Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО




 

ФГОС НОО определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. «Здоровый ребенок – успешный ребенок». Если ребенок не знает, как сохранить свое здоровье, куда и как правильно деть свою энергию, где применить свои физические возможности, вполне возможно, что такой ребенок сталкивается с трудностями в обучении и воспитании. В связи с этим, помимо общих задач, поставленных образовательным учреждением для создания условий в процессе обучения и воспитания, обязательными остаются цели по поддержанию здоровья наших воспитанников.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Необходимо помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

Именно через внеурочную деятельность уже в начальной школе следует системно развивать ценностное отношение к здоровью у младших школьников.

Учителя начальных классов всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Именно поэтому детям необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Результатом педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста можно представить характеристикой обучающегося, обладающего здоровьесберегающей компетентностью: у него сформированы представления о самоценности здоровья и жизни; развиты ценности здорового образа жизни; ученик мотивирован к сбережению своей жизни и здоровья, здоровья окружающих его людей. Это ребенок, имеющий информацию о своих возможностях и верящий в собственные силы, ощущающий себя субъектом здоровья. Ученик, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности. Это обучающийся, который имеет представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Он независимо решает задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; владеет навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья; правильно питается; различает вредные и полезные продукты питания; владеет культурой приема пищи. Также он умеет выполнять дыхательную и зрительную гимнастику, физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, соблюдает правила безопасного поведения; готов оказать элементарную помощь себе самому и другим людям.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка,как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

Подготовительный этап – детям даются первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств для формирования бережного отношения к своему организму.

Основу этой работы составляют различные формы внеурочной деятельности: дидактические задания «Полезно – вредно», «Моё тело», познавательные минутки «Как мы дышим», чтение художественной и познавательной литературы, опыты «Кожа - надёжная защита организма».

Основной этап–расширение знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, самоценности здоровья, включает различные виды внеурочной деятельности (экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок, речевые логические задачи и др.).

Заключительный этап– формирование активного отношения к своему здоровью посредством устремлённости к здоровому образу жизни. Дети закрепляют культурно – гигиенические навыки с помощью специально разработанных классных часов, оздоровительных минуток, праздников и развлечений. Используются дидактические игры «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»; беседы, оздоровительные минутки: «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Этюд души»; развлечения: «День здоровья», «Вместе с моей семьей».

Средством решения задач по формированию здорового и безопасного образа жизни младших школьников является систематическая и целенаправленная деятельность по следующим направлениям:

• развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы;

• образование учащихся по проблемам сохранения здоровья;

• совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• просветительская работа с родителями;

работа с одарёнными детьми;

проектная деятельность.

Развитие безопасной здоровьесберегающей среды школы (мониторинг, контроль деятельности и оценка качества охраны здоровья участников образовательного процесса, организация школьного питания и питьевого режима; создание банка данных (паспорт здоровья).

Совершенствование жизнеспособности через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- ежедневная утренняя гимнастика;

- акция «Десант здоровья»;

- Дни здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей, значительно увеличивают двигательную активность ребенка, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей;

- спортивно-интеллектуальные игры: «Эти разноцветные мячи», «Лесная аптека», «Легкая атлетика – королева спорта»;

- спортивно-интеллектуальный марафон «Здоровье – это здорово»;

- праздники: «Мы за чаем не скучаем», «Осенние забавы», «Забавы Снежной Королевы»;

- классные часы: «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и мое здоровье», «Как вырасти здоровым», «Твоё здоровье и учебная нагрузка». «Как вырасти здоровым», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Первая медицинская помощь», «Соблюдение режима дня». Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта;

-конкурсы рисунков на асфальте: «Мы любим спорт», «Спорт - это жизнь», «Осенние километры здоровья».

Забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в педагогическом коллективе. Но положительных результатов можно достичь только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.

Учитель должен вовлекать в процесс здоровьесбережения родителей учеников посредством проведения родительских собраний и индивидуально - плановой работы, которые стимулируют родительское сообщество на личное участие в классных мероприятиях.

На классных родительских собраниях решаются вопросы комфорта и дискомфорта детей в школьных условиях, рассматриваются возрастные психологические особенности, решаются проблемы несовместимости здоровья и вредных привычек, о правилах ухода за собой. Цель таких встреч — повышение уровня родительской компетентности.

Опираясь на помощь семьи, совместными стараниями можно решить задачу – воспитание человека экологически и валеологически грамотного, который будет беречь своё здоровье, любить природу. Задача данной работы – показать родителям необходимость развития у детей здоровьесберегающей компетентности.

В практической деятельности по формированию здоровьесберегающих компетенций, навыков здорового образа жизни будет эффективным:

- применение наглядности (таблицы, плакаты, слайды с использованием видео - и мультимедийной техники; демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов);

- игровых приёмов обучения (головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей, составление кроссвордов, разработка оздоровительных проектов, составление коллажа).

Успешное формирование здоровьесберегающих компетенций и овладение навыками здорового образа жизни обеспечивается системой средств обучения: учебно-методическими пособиями; учебными пособиями; раздаточным материалом, плакатами, играми; видеороликами, видеофильмами, кинофильмами, компьютерными играми и т.д.

Ключевая задача ФГОС НОО – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений.

Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Одним из востребованных курсов внеурочной деятельности является курс «Здоровейка». Программа этого курса включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Данная программа является комплексной. Она формирует культуру здоровья учащихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Подвижные игры в рамках внеурочной работы способствуют укреплению здоровья, в значительной степени восполняют недостаток движения, повышают физическую подготовленность и расширяют двигательный опыт ребёнка, а также помогают предупредить умственное переутомление, снять психологическое напряжение после умственной работы на уроках.

В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Литература

1. Гончарова, Е.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] /Е.В. Гончарова // Компетентностный подход к развитию личности. Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. — Нижневартовск: НГГУ, — 2015. — С. 3-19.

2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании [Текст] /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2006. — № 8. — С. 20–26.

3. Митина Е.П., Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, с.2008. 256

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: