Безрамная конструкция или как ее еще называют – кузовная, применяется на подавляющем большинстве легковых автомобилей и на небольших автобусах. Кузовная несущая система имеет некоторые преимущества перед рамной:
- намного меньшая масса автомобиля;
- более низкий центр тяжести, что обеспечивает повышенную устойчивость автомобиля;
Однако учитывая тот факт, что кузов является одновременно несущей конструкцией, то он воспринимает все нагрузки, воздействующие на автомобиль, а также вибрации от двигателя. Безрамная конструкция более трудоемка в изготовлении, а также в ремонте и обслуживании. Тем не менее, считается, что кузовная несущая система более совершенна в плане безопасности, хотя это весьма спорный вопрос.
Рамная несущая система
Рамную конструкцию имеют, как правило, все грузовые автомобили, но существуют и легковые машины, основным каркасом которых также является рама. На рамном остове монтируется подвеска, пассажирский и грузовой кузов автомобиля и прочие агрегаты. Рама представляет собой наиболее ответственную и металлоемкую часть всего автомобиля.
Рамная несущая система имеет довольно простую конструкцию и весьма проста как в производстве, так и в ремонте и обслуживании. Также стоит отметить, что рама имеет некую универсальность, потому как на одном и том же силовом каркасе могут быть смонтированы различные кузовные элементы, что обеспечивает выпуск различных по спецификации автомобилей на едином для всех шасси.
Двигатель и шасси грузового автомобиля:
1 - двигатель, 2 - сцепление, 3 - коробка передач, 4 - рулевое управление, 5 - карданная передача,
6 - задний ведущий мост, 7 - рама, 8 - рессора, 9 - колесо, 10 - топливный бак,
11 - амортизатор, 12 - передний мост
*Схема трансмиссии автомобиля. Она определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.
Схемы трансмиссий:
а - автомобиля 4X2, б - переднепривод ного автомобиля 4X2, в - автомобиля 4X4, г - автомобиля 6X4
двигатель -1, сцепление- 2, коробка передач -3, карданная передача -4, ведущий задний мост- 5 (главная передача и дифференциал), карданные шарниры равных угловых скоростей-6, раздаточная коробка -7, промежуточные карданные валы -9,передний ведущий мост-8, средний мост-10, карданный вал -11.
Трактор состоит из механизмов и агрегатов, которые можно разделить на следующие основные группы: двигатель, трансмиссию, ходовую часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.
Принципиальная схема расположения и назначение основных агрегатов и механизмов колесного трактора (рис. 2, а) незначительно отличаются от схемы устройства автомобиля и дополнительных пояснений не требуют. Особенности размещения основных агрегатов и механизмов гусеничного трактора приведены на рис. 2, б.
Трансмиссия гусеничного трактора состоит из муфты сцепления, соединительной муфгы, коробки передач, главной (центральной) передачи, муфт поворота (бортовых фрикционов) с тормозами и конечных (бортовых) передач.
Ходовая часть состоит из гусениц с ведущими и направляющими колесами, подвески, опорных и направляющих катков.Остов трактора состоит из рамы и системы картеров.
Рис. 2. Схемы расположения основных агрегатов и механизмов на колесном (я) и гусеничном (б) тракторах:
1 — двигатель; 2- сцепление; 3 – коробка передач.; 4 — центральная передача; 5 — задний мост; 6 — дифференциал; 7 –ведущие колеса, 8- направляющие колеса; 9 — конечная передача; 10 – бортовые фрикционы, 11-гусеничная цепь.
Трансмиссия гусеничного трактора принципиально отличается от силовой передачи автомобиля отсутствием дифференциала, так как поворот трактора осуществляется за счет разницы скоростей движения гусениц. Это достигается применением бортовых фрикционов, представляющих собой многодисковые муфты, а также тормозов, установленных на этих муфтах.
Так как тракторы применяются не только для передвижения прицепов, в силовой передаче имеется вал отбора мощности, который позволяет использовать мощность двигателя для привода рабочих органов прицепных и навесных машин и другого оборудования.