ПРОБЛЕММЫ И АСПЕКТЫ ВЫБОРА ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА




Каргальцев К.Б. (студент IV курса РЗИ (ф) МГУКИ отделения НИИ, педагог народного пения МБОУ ДОД ДШИ №7 г. Рязани)

Современный мир- это мир быстрых темпов и обилия информации. В такой среде важной составляющей жизни человека является коммуникация- процесс общения и передачи информации между людьми или группами людей в виде устных и письменных сооб­щений, языка телодвижений и параметров речи. В настоящее время научно-технический прогресс значительно расширили возможности коммуникации, все более широкое распространение получает интернет. Однако, по-прежнему, одним из наиболее распространенных и вместе с там одним из наиболее древних средств коммуникации является голос.

Голос- важнейшее средство коммуникации, а для многих людей (к примеру, певцы, педагоги) еще и главный профессиональный инструмент. Безоговорочным преимуществом голоса, является то, что он дан всем от природы (в отличие от рукотворных музыкальных инструментов). Различают разговорный и певческий голос. Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (обычно 4- 6 тонов), то диапазон певческого голоса две октавы, а иногда и более.

В настоящее время выделяется три, основные направления в пении: академическое, эстрадное, народное. Все они существуют параллельно и выполняют свои социально-культурные и эстетические функции.

Наиболее богатым духовно-нравственным опытом (накопленным многими поколениями) и образовательным потенциалом обладают народные песни. Именно этот аспект важен для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности. Как известно, именно в детстве закладываются основные моральные, интеллектуальные и физические качества, черты характера человека.

Из вышеизложенного следует, что наиболее целесообразным в детском и подростковом возрасте является знакомство и изучение фольклора.

Любой педагог, в каком бы стилистическом направлении вокала он не работал, сталкивается с вопросом выбора репертуара.

Как правило, основная цель образовательной программы вокального искусства, определяется, как «Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через вокальное пение». Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение основным вокальным навыкам, освоение музыкального репертуара, развитие образного и сценического мышления. Правильность выбора репертуара является залогом успешного достижения поставленных педагогом (руководителем) целей и задач.

Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие ребенка (как солиста, так и участника коллектива). Отбор репертуара - это не какой-то одномоментный акт, а осуществление целой «репертуарной политики». Это сложный процесс. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт и культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также общей атмосферой заведения, в которой осуществляется процесс обучения.

Этапы работы с репертуаром:

1. Определение цели и задач. Педагог должен четко понимать для чего он подбирает репертуар. Вид музыкальной деятельности (процесс обучения, концерт, фестиваль либо конкурс) определяет выбор репертуара.

2. Работа с литературой, аудио и видеозаписями. Основными источниками музыкального материала для педагога народного пения являются материалы фольклорных экспедиций (изданные в сборниках, либо самостоятельно расшифрованные), а так же песни композиторов в народном стиле. Аудио и видеозаписи (если таковые есть) помогут педагогу осмыслить эстетику произведения и наверняка станут ключом к его музыкально-сценическому воплощению.

3. Творческое осмысление и адаптация материала. Если выбранное произведение в своем первоначальном виде не подходит для исполнения, педагогу необходимо осуществить его редакцию. Возможна аранжировка, переложение либо обработка для конкретного исполнителя (солиста, ансамбля, хора).

4. Знакомство исполнителя с: художественно-образным строем произведения; временем его создания; региональными традициями, к которым относится данная песня, если произведение авторское то упоминание и рассказ об авторах; условиями в которых оно исполнялось (для фольклора это дома или на улице); действии сопровождаемом исполнение песни (игра, танец, занятие какой-либо работой и т.п.).

5. Знакомство исполнителя с музыкальным языком произведения. Путем прослушивания аудио записей либо «живого» исполнения педагогом, анализа услышанного и сравнения с ранее изученным.

6. Разучивание литературного и музыкального текста произведения.

7. Отработка сложностей и нюансов.

8. Вокально-сценическое воплощение.

 

Репертуар это мощный инструмент в руках грамотного руководителя. По средствам репертуара осуществляется не только музыкальное образование. Правильный выбор репертуара в значительной степени способствует эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию личности.

Педагогу, работающему с детьми и подростками, особо следует помнить, что репертуар должен отвечать следующим требованиям:

-носить воспитательный и образовательный характер;

-соответствовать возрастным особенностям;

-соответствовать исполнительским возможностям вокального коллектива;

-быть высокохудожественным;

-быть разнообразным по характеру, содержанию;

-должен пробуждать интерес к вокальному искусству;

-каждая новая песня должна помогать исполнителю в приобретении тех или иных навыков, их закреплению.

Подбор музыкально-теоретического материала должен основываться на принципе целесообразности и рациональности, последовательности и постепенности, соответствии тематике занятий, соответствии новым разработкам в области музыкальной педагогики.

Каждому педагогу известны сомнения, когда стоит вопрос, то ли блеснуть испытанными, уже подготовленными ученика, то ли попробовать их в чём-то новом, а может быть, идти по тропе востребованного репертуара? Сомнения эти осложняются многими обстоятельствами: сроками, определёнными для подготовки программы, сочетанием концертных выступлений с выполнением учебного плана, возникновением необходимости незапланированных ранее выступлений и т.д.

Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников со «скромными» исполнительскими возможностями, основанными на ограниченных музыкальных данных. Их желание исполнять то, что исполняют более «сильные» ученики (а иногда и профессиональные певцы), не владение самооценкой, неумение, а порой нежелание доверять своему педагогу только тормозят процесс обучения, а порой делают его неэффективным. Эти и многие другие проблемы требуют от современного педагога порой очень глубоких знаний детской и возрастной психологии, интуиции, долгих размышлений и просто человеческого отношения.

К разряду репертуарных трудностей относится также поиск нотного материала. Здесь обнаруживаются градации от невозможности найти нужное нотное издание до объективной ограниченности любого знания. Каждый из нас сталкивался с определённым кругом произведений и, вполне вероятно, в силу объективных причин не знаком с большой областью заслуживающих внимания произведений. Вполне понятно стремление педагога иметь наиболее подробный перечень произведений, их записей, либо личную библиотеку, чтобы знать, чем он располагает для своего выбора. Некоторые педагоги ведут списки услышанных когда-либо произведений, тщательно записывают программы «своих и чужих» учеников, занимаются расшифровками вокального материала фольклорных экспедиций, что является несомненной помощью в работе и обогащает как знания как педагога, так и его учеников.

С какими бы сложностями выбора и освоения репертуара не сталкивался бы педагог, в любом случае этот процесс творческого познания является увлекательным и интересным. Идя по пути поиска нового и открытия ранее неизвестного не только ученик, но и педагог развиваются и получают необходимый жизненный и творческий багаж знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: