Факторы, способствующие активизации творческих возможностей студентов при организации самостоятельной работы.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Н. Новгород, 2016

 

 

Авторы – разработчики:

В.Н. Фролова, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования

Л.Н. Шилова, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, к.п.н.

Учебно-методическое пособие «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов» содержит рекомендации по разработке учебного (ученического) проекта как технологии развития творческих возможностей студентов. В пособии рассматриваются проблемы развития творческих способностей студентов через организацию самостоятельной (внеаудиторной) работы. Издание адресовано педагогам системы среднего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Глоссарий Раздел 1 Требования ФГОС к организации самостоятельной работы студентов Раздел 2. Учебный проект- дидактическое средство организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. Раздел 3. Технология разработки учебного проекта Заключение Список использованных источников, литература Приложения            
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном профессиональном образовании наиболее значимой формой организации образовательной деятельности студентаявляется самостоятельная работа.В формировании профессиональной компетентности будущих специалистов акцент смещается на приобретение навыков самообразования, которые, прежде всего, приобретаются через проектную деятельность. Современный поток информации, быстрая смена технологий в отраслях экономики требует от студентов новых видов умений и навыков, которые необходимо сформировать к началу профессиональной карьеры.Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В соответствии с требованиями ФГОС до 50% учебного времени в системе среднего профессионального образования отводится на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов, организация которой требует новых дидактических методов и средств обучения. Изменения в технологиях организации образовательной деятельности возможны не только за счет изменения форм и методов обучения, но и индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения технологических приемов со смещением акцентов на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы, способствующих развитию творческого потенциалаобучающихся.

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей, а также потребностей студентов в самореализации.

Самостоятельная внеаудиторная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса и реализуется через современные образовательные технологии (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение, метод проектов и др.).Самостоятельная внеаудиторная работа позволяет:

· ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации;

· развивать творческие способности обучающихся;

· перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "практических навыков», как основных критериев профессиональных компетенций.

Все перечисленные выше требования могут быть решены через учебные проекты, ориентированные на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, групповую), выполняемую в течение прохождения междисциплинарных курсов, учебных дисциплин, учебной и производственной практики. Технология проектной деятельности предполагает решение учебных задач с использованием разнообразных методов, средств обучения через интеграцию знаний, умений из различныхобластей науки, техники.

Современному педагогу, работающему в системе профессионального образования, необходимы знания и навыки в области технологий, направленных на мотивацию студентов к исследовательской, самостоятельной деятельности, поиску и анализу информации, как основных компонентов разработки учебных проектов.

Умение пользоваться технологиями разработки учебного проекта становится показателем высокой квалификации педагога, владения им современными методиками обучения и развития творческого потенциала студентов.

Учебно-методическое пособие адресовано педагогам системы среднего профессионального образования и является методическим сопровождением разделов образовательной программы повышения квалификации «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов».

Цель образовательной программы повышения квалификации педагогов «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов»–овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области проектировочной деятельности, как эффективного дидактического средства развития творческого потенциала студентов.В результате освоения содержания образовательной программы, педагог, работающий в системе среднего профессионального образования:

Знает:

· нормативно–правовые основы организации самостоятельной(внеаудиторной) работы студентов;

· теоретические основы проектирования: типы проектов, классификацию проектов.

Умеет:

· использовать педагогические, в том числе информационно-коммуникативные и интерактивные технологии, специализированное программное обеспечение для эффективной организации проектировочной деятельности;

· критически осмысливать профессиональную информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

· использовать передовой отечественный и зарубежный педагоги­ческий опыт в сфере разработки и оценки учебных проектов в зависимости от целей и методов их использования при организации самостоятельной, исследовательской деятельности студентов.

Владеет:

· технологией разработки учебных проектов;

· интерактивными методами обучения как эффективными способами организации проектировочной деятельности;

· современными методами оценки учебного проекта.

Учебно-методическое пособие позволяет педагогам более эффективно осваивать содержание образовательной программы повышения квалификации, так как построено на основе технологии электронного дидактического конструктора, включающего теоретические информационные материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной работы) студентов, систему практических заданий по проектированию основных этапов учебного проекта, список литературы, методики самооценки и экспертной оценки результатов проектной деятельности.

Выбор теоретических, информационных текстов в пособии продиктован основным содержанием образовательной программы, особенностями проектировочной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Электронный дидактических конструктор содержит краткие характеристики типов учебных проектов, требования к целеполаганию, формулированию проблем, способам представления результатов (продуктов) проектной деятельности, ролевые алгоритмы действия педагога и студента.Содержания электронного дидактического конструктора позволяет организовывать как групповую, так и индивидуальную работу слушателей на курсах повышения квалификации.

ГЛОССАРИЙ

Самостоятельная работа студентов – определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников.

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов – определение студентам групповых или индивидуальных познавательных учебных задач (заданий), самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством педагога в аудиторное время.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов - планируемая учебная,учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия.

Познавательная учебная задача (задание) –является основным элементом самостоятельной работы, направленным на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности студентов.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальной действительности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Принципы проектной деятельности - общие регуляторы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и определяющие те или иные действия педагога в проектной сфере.

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебныхдисциплин, междисциплинарных курсов, содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Индивидуальный проект - особая форма учебно-исследовательской работы студентов (учебное исследование или учебный проект.

 

 

Раздел 1

 

Требования ФГОС к Организации самостоятельной работы студентов

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В Федеральных государственных образовательных стандартах определены требования к организации самостоятельной работы студентов, способствующей развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, ответственности и организованности. Самостоятельная учебная работа – высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение). А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …»

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, объем и содержание определяются рабочими программами. Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций, что максимально способствует развитию творческого потенциала.

Самостоятельная работа способствует развитию практических навыков и умений:анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности,использовать информационно-коммуникационныетехнологии, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.Самостоятельная работа студентов может рассматриваться как резерв повышения качества подготовки специалистов.Содержание самостоятельной работы студентов составляют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством педагога (или компьютерной обучающей программы).

Как метод обучения самостоятельная работа завершает задачи всех видов аудиторной учебнойдеятельности и осуществляется на лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, консультациях. Традиционная цель самостоятельной работы - усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, выработка индивидуального стиля учебной работы.Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую вне аудитории.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы являются:

· обязательное планирование самостоятельных занятий;

· поиск, обработка и анализ информационных ресурсов, учебных материалов;

· систематичность занятий;

· готовность студентов к самостоятельному труду;

· наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

· контроль педагога, самоконтроль студентов качества выполненной самостоятельной работы;

· консультационная помощь педагога.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более эффективной и творческой:

· положительная мотивация студентов;

· четкая постановка познавательных задач и способов их выполнения;

· определение форм отчетности, объема работы, сроков сдачи;

· определение видов консультационной помощи и критериев оценки;

Организация самостоятельной работы студентов - сложный и многомерный процесс, который включает в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, выбор форм и методовконтроля результатов.

Практическое задание:

1. Проведите анализ информационных материалов «Самостоятельная работа студентов»

2. Заполните таблицу

Таблица

Цели самостоятельной работы студентов Сущностные характеристики самостоятельной работы студентов Условия эффективной реализации самостоятельной работы студентов
     
     

 

Факторы, способствующие активизации творческих возможностей студентов при организации самостоятельной работы.

Среди факторов, способствующих активизации творческих возможностей студентов при организации самостоятельной работы, можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Под полезностью понимается результативность деятельности - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

2. Участие студентов в творческой деятельности: научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной; в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ.

3. Интенсивная педагогика, предполагающая использование в учебном процессеинтерактивных методов обучения: проблемная лекция, работа с интернет ресурсами, справочной литературой, «мозговой штурм», «кейс-технологии», метод «модерации», ролевые сюжетные игры.

4. Разнообразные формы контроля знаний (накопительныеоценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы).

6. Профессиональная позиция педагога:педагогическая установка, стиль взаимодействия со студентами.

7. Формы организации учебного процесса, например, "метод погружения", позволяющий интенсифицировать изуче­ние материала, приконцентрированном обучении, что увеличивает степень«удержания» учебного материала на уровне долговременной памяти. Разновидностью данного вида занятий является про­ведение теоретических и практических занятий, охватывающих несколько тем учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, и направленных на решение метапредметныхзадач.

Практическое задание:

1. Проведите анализ факторов, способствующих активизации самостоятельной работы студентов.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов Сущностные характеристики факторов активизации самостоятельной работы студентов
   
   

 

Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности итворческими возможностямистудентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяются при разработке рабочих про­грамм учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических рекомендаций по ее организации.

Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.

Планирование объема времени, отведенного на самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Организация самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: