Работа над проектом направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или личностно- значимой проблемы. Существует несколько определений понятия«проблема»:
· проблема - (от греч. problema -преграда, трудность, задача);
· проблема - ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть;
· проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта;
· проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.
Иначе говоря, проблема – это противоречие, требующее первоочередного разрешения.Выбор проблемы в разных ситуациях может быть различным: предлагаться педагогом с учетом учебной ситуации по учебной дисциплине, профессиональных интересов и индивидуальных особенностей студентов.
Проблемаучебного проекта может формулироваться самимистудентами, исходя из собственных интересов: познавательных, творческих, прикладных. Формулировка проблемы может быть связана с разрешением теоретическихи практических вопросов образовательных программ: социальных, политических, экологических.
Пример проблемной ситуации:
В образовательной организации нет буклета об истории, образовательных программах подготовки специалистов, программах дополнительного образования. Студенты образовательной организации отдыхают за границей, в других городах РФ, встречают на страницах Интернета презентационные программы и буклеты.
Учебный проект может быть направлен на изучение положительного, современного опыта презентации программ, различных мероприятий с учетом изучения современного дизайна презентаций и представления различных программ учебных фирм, образовательных организаций. На основе полученной информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля) разрабатывается буклет «Аlma-mater». Презентация буклета может быть размещена на сайте образовательной организации.
Практическое задание:
1. Сформулируйте проблему(мы) в представленной ситуации.
ПРОБЛЕМА (Ы):
Отсутствие буклета об истории, образовательных программах подготовки специалистов, программах дополнительного образования
В практике образовательной деятельности педагога встречаются темы, разделы учебных программ, содержание которых вызывают затруднения у студентов.
1. Сформулируйте наиболее часто встречающиеся затруднения студентов при освоении содержания тем, разделов программ учебных дисциплин.
2. Исходя из выбранных Вами основных затруднений студентов,сформулируйте проблемы.
3. Подчеркните в таблице проблему, которая станет основанием для разработки учебного проекта.
4. Заполните таблицу
Таблица
Учебная дисциплина | Затруднения студентов в освоении содержания учебной дисциплины | Проблемы |
Русский язык и культура речи | Не владеют лексическими выразительными средствами, не знают этимологию и диалектологию | Отсутствие мотивации для изучения предмета |
Практическое задание:
Проверьте, правильно ли Вы сформулировали проблему! Правильно сформулированная проблема, как правило, имеет не менее 2-3 признаков.
Например:
Проблема. При выполнении упражнений по вождению автомобиля студенты допускают типичные ошибки: не пропускают общественный транспорт при перестроении.
Признаки проблемы:
1. Студенты не знают правил дорожного движения.
2. У студентов не сформированы ПВК (профессионально важные качества водителя), в частности, концентрация и распределение внимания.
3. Инструктор при выполнении упражнений по вождению не анализирует допущенные ошибки.
Практическое задание:
1. Проверьте правильность формулировки, выбранной Вами проблемы, определите признаки проблемы.
2. Уточните формулировку проблемы, если Вы не смогли определить признаки проблемы.
3. Заполните таблицу.
Таблица
Проблема | Признаки проблемы |
Отсутствие мотивации для изучения предмета |
Тема проекта
Проблема, на решение которой направлен учебный проект, перекликается с темой проекта. Выбор проблемы и темы учебного проекта в разных ситуациях может быть различным.
Практическое задание:
1. Определите тему (название проекта) на основании выдвинутой проблемы.
2. Заполните таблицу
Таблица
Проблема | Тема проекта |
Отсутствие мотивации для изучения предмета | Грамотный человек – успешный человек |
Типы учебных проектов
Основным типологическим признаком для определения типа учебных проектов является доминирующая в проекте деятельность: поисковая (сбор и обработка информации); исследовательская, творческая, прикладная (практико-ориентированная).Типы и характеристика учебных проектов представлены в таблице 3.
Таблица 4