Научно-философский реализм - основа мировоззрения Ломоносова




Введение

 

Российская история имеет огромное количество героев, на которые можно равняться, достаточно личностей, которые вышли за границы отечественной культуры и стали достоянием мировой цивилизации. В связи с этим вспоминается известное высказывание Б.Л. Пастернака о Пушкине - он «наше все». Имен, вошедших всеми корнями в русскую культуру и про которые можно сказать так же, совсем не много, но имя Михаила Васильевича Ломоносова - среди них. Между нами уже почти три столетья, но феномен М.В. Ломоносова не перестает поражать и удивлять.

Ломоносов - это начало российской науки и российской системы образования. Он положил начало русскому просвещению нового времени. Творческая деятельность Ломоносова охватывала самые разные области естественных, технических и гуманитарных наук.

Как писал С. И. Вавилов: «Ломоносову по необъятности его интересов, по-видимому, нельзя противопоставить ни одной другой фигуры в культурной истории человечества».

Известны слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек, соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом».

В его научном и художественном творчестве весьма действенным и плодотворным было мыслительное начало, стремление во всем дойти до сути, до глубинных основ, движущих причин. Для Ломоносова важным было не только получить новое конкретное знание в той или иной области исследования, но и понять изучаемой явление, уяснить его сущностные характеристики, теоретически объяснить их.

Он одним из первых в России увидел необходимость сближения, взаимодействия науки и философии, о чем свидетельствует вся его творческая деятельность.

К наследию М.В.Ломоносова, как ученому-энциклопедисту, обращаются представители многих наук. Все, что рождено гением сына Отечества, должно тщательно изучаться, умело распространяться, должно быть чтимо потомками.

 


Научно-философский реализм - основа мировоззрения Ломоносова

 

Ломоносов не оставил после себя в собственном смысле слова, философских сочинений. Однако характер и объем его культурной работы настоятельно требовали от него именно универсально философского осмысления всех многообразных ее направлений, что было бы невозможно, если бы ломоносовский духовный потенциал не заключал в себе того изначального качества, которое академиком С.И. Вавиловым было определено как «глубокое понимание неразрывной связи всех видов человеческой деятельности и культуры».

Мировоззрение Ломоносова, как и у всех людей, формировалось постепенно, по мере того как он познавал особенности современной ему науки и философии. С самого начала его пути для него была характерна тяга к овладению естественнонаучными знаниями. Во время своей учебы он усвоил основные, характерные черты современного ему естествознания, в том числе количественные и механические подходы к изучению явлений природы. Позже он начал вырабатывать свою собственную систему основных принципов, чтобы на их фундаменте строить здание объяснения природы, ее явлений и закономерностей. В своих заметках он писал: «Я хочу строить объяснение природы на известном, мной самим положенном основании». Исходными для него была природа и её «основоположения». В познании закономерностей, причин явлений должны принимать участие, как органы чувств, так и разум.

Началом знания он считал чувственное восприятие, которое перерабатывается затем разумом в понятия и идеи. "Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем". Сами идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые - из двух или многих между собою соединенных. Вместе с тем он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкрепляется рациональным обобщением, теоретическими выводами.

От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. Все творчество великого русского ученого проникнуто идеей познаваемости мира, всех явлений природы. Он безоговорочно утверждал основной принцип материализма, что мир идей произведен от мира объективно существующих вещей и процессов.

В работе «О слоях земных» Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру он сформулировал закон сохранения вещества и движения. Ломоносовым было положено в основание объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц - «элементов» (атомов), объединенных в «корпускуы» (молекулы).

Ломоносов распространил свои атомистические идеи на сферу химических явлений и тем самым заложил основы атомистики. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являлись протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механистическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об изменчивости первичного движения»).

Материалистическое понимание природы и ее закономерностей, глубокая уверенность в том, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои естественные материальные предпосылки, было исходным началом и основой всего научного творчества Ломоносова.

Отличительной внешней чертою ломоносовского научного метода было соединение парадоксальности и здравомысленности. Точнее было бы сказать, что парадоксальность его выводов происходила от его замечательной здравомысленности.

Так, в одной из заметок Ломоносов пишет: «Не следует выдумывать много разных причин там, где достаточно одной; таким образом, раз центрального движения корпускул достаточно для объяснения теплоты, так как оно может увеличиваться до бесконечности, то не следует придумывать других причин». Общая посылка здесь сродни ньютоновскому высказыванию: «Природа проста и не роскошествует излишним количеством причин».

В ту пору, когда подавляющее большинство физиков и химиков все, что было неясно из опытов, по существу, почти все явления объясняли гипотетическими тонкими жидкостями, неразличимыми и невыделяемыми (ср.: материи теплоты, электричества, тяжести, света), Ломоносов придал «методу философствования, основанному на атомах» универсальное значение и именно через его посредство дерзнул истолковать все «многоразличные естественные свойства и Перемены, бывающие в сем видимом строении мира». Материя, по Ломоносову, состоит из «нечувствительных физических частиц» (то есть невидимых). Они, в свою очередь, подразделяются на элементы (то, что мы теперь называем атомами) и корпускулы (то, что теперь называют молекулами). Здесь Ломоносов смотрел более чем на сто лет вперед: только в 1860 году международный съезд химиков дал точные определения атома и молекулы.

В целом научному творчеству М. В. Ломоносова присущ ряд черт, которые не теряют своей актуальности и в наши дни. К ним относятся:

а) вера в силу науки («науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства …»);

б) единство теории и практики («из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды»);

в) необходимость интеграции знаний («науки наукам много весьма способствуют …»).

Говоря о своеобразии ломоносовского научного метода, следует обратить внимание на его борьбу против догматизма, авторитарности и, наконец, на наличие значительных элементов «историзма» и «эволюционизма» в его воззрениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: