Создание карандашного наброска портрета




Дистанционный урок к Дню Защитника Отечества для учащихся 3 года обучения

Немного истории

«День защитника Отечества» является в Российской Федерации днём воинской славы России. Отмечая этот праздник, мы не только сохраняем память о прошлом для будущих поколений, но также отдаём дань уважения всем защитникам Отечества. Мы отмечаем не конкретное событие, но чествуем наших защитников, отдаём почести всем воинам. В этот день особо хочется отметить героев Великой Отечественной войны, погибших, защищая свою Родину.

Рассмотрите внимательно портреты героев, прочитайте про их подвиги и выберете себе героя, которого вы будете рисовать. Также вы можете взять, например, фотографию свою дедушки или фотографию любого героя войны, которого вы знаете.

При выборе фотографии решите, в какой технике вы будете рисовать: в цветной или в черно-белой графике.

 

Николай Гастелло (1907-1941)
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой колонне, которая охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. На дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли «гастелловцы». За всю войну было совершено почти 600 таранов соперника.

В октябре 1941-го Зоя пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск в

партизанский отряд. Она наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из операций Зою поймали немцы. Ее истязали, заставляя выдать своих, но она героически вынесла все пытки, не сказав врагам ни слова.

Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Мужество девушки так потрясло

крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам.

Зоя Космодемьянская (1923-1941)
О подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского

Союза во время Великой Отечественной войны.

 

4 апреля 1942 года во время боевого вылета самолет Маресьева был подбит, но он смог катапультироваться. Тяжело

раненный, на сильно поврежденных ногах, затем ползком он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим, выбираясь из окружения, и добрался до русской деревни, почти без сознания.

В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь.

Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Но

летчик не сдался, вернулся в авиацию и до конца войны он летал с протезами.

Алексей Маресьев (1916-2001)
За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 – уже после ампутации.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».


Александр Матросов (1924-1943)
Три вражеских пулемета в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один фашистский пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот был также уничтожен. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки автоматчиков заставить его замолчать не увенчались успехом. К дзоту по-пластунски пополз Александр Матросов, стараясь подобраться поближе к амбразуре с фланга. Затаив дыхание, бойцы и командиры следили за ним. Вот он бросил две гранаты. Они разорвались у дзота. Фашистский пулемет замолчал. Но как только бойцы возобновили атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к бойнице и упал на амбразуру, закрыв ее своим телом. Через несколько дней имя Матросова стало известно всей стране. 19 июня 1943 года Александру Матвеевичу Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он в городе Великие Луки.

Иван Кожедуб (1920-1991)
Подвиг Кожедуба – это десятки сбитых самолетов противника и сотни боевых вылетов. Он является трижды Героем Советского Союза. К концу Великой Отечественной войны майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых – два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков. Последний подвиг его героической биографии произошел над Берлином в апреле 1945 года, когда был сбит очередной гитлеровский самолет. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб был награжден двумя орденами Ленина, семью орденами– Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» СССР 2-й и 3-й степеней и медалями, а также иностранными орденами и медалями.

 

Материалы: Лист ватмана А3, простые карандаши (ТМ, 2В, 4В), ластик, клячка, пастель или цветные карандаши, фотография.

Клячка – это специальная легко мнущаяся очищающая резинка (ластик) для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков, для удаления загрязнений с плёнки и кальки. При применении она захватывает частички графического материала, не повреждая бумагу и не размазывая рисунок.

Ход работы.

Портрет – один из самых древних и популярных жанров изобразительного искусства. Но вместе с тем это один самых трудных и значительных жанров, поэтому требует от художника особой тщательности, точности и четкости.


Но даже при максимальном сходстве получившегося портрета с фотоснимком мы всегда имеем место для творчества. Вы вовсе не обязаны, перерисовывая, в точности копировать все, что вам не хочется видеть на портрете. Перед вами чистый лист, готовый к воплощению всех задумок. Фотография не всегда получается удачной. А художник, работая над портретом, может что-то додумать, изменить, скорректировать.

 

Создание карандашного наброска портрета

Композиция портрета

Создание наброска начинается с выбора вида композиции: вертикальная или горизонтальная композиция.

Напомню, что

1. Лицо должно располагаться в середине листа.

2. Обязательно добавить шею и плечевой пояс.

Чтобы добиться максимально сходства с оригиналом необходимо четкое уяснение всех форм и пропорций.

Формы лица

Каждое лицо уникально и неповторимо в своем роде, но, несмотря на это, определяют 7 основных форм: овальное, круглое, квадратное, в форме сердца, в форме груши, ромбовидное и длинное. Итак, сначала необходимо определить форму лица и нарисовать контур лица.

 

Особенности.

Прямоугольное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.

В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.

Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.

В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.

Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.

Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.

Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.


Пропорции лица

Обязательно уделите особое внимание пропорциям лица, то есть взаимному расположению глаз, носа, ушей и рта. Точное соблюдение пропорций при нанесении первых штрихов – это немаловажный залог сходства конечного изображения с лицом на фотографии.

Ознакомьтесь с представленными на рисунке среднестатистическими пропорциями человеческого лица, а затем сравните их с исходным изображением на фотоснимке. Если они немного расходятся, нет ничего страшного, так как именно в отклонениях от стандарта и заключается индивидуальность живого человека, запечатленного с помощью фотоаппарата.

Тщательно изучите фотографию модели, ее особенности, характерные черты. Необходимо постараться проникнуть в состояние изображаемого человека, чтобы раскрыть сущность его характера, эмоциональный настрой.

Выполнение работы.

Перед началом работы изучите последовательность и особенности рисования элементов лица на примере пошагового выполнения портрета Гастелло простыми карандашами разной мягкости. Первые 4 этапа работы выполняются одинаково для всех, независимо от выбранной техники. С 5 этапа более детальная проработка портрета может быть как черно-белой, так и в цвете. Техника выполнения портрета простыми карандашами сложнее, поэтому учащимся 1-2 года обучения рекомендуется выполнять портрет в цвете (пастелью или цветными карандашами).

 

  Рассмотрев фотографию, определяем форму лица и рисуем овал лица.   Добавляем шею, плечевой пояс, обозначаем детали одежды.

  Проводим центральную вертикальную линию – ось симметрии лица. Отмечаем на ней сколько займут волосы, а остальную часть делим на три части. В данном случае волосы, лоб и нос имеют одинаковые пропорции, при этом нижняя часть чуть-чуть больше. Но для вашей фотографии пропорции могут быть другие. Добавляем контур ушей. Необходимо учесть, что длина уха у взрослых приблизительно равна длине носа, а у детей уши пропорционально немного больше.
   
Начинаем прорисовывать контуры бровей, глаз, носа и губ. Стараемся соблюдать пропорции в соответствии с фотографией. Чтобы нарисовать глаза, необходимо рисовать оба глаза одновременно на одной линии, так, что расстояние между ними равно длине одного глаза. Крылья носа строим параллельно линии глаз так, что по ширине они равны глазу, то есть по вертикали крылья носа располагаются примерно между глазами. Уголки рта по вертикали находятся на уровне зрачков (примерно середина глаза). Строим уши. Форма ушей не имеет ярко выраженных особенностей. Намечаем контур волос.

Более детально прорисовываем уши, глаза, брови, рот, нос. Уточняем их форму. После выполнения наброска надо обратить внимание на то, как на выбранной фотографии расположены свет, тень, полутень. В зависимости от этого выбирается тональность и направление штриха. Намечаем расположение света и тени. Стираем все лишние линии, имеющиеся на портрете, так как после начала прокладывания тона возможности сделать это с достаточной аккуратностью уже не будет. На этом этапе принимается решение, в какой графике будет выполнен портрет: в черно-белой или в цветной. Начинающим лучше выполнять портрет в цвете.
   
Намечаем штрихами волосы. Тщательная прорисовка глаз. Глаза и губы могут выражать разнообразные чувства, передавать состояние души, делая человека узнаваемым. Нарисовать глаза просто, сложнее «оживить» их, придать им влажный блеск и показать объем. Для того чтобы глаза выглядели более живыми, склеру (так называется белая часть глаза) не нужно изображать белоснежной, так как на самом деле ее цвет изменяется под влиянием собственной тени и тени, которую на нее бросает веко. Нанесите блики на нижнее веко и внутренний уголок глаза. Направление взгляда и эмоции показываются с помощью положения и размера радужки, зрачка и верхнего века. Также эмоции демонстрируют брови и мимические морщины вокруг глаз.


Рот по своей выразительности не слишком уступает глазам. Именно губы являются местом перехода слизистой оболочки к коже. Этим и обусловлен их характерный розовый цвет. Изображая губы на портрете, следует помнить, что они являются самым подвижным элементом на лице, способным принимать ту или иную форму. Верхняя губа, как правило, бывает тоньше, чем нижняя. Нос с различных точек смотрится по- разному. Необходимо передать основной контраст тени и света на носу, чтобы рисунок не оказался перегруженным лишними элементами. Обычно максимум света приходится на кончик носа и переносицу, а самая густая тень падает на основание ноздрей.
   
Волосы – один из самых сложных объектов рисования. Прежде, чем рисовать волосы, нужно определить каким образом они покрывают голову и как соотносятся с ее общей формой, уловить точное расположение прядей и их характерные особенности. Их нужно воспринимать в массе и пытаться работать с ними, как с единым целым, так как тщательное прорисовывание каждого волоска может испортить весь портрет. Нескольких легких штрихов может быть достаточно, чтобы придать образу выразительность. Волосы обычно рисуют более мягкими карандашами. Прорабатываем детали одежды.

Если вы выполняете черно-белый портрет, используя только простой карандаш, то по завершении работы над детализацией приступаете к началу штрихования. Определенных правил штриховки нет. Начинаем штриховку с наиболее темных частей портрета. В дальнейшем можно будет отталкиваться от них, чтобы не затемнить слишком сильно одежду, глаза, кожу. Придавая тон коже лица, одежде и волосам, не следует использовать ластик. Те, кто рисует правой рукой, интенсивную штриховку полутонов должны начинать с верхнего левого угла листа, во избежание размазывания того, что уже изобразили. Соответственно, левше нужно все делать зеркально. На данной стадии допускается незначительная проработка фона.
   
  Заключительный этап работы над портретом – затемнение тех участков, где необходимо продемонстрировать пространство. Такими местами могут быть уши, кромка волос, фон, складки, имеющиеся на волосах. После этого портрет будет практически готов. Однако у вас в любом случае останутся ненужные штрихи, пятна от пальцев, испачканных карандашом. Поэтому следует взять в руки клячку и ликвидировать все то, что зрительно вам кажется лишним.

Ниже представлены работы, сделанные учащимися прошлых лет, на уроке

«Портрет по фотографии»

 

   

   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: