Интеграция основного и дополнительного образования во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО




«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно… приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам» М. А. Булгаков

 

Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить пути решения проблем. Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

На современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что важную роль играет дополнительное образование, целью которого является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Основное и дополнительное образование ребенка представляют собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но и осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь взрослых, чем и запускается механизм его саморазвития.

Интеграция основного и дополнительного образования способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Процесс интеграции (от лат.Integration – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Именно в результате интеграции происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

В соответствии с требованиями стандарта интеграция основного и дополнительного образования организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Тема интеграции основного и дополнительного образования отнюдь не нова. Она существует много лет, но в рамках новых требований ФГОС ее актуальность не утрачивается. Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и обществом в целом.

На протяжении многих лет на базе нашей школы работает объединение «КОМИР» «Дворца детского творчества» г. Курска. Начиная с первого класса, ученики занимаются в этом объединении.

Это сотрудничество основано на преимущественно практической работе детей под руководством педагогов. При выборе той или иной формы работы учитывается степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер и содержание занятий.

Свою совместную работу мы начинаем планировать в мае. Эта работа включает все направления внеурочной деятельности.

На занятиях по внеурочной деятельности «Культура здоровья» (спортивно-оздоровительное направление)пропагандируется ЗОЖ. Ученики подбирают информацию о ЗОЖ,о понимании социальной реальности и повседневной жизни.Знакомятся с основами разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности. На занятиях в объединении «КОМИР» дети делают плакаты на темы «Я выбираю спорт», «Правила ПДД», «Правила противопожарной безопасности», затем эти работы используются на уроках.

В рамках реализации духовно – нравственного направления на занятиях по Основам православной культуры мы рассматриваем темы о православных праздниках, православных открытках и традициях оформления их и дарения. А на основании эскизов этих открыток, ребята создают открытки на компьютере к праздникам Рождества Христова, Пасхе, которые выполняют в разных техниках.

В программе внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» есть темы, посвященные 85-летию образования Курской области. Нами были рассмотрены достопримечательности нашего микрорайона, города, области. Ученики находили сведения о людях, прославивших Курскую область. На основе собранного материала была подготовлена и проведена выставка творческих работ.

Интеграция в реализации программ по общекультурному направлению происходит при подготовке и проведении утренников, праздников для детей и их родителей. Ребята демонстрируют свои умения, обучают одноклассников, готовят новые концертные номера, базируясь на знаниях и умениях, полученных в системе дополнительного образования. Традиционным стало изготовление грамот, открыток, календарей для участников и гостей. В этом году на базе школы в рамках сетевого взаимодействия проходила конкурсная программа «Семь горошин для принцесс». Грамоты, открытки и календари для участников и гостей были выполнены учащимися на занятиях объединения«КОМИР».

Для уроков, классных часов, праздников ребята делают анимацию и презентации.

Особое внимание уделяется социальному направлению.

На внеурочных занятиях в «Школе добрых дел» дети пишут поздравления мамам, папам, учителям, друзьям, тексты которых используют в открытках. Открытки к 9 мая, выполненные учениками на занятиях в объединении «КОМИР» передаются в Совет ветеранов ВОВ для поздравления ветеранов. Из открыток созданы фильмы, которые демонстрируются в фойе школы.

Внеурочная деятельность «Школа общения» направлена на приобретения опыта исследовательской деятельности, публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности. Один из компонентов данной деятельности позволяет подготовить учеников к защите проектов, которые проходят на занятиях. Ученики не останавливаются на достигнутом и выходят со своими проектами на городские, областные и всероссийские конкурсы.Ребята ежегодно участвуют в областном конкурсе медиатворчества и программирования среди учащихся «24 бит», а победители направляются на Всероссийский конкурс, где защищают свои проекты.

Интеграция основного и дополнительного образования способствует:

- росту общей активности школьников при проведении школьных дел;

-повышению познавательного интереса у учащихся;
- повышению качества образования школьников;
- повышению результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- повышению уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей);
- осознанному выбору профессии;
- развитию потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Многие ученики, которые занимались и занимаются в объединение «КОМИР», в дальнейшем связывают свою работу с компьютерной графикой.

Л итература и Интернет ресурсы

1. Валявский А. С. Как понять ребенка.- СПб., 2004

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004.

3. nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/librar...rochnoy-deyatelnosti

4. www.azovschool13.ru/index.php?option=com_content&v...:2012-05-15-11-14-49

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: