Система действий педагога, студентовна подготовительном этапе разработки учебного проекта




Этапы разработки учебного проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность студента (группы) Результат этапа
Подготовительный Формулировка проблемы; определение типа учебного проекта; цель учебного проекта; название учебного проекта; классификация по различным основаниям; планируемый результат Предъявление алгоритма деятельности Выполнение алгоритма деятельности Проблема сформулирована; тип учебного проекта определен; цель учебного проекта поставлена; название учебного проекта дано; классификация по различным основаниям проведена; результат спланирован

Проектировочный этап разработки учебного проекта

Проектировочный этап направленна организацию деятельности студентов, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем учебного проекта; поиск информации, необходимой для эффективного решения проблемы проекта.

Общее планирование.

Построение конкретного плана и продумывание всех элементов деятельности невозможно без определения вида учебного проекта в соответствии с классификацией: индивидуальный или групповой. Проектирование индивидуального и группового проектов имеют общие основания – формирование общих компетенций, определенных требованиями ФГОС.

Разработка индивидуального проекта позволяет:

· осуществлять разработку плана работы над проектом с максимальной точностью:приобретать опыт проектной деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта;

· развивать общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные);

· анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

· формировать чувство персональной ответственности за выполнение учебного проекта.

Разработка группового проекта способствует:

· формированию навыков сотрудничества, так как проектное обучение эффективно лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества»;

· повышению мотивации участников в рамках проектной группы через реализацию ИМО (интерактивных методов обучения), предполагающих коллективный поиск различных путей решения проблемы.

· смене ролевых позиций на каждом этапе работы над проектом: генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер.

План-проспект действий студентов при выполнении заданийв групповом проекте может разрабатываться:

· педагогом и предъявляться студентамв готовом виде;

· педагогом и предъявляться в виде алгоритма главных действий (без учета операций);

· участниками творческой группы.

При распределенииролевых позиций на каждом этапе работы над групповым проектом необходимо учитывать психологические особенности студентов.

Различают четыре психологических типа относительно организации деятельности:

· Импульсивный (быстрый) – правильный

· Импульсивный быстрый – неправильный

· Рефлективный (медленный) – правильный

· Рефлективный (медленный) – неправильный

Практическое задание:

1. Выберите для каждого представленного психологического типа наиболее приемлемый способ разработки плана-проспекта действий студентов при выполнении учебного проекта.

2. Определите в соответствии с психологическим типом и способомразработки плана действий студентов ролевые позиции (генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер).

2.Заполните таблицу.

Таблица

Психологический тип Способ(ы) разработки плана действий студентов Ролевая позиция
· Импульсивный (быстрый) – правильный   · Импульсивный быстрый – неправильный   · Рефлективный (медленный) – правильный     · Рефлективный (медленный) – неправильный   участниками творческой группы · педагогом и предъявляется в виде алгоритма главных действий (без учета операций);   · педагогом и предъявляться студентам в готовом виде; · педагогом и предъявляться в виде алгоритма главных действий (без учета операций); · педагогом и предъявляться студентам в готовом виде; генератор идей, режиссер     генератор идей   генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер     оформитель

 

Построение конкретного плана и продумывание всех элементов деятельности эффективно организовывать с использованием интерактивных методов обучения (ИМО).

Отличительной чертой интерактивных методов (ИМО) обучения является инициативность студентовпри выполнении самостоятельной работы, которая стимулируется педагогом, выступающим в позиции партнера-помощника.

Интерактивные методы обучения (ИМО) принято подразделять на неимитационные и имитационные методы.

Неимитационные методы: проблемная лекция, эвристическая беседа, дискуссия, исследовательская работа, работа с учебной литературой, Internet-ресурсамии т.д.

Приразработке конкретного плана и продумывания всех элементов деятельности наиболее приемлемыми методами являются исследовательская работа, работа с учебной литературой, Internet-ресурсамии т.д.

Имитационные методы реализуются через групповые формы работы. Групповые формы работа имеют ряд неоспоримых преимуществ:

· в основе принятия решений участниками лежит больший объем знаний и компетенций;

· осуществляется объединение и координация усилий студентов, что позволяет формировать умение слушать собеседника, аргументировать доводы; развивать способности к дискуссии и переговорам;

· выполняется анализ большего числа вариантов решений, в том числе личностных;

· решение проблемы учебного проекта подвергается большей проработке;

· совместно разработанное решение имеет значительно больше шансов быть принятыми участниками группового проекта, даже если участие минимально;

· идет взаимное обучение участников.

К имитационным методам обучения относятся: ролевая (организационно-деятельностная) игра; мозговой штурм (от английского brain- storm –актуализация мозговой деятельности); модерация (от английского moderate –смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание), структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения); метод конкретной ситуации (от английского case-study - обучение не конкретном случае, ситуации).

Приразработке конкретного плана и продумывания всех элементов деятельностицелесообразнее всего использовать метод мозгового штурма, метод решения конкретной ситуации, моделирующий различные проблемные ситуации.

Практическое задание:

1. На основе разработанных материалов проектировочного этапа заполните таблицу.

2. Перенесите полученные результаты в технологическую карту проекта (Приложение 2).

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: