящихся на специальных стеллажах по бортам лодки. В некоторых лодках могут устраивать входной люк. На средней палубе (платформе) отсека размешают кают-компанию для офицеров, которая одновременно используется как жилое помещение. Здесь же расположены каюты командира и старшего помощника.

Под платформой располагаются цистерны различного назначения Носовой торпедный отсек является отсеком - убежищем, из которой возможно спасение экипажа с помощью индивидуальных средств или с помощью приспособлений и устройств для спасения, имеющихся на специальных спасательных судах.

Под герметичным настилом помещаются аккумуляторные ямы фис.2.4), в которых располагается носовая группа аккумуляторов (140 - 220 штук). К бортам от аккумуляторных ям и под ними расположены топливные и масляные цистерны



 


 
 

 


Рис. 2.6. Условная схема расположения элементов АБ в аккумуляторной яме при их обслуживании из проходов.

П. Второй отсек - центральный пост.

В центральном постy размещаются основные посты, обеспечивающие маневрирование и боевую деятельность ПЛ. В отсеке расположены:

1. Боевой командный пост (ёрис.2.5,2.7).

2. Пост погружения, с которого производится централизованное управление приводами вентиляции и кингстонов балластных цистерн.

3. Пост всплытия, с которого производится централизованное управление продувание цистернами главного балласта (ЦГБ).

4. Пост дифферентовки, с которого производится перекачка воды из носовой цистерны в кормовую или наоборот.

5. Пост управления ходом, с которого протводится управление перекладкой вертикального руля кормовыми и носовыми горизонтальными рулями


Рис 2.8 Сечение прочного корпуса по рубке ДПЛ

1 - прочный корпус, 2 — легкий корпус; 3 - надстройка, 4 - ограждение прочной рубки; 5 - прочная рубка; 6 - верхний рубочный люк, 7 нижний рубочный люк; 8 верхний стрингер; 9 - нижний стрингер, 10 - горизонтальный киль; 11 - вертикальный киль, 12 - цистерна пресной воды; 13 - платформа; 14 — палуба рубки.

4"


T'

 


Рис. 2.9. Главный командный пункт ПЛ проекта (Отсек П)

Рис. 2.10. Главный командный пункт ПЛ проекта "Амур 1650" (Отсек II)

Ш. Третий отсек жилой, разделен двумя палубами; на верхней и средней палубах находились камбуз, санитарно-бытовые помещения и каюты личного состава, в трюме - аккумуляторная батарея.


Рис. 2.11. Жилые помещения подводной лодки проекта "Амур 1650". 1 -и

настил Отсек Ш

Рис.2.12. Жилые помещения подводной лодки проекта "Амур 1650". 2-й

настил (Отсек Ш)

IV. Четвертый отсек - дизельный, в нем побортно были установлены два дизель генератора (Рис. 2.10). Б отсеке располагаются

главные дизели и различные устройства и механизмы. Устанавливаются обычно два дизеля мощностью 2 — 4 тыс. л.с. Под настилом пола размещают цистерны различного назначения. В верхней части - захлопни подачи воздуха к дизелям при работе с РДП.

ло



 


Рис. 2.13. Дизель-генераторный отсек подводной лодки (Отсек IV)

V. Пятый отсек - электромоторный, в нем установлен главный гребной электродвигатель (рис. 2.11). В отсеке расположены главные электромоторы и моторы экономического хода, компрессор, главный распределительный щит и другие приборы и устройства для обслуживания электродвижения. Мощность главных электромоторов составляет 70-78 % от мощности дизелей. Мощность моторов экономического хода 7-8 % мощности главных дизелей. Под настилом пола цистерны различного назначения.

 


Рис. 2.14. Электромоторный отсек подводной лодки (Отсек V)



Рис. 2.15. Резервные движители ПЛ проекта 877 (Отсек VI)

VL Шестой отсек - кормовой, в нем размещался электродвигатель экономического хода и два резервных электродвигателя побортно с резервными линиями вала (Рис. 2.12).

В легком корпусе в между бортном пространстве размещаются цистерны главного балласта, в нижней части топливные цистерны, В районе центрального поста располагается цистерна срочного погружения. В водонепроницаемой надстройке располагаются различные судовые устройства, системы и их трубопроводы, баллоны с воздухом высокого давления, а также верхние части входных и торпедопогрузочных люков, выгородки спасательных буев.

В кормовой оконечности располагаются вертикальный и горизонтальный рули (Рис. 2.12).

Рис.2.1 б Расположение горизонтальных и вертикальных релей ПЛ

1 прочный корпус; 2 легкий корпус; 3- горизонта шяыи

стабилизатор; А — кормовая переборка концевая; 5 - концевая ЦГБ; б -винт гребной; —горизонтальный руль; 8 баллер 9 вертикальный руль.

м


Рис2.17 Различные формы кормовых оконечностей подводных лодок.

1 - XXI серия (Германия) 3 2 - "ТЪнг", 3 - "Альбакор-1", 4 - "Наутилус", 5 - " Грешер" '; б — "Альбакор 1У" 1 проект подводного танкера (2,3,4,5,6,7 - все США), 8 — проев подводной лсдкг: (Швеция).

2.1- Общее расположение на атомных подводных лодках

Прочный корпус подразделяется непроницаемыми поперечными переборками на несколько автономных отсеков. Число и размеры отсеков выбираются по соображениям размещения и обслуживания оборудования, имеющего близкое функциональное назначение, а также исходя из назначенного для АПЛ уровня обеспечения ее непотопляемости и принятого запаса плавучести. В зависимости от указанных обстоятельств многоцелевые АЛЛ имеют 4-8 отсеков.

Рис 2 18 Торпедный отсек АПЛ

На первых АШ1 носовой отсек, как и на ДПЛ, использовался для размещения торпедных аппаратов и запасных торпед.

52


Рост размеров антенн ГАС и требования по снижению помех их работе привели на части ПЛ к отказу от традиционного расположения труб торпедных аппаратов в носовом отсеке параллельно продольной оси. На этих ПЛ аппараты располагаются под углом к продольной оси на некотором удалении от носовой переборют корпуса, а носовая часть первого отсека (или весь первый отсек) используется в основном, для размещения аппаратуры гидроакустического комплекса. В нем же часто размещают аккумуляторную батарею» выполняющую на АПЛ роль резервного источника энергии Внизу носовой части первого отсека размещается носовая дифферентная цистерна.

В кормовой части первого носового отсека или во втором отсеке располагаются устройства для перезарядки аппаратов и стеллажи для запасных торпед н ракет, выстреливаемых из аппаратов. В верхней части этого отсека, как правило, размещается центральный пост (ЦП): включающий главный командный пост (ГКП), посты управления движением и энергетической установкой, рубки гидроакустики, навигации, связи, радиолокации и т. п. В районе ЦБ обычно размещаются выдвижные устройства (перископы, антенны), проходящие через снабженные сальниками отверстия в верхней чести прочного корпуса. Их высота достигает полутора десятка метров. В опущенном состоянии они размещаются в специальных вертикальных шахтах, проходящих от верхней палубы до трюма.

Рис. 2.7 Продельное сечение в районе центрального поста управления АПЛ 1 - боевой командный пост, 2- BCК


В последние годы, помимо совершенствования выдвижных устройств традиционной конструкции, ведется разработка телескопических подъемно-мачтовых устройств перископов и антенн, размещенных в этом случае вне прочного корпуса. При этом вместо обычных оптических систем в перископах применяются телекамеры, связанные с аппаратурой в прочном корпусе только кабелем.

На ПЛАРБ обычно за отсеком с ГКП размещаются один или два отсека с ракетными шахтами и обслуживающими их системами.

Третий (на ракетных АПЛ четвертый или пятый) отсек реакторный. В носовой его части располагается вспомогательное оборудование, а в кормовой - собственно ядерный реактор с парогенераторами, насосами и другим радиационно опасным оборудованием, размещенными в специальной выгородке, выполняющей функции крепления этого оборудования и радиационной защиты. Последняя обеспечивается за счет слоев стали и свинца, воды, полиэтилена и других элементов защиты.

Расположенные далее в корму четвертый и пятый отсеки используются для размещения паротурбинной установки, турбогенераторов и обслуживающих их вспомогательных механизмов и оборудования: конденсаторов, холодильных машин, насосов, цистерн масляной системы, распределительных щитов, выпрямителей и преобразователей электрического тока (для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи и обеспечения питания от нее при выходе из строя турбогенераторов), компрессоров воздуха высокого давления, дизель-генераторов и др.

Последний кормовой отсек выполняет функцию румпельного отделения, в котором располагаются гидравлические приводы кормовых вертикальных и горизонтальных рулей, а также обслуживающие их механизмы и системы (насосы гидравлики, емкости для используемой в этой системе жидкости, аккумуляторы давления и т.д.), дейдвудный сальник линии вала (устройство, обеспечивающее герметичность в месте прохода гребного вала через кормовую переборку прочного корпуса) и кормовая дифферентная цистерна.

На большинстве атомных подводных лодок США обеспечить надводную непотопляемость не удается, поэтому' переборки устанавливаются только на границах отсеков (Рис. 1.7). Отсеки при этом имеют большое протяжение по длине лодки. Обычно устраивают пять отсеков на АЛЛ и шесть отсеков на РАПЛ.

На РАПЛ между центральным и реакторным отсеком располагается 16 или 24 вертикальные шахты для баллистических ракет (см. рис. 2.19),

Расположение на РАПЛ во многом подобно расположению на АПЛ. Отличие состоит в дополнительном ракетном отсеке, который располагается сразу же за центральным постом (см. рис. 2.19).

На лодках России надводная непотопляемость обеспечивается за счет устройства большего количества переборок (Рис. 2.20).


Рис.2.19. Расположение ракетного отсека на РАПЛ

1 — прочный корпус; 2 — легкий корпус; 3 - носовые ЦГБ; 4 — ограждение выдвижных устройств; 5 — верхний мостик; 6 — входная шахта, 7 — выдвижные устройства, 8 - платформы; 9 помещения офицеров; 10 центральный пост; 11 посты управления ракетной стрельбой; 12 — помещение команды; 13 — цистерна быстрого погружения; 14 — помещение судового запаса; 15 - аккумуляторные ямы; 16

помещение гироскопического успокоителя качки; 17 ракетные шахты; 18 надстройка; 19 — баллоны сжатого воздуха для запуска ракет. 1; II; III — отсек управления ракетной стрельбой; IV—ракетный отсек.

.^


$# ff&0& $

Рис. 2.20 Общее расположение атомной подводной лодки пр 671 (Россия)

1 вертикалы рули; 2 легкий коpiryc; 3 гребной вал; 4 баллоны ГВД; 5 спасательный буй; б кормовой/ носовой; 7 — ГЭУ; 8 — третий отсек ЦПУ; 9, 10, 11, 12, 13— выдвижные устройства; 14 — входной люк 2-го помещения; 15 - ГКП; 16 -торпедные аппараты; 17 — акустические выгородки, 18 — нижний этаж 1-го отсека, 19 — торпеды, 20 — нижний этаж 2-го ] помещения; 21 цистерна; 22 нижний этаж 2-го помещения (3-я палуба); 23 нижний этаж 3-го ] помещенияя (3-я палуба); 24 вторая палуба 3-го помещения; 25 - ГЭУ; 26 - баллоны ГВД; 27 — ГТЗА; 28 — ГК; 29 — гребной электродвигатель; 30 -дейдвуд; 31 — гребной винт.

 

Рис. 2.21 Общее расположение РАПЛ (США) 1 - носовая гидроакустическая антенна; 2 - цистерны главного балласта; 3 — помещение вычислительных машин, 4 — радиорубка, 5 — рубка гидроакустики; б- центральный пост, 7- помещение навигационного комплекса; 8— центр управления ракетной стрельбой, 9- отсек паротурбинной установки и вспомогательных механизмов, 10 — паро-производящая установка; Л -вспомогательные механизмы, 12 - ракетная шахта; 13 - столовая команды, 14 - запасные торпеды; 15- кают-компания; 16- торпедные аппараты

Рис 2.22. Общее расположение АПЛ (США) 1 - носовая гидроакустическая антенна; 2 - вертикальные пусковые установки крылатых, ракет; 3 - цистерна главного балласта; 4 - рубка гидроакустики; 5 - центральный пост; 6 - столовая команды; 7 - паропроизводяшая установка; 8 - отсек паротурбинной установки и вспомогательных механизмов; 9- вертикальлный руль, 10 - гребной винт, II- вспомогательные механизмы; 12 - аккумуляторная яма; 13 - запасные торпеды, 14 торпедные аппараты


 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

В ’зависимости от своего назначения и особенностей работы все корпусные конструкции ПЛ можно разделить на пять групп.

I группа водонепроницаемые конструкции прочного корпуса, выдерживающие забортное давление на глубинах, включая предельную глубину погружения. К этим конструкциям относятся: прочный корпус, входные и торпедопогрузочные люки, прочные рубки, входные шахты, ЦГБ внутри прочного корпуса, уравнительная цистерна и цистерна срочного погружения, дифферентные цистерны вне прочного корпуса.

П группа водонепроницаемые конструкции легкого корпуса, воспринимающие гидростатическое давление воды в надводном положении, а также гидродинамические нагрузки в надводном положении при надводном ходе ПЛ. В подводном положении конструкции II группы гидростатическую нагрузку не несут. Вторую группу составляют ЦГБ в между бортном пространстве, топливные цистерны в между бортном пространстве.

III группа - водопроницаемые конструкции легкого корпуса, которые в надводном и подводном положениях никаких гидростатических нагрузок не несут, т.к. их внутренние пространства сообщаются с забортной водой при любом положении ПЛ. К конструкциям этой группы относятся кормовая и носовая проницаемые оконечности, надстройка, ограждение прочной рубки и выдвижных устройств.

IV группа - цистерны и выгородки внутри прочного корпуса, выполняемые легкими. К этим цистернам относятся цистерны, указанные в табл. 4.1

V группа - фундаменты внутри и вне прочного корпуса, настилы полов (платформы). В группу входят фундаменты главных дизелей, электродвигателя и генераторов, паровых турбин и вспомогательных двигателей и т.п.

Наименование цистерны Наименование или принадлежность к системе
  Носовая дифферентная цистерна Цистерны дифферентовочной системы
  Кормовая дифферентная цистерна
  Уравнительная цистерна
  Цистерна кольцевого зазора Цистерны, обеспечивающие работу систем торпедного комплекса
  Торпедозаместительная цистерна
  Цистерна беспузырной торпедной стрельбы

 

 

Таблица 4.1 Легкие внутреннии цистерны

  Цистерны орошения боезапаса  
  Цистерны питьевой воды Цистерны жизнеобеспечения и санитарии
  Цистерны мытье вой воды
  Цистерны грязной воды.
  Провизионные цистерны
  Топливные цистерны Цистерны, обеспечивающие работ}' систем дизельных, дизель- генераторных установок, аккумуляторных батарей и компрессоров
  Цистерны сточного топлива
  Цистерны чистого масла
  Цистерны грязного масла.
  Цистерны продувки компрессоров
  Цистерны дистиллированной воды

 

 

 

 

 

Рис. 4.1 Первая группа корпусных конструкций.

1 — прочный корпус; 2 — концевая переборка; 3 — люки входа выхода; 4 - люки погрузки торпеды; 5 — прочный корпуса рубки; б - шахты входа; 7 - ЦГБ внутри прочного корпуса; 8 — уравнительная цистерна; 9 — цистерна, срочного погружения; 10 — цистерны в легком корпусе.

 

 


 

 

Рис. 4.2 Вторая группа корпусных конструкций. 1 - цистерны главного балласта; 2 - нефтяной топливный танк

 


 

 

Рис.4.3 Третья группа конструкций

1 - кормовая водопроницаемая оконечность., 2 - носовая водопроницаемая оконечность; 3 - ограждение прочной рубки и выдвижных частей, 4 —цистерна плавучести (не дня веек ПЛ); 5 — надстройка.

 

 


 

 


 

Рис. 4.5 Пятая группа конструкций (фундаменты)

1 - фундаменты дизель-генератора; 2 - фундаменты под главный электродвигатель; 3 - фундаменты линии вала; 4 - фундамент под привод рулей; 5 - фундаменты под гидроакустическое оборудование; 6 - фундаменты под торпедное вооружение;

7 - фундаменты под аккумуляторные батареи; 8 - фундаменты пол устройства

подъема ПЛ; 9 - фундаменты пол резервный движительный комплекс; 10 - фундаменты под подъемно-мачтовые устройства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: