Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регуляторы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и определяющие те или иные действия педагога в проектной сфере.
Принцип прогностичности – ориентация на будущее состояние объекта проектной деятельности.
Принцип пошаговости - постепенный переход от проектного замысла к формированию цели, программы действий по его, реализации, при этом каждое последующее действие должно основываться на результатах предыдущего.
Принцип нормирования - обязательное прохождение всех этапов создания проекта, связанных с различными формами организации проектной деятельности.
Принцип обратной связи – получение информации о результатах каждого этапа проектной деятельности и их корректировка в случае необходимости.
Принцип продуктивности – ориентация на получение результата, имеющего практическую значимость.
Принцип саморазвития – касается как субъекта проектирования на уровне активности участников, так и порождения новых идей в процессе проектной деятельности.
Учебный проект в образовательной деятельности.
В среднем профессиональном образовании при реализации образовательных программ акцент переносится на формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, построенных на основе проектной и исследовательской деятельности студентов. Наиболее эффективным способом организации самостоятельной (внеаудиторной) работы является учебный проект, который предполагает решение образовательных задач с использованием разнообразных методов, средств обучения через интеграцию знаний, умений из различныхобластей науки, техники.
Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проект- ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.
Проект - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).
Проект ориентирован:
· если это теоретическая проблема, то на исследовательскую деятельность, поиск и обработку информации, необходимой для ее решения;
· если это практическая работа - конкретный результат, готовый к внедрению, что важно при овладении студентами профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГОС.
Проект реализуется через индивидуальную, групповуюдеятельность, позволяющую максимально использовать творческий потенциалстудентови обеспечивающую систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только студентов, но и педагогов.
В современной педагогике принято считать, что «проект – это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта - результат)
5. Презентация проектного продукта.
В современном профессиональном образовании можно выделить и шестое «П» проекта - это портфолио (папка документов)студента.В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
· паспорт проекта;
· планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, результат (продукт) каждого этапа проектировочной деятельности;
· результаты исследований;
· SWOT-анализ проблемы;
· материалы к презентации результата (продукта).
Практическое задание:
Проведите анализ предложенных определений понятия «проект ». Выделите существенные характеристики в определениях. Дайте собственное определение понятия «проект». Заполните таблицу.
Таблица
Определение понятия «проект» | Существенные характеристики в определении «понятия» |
Собственное определение понятия «проект» |
Учебный проект-это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебныхдисциплин,междисциплинарных курсов, содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.
Учебный проект направлен на формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, практический опыт, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации.В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.
Практическое задание
1. Проведите анализ существенных характеристик понятия «учебный проект». Сформулируйте обобщенное определение понятия.
2. Заполните таблицу.
Таблица
Существенные характеристики понятия «учебный проект» | Обобщенное определение |