Значение театрализации во внеурочной деятельности для социального благополучия младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО




 

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова.

 

Многие люди нуждаются в самовыражении и делают это по-разному.

Сегодня все усилия взрослых направлены на преодоление отчуждения подрастающего поколения от культуры, науки, творчества, общечеловеческих эстетических идеалов и духовно – нравственных ориентиров.

В условиях общеобразовательной школы это становится возможным благодаря интеграции общего и дополнительного образования, личностных и профессиональных качеств педагогов, выбора эффективных методик обучения и форм организации образовательного пространства, открытия инновационных центров.

Использование театрализации во внеурочной деятельности является совершенно необходимой для современной школы, поскольку обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка. Она предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве.

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этот же период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему. Поэтому, в младшем школьном возрасте одним из самых эффективных средств социализации личности ребенка в условиях внеурочной деятельности является театрализация.

Театральная деятельность, включенная в систему социальных целей и основанных на средствах культуры, способствует успешной адаптации личности ребёнка младшего школьного возраста в обществе. Процесс управления социализацией в театральной деятельности ориентирован на личность ребёнка, что обеспечивает ему все условия для накопления социального опыта при грамотной педагогической поддержке.

Использование театральных технологий позволяет развивать активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре.

Из сферы познавательного развития:

Ø Развитие разносторонних представлений о действительности (в данном случае о разных видах театра, профессиях людей, создающий спектакль).

Ø Наблюдения за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации).

Ø Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы.

Ø Развитие памяти, воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Из сферы социального развития:

Ø Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Ø Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.

Ø Театрализация – целый мир новых слов, стартовая площадка для формирования успешности, воспитания у ребенка уважения к себе. (Сами того не замечая, дети становятся уверенными в себе).

Ø Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры на сцене, забывает об условностях, заявляет о себе, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.

Из сферы речевого развития:

Ø Содействие развитию монологической и диалогической речи.

Ø Обогащение словаря.

Ø Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Из сферы эстетического развития:

Ø Приобщение к художественной литературе.

Ø Создание выразительного художественного образа.

Ø Развитие пространственного воображения как основы «проектного мышления», творческого замысла, прогнозирования результата.

Ø Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В детском коллективе есть различные типы личностей:Буратино (решительные сорванцы), для которых важно общение; Мальвины (прилежные капризули) – индивидуальность; Арлекино (беззаботные шутники) – эмоции; Артемоны (благородные и выносливые) – движение; Пьеро (меланхоличные творцы) – беспомощные.

Огромный мир, который окружает школьников, имеет много границ, входов и выходов. Задача творческого педагога – определить путь ребенка, учитывая уровни его пространства. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт».

Театральная педагогика – эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребенка и добиться развития его общей культуры и личности в целом, ведь учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приемов данной технологии: сочинительство и сказкотворчество, этюды и пантомима, театральные упражнения и ролевые игры.

А также используются следующие формы:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- игры-драматизации.

Театральная педагогика содержит в себе образовательные технологии, укрепляющие эстетику воспитания самосознания ребенка:

- мозговой штурм (умение составлять и разрабатывать художественные номера и мини-спектакли);

-технология творческой групповой работы (постановка спектаклей и работа с партнерами);

- личностно – ориентированное обучение (участие в конкурсах);

- проектно – исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей и др.);

- информационные технологии (использование интернет ресурсов, выбор фонограмм к спектаклям, мультимедийные презентации);

- технология развивающего обучения (постановка художественных номеров).

Театрализация создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры. Театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен,поверить в себя.

Для развития физической памяти предлагаю выполнить следующее упражнение.

Прошу встать в линию, лицом к залу. Перед вами коробка…сейчас я передам её вам и буду говорить действия, которые вы будете выполнять.Давайте попробуем…(1 берет, передает; 2 открывает, передает; 3 достает, передает; у 4 забираю коробку, он обнимает игрушку, передает; 5,6 водятхоровод с игрушкой, 7 берет у меня коробку кладет игрушку; 8 закрывает, отдает её мне) А теперь давайте попробуем проделать все это без предметов, я помогу вам…Отлично! Давайте похлопаем друг другу.

Театр помогает освоить основные речевые жанры – приобрести первый опыт диалога бытового, почувствовать силу командной речи, слова мольбы и жалобы, почувствовать вкус к юмористической фразе. Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Умение смотреть, услышать красоту поэтического слова, оценить игру своих товарищей – эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей. Но никакой, даже самый замечательный спектакль, не найдет отклик в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь. Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

Прежде чем приступить к упражнениям для тренировки голоса и речи, необходимо объяснить детям о роли дыхания в речи. Начинаем с правильного дыхания через нос, а выдыхания через рот. Ставлю для себя в этих занятиях задачу – объяснить, что такое говорить на выдохе и, по возможности, научить дышать не грудной клеткой, а диафрагмой. Для этого использую следующие упражнения: «Одуванчик», «Надувной шар», «Грузинский хор».

Чтобы достойно сыграть свою роль, актер должен громко и выразительно проговаривать свои слова. Для этого сначала нужно сделать разминку: взять небольшое стихотворение, известное всем, по очереди прочитать его с осложняющими обстоятельствами. Например:

- если бы у него болел зуб;

- попала соринка в глаз;

- был пирожок во рту;

- поездка в переполненном транспорте; и т.д.

Использование театрализации во внеурочной деятельности дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает увлечь, повлиять на него, преобразить.

Обычно на наших занятиях мы просим детей ответить на следующие вопросы:

Закончите фразу…

Я пришел(а) с чувством… - Ухожу с желанием…

Я пришел(а) с желанием… - Ухожу с чувством…

Как правило, рефлексия показывает, что дети после занятий уходят с положительными эмоциями, с хорошим настроением.

Таким образом, организовывая внеурочные занятия по театральной деятельности, следует помнить, что они являются не только средством развлечения, но и имеют большое воспитательное значение, а так же являются одним из самых эффективных средств социализации личности ребенка.

Литература

1.Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004.

2.Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3.Колчеев Ю.В.Театрализованные игры в школе./ Ю.В. Колчеев, Н. И. Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: