ТИПЫ РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИ




Выполнил: Лавицких Роман

Группа: ДИЗ-31

ТИПЫРЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИ

 

 

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫЕ неплодородные почвы (гористая местность, леса); ограниченное земледелие и скотоводство, основной вид деятельности -ремесло; результат - торговля В Греции, как и в странах древнего Востока, жаркий климат. Но в остальном природа Греции иная, нежели природа земледельческих стран древнего Востока. В Греции нет полноводных рек и потому невозможно орошение. Из-за скудных почв и засухи в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, поэтому преобладал мелкий рогатый скот и свиньи. Греция - страна морская и горная. здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение), мореплавание, добыча соли из морской воды, морская торговля.
ПОСЕЛЕНИЯ небольшие самостоятельные города-государства (полисы) -новый тип поселений, открывший широкие возможности для быстрого прогресса Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного, Черного и Азовского морей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО демократия; правит Совет, Сенат Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение — афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума). Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из вышеизложенной истории Греции, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население. (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком-либо ином государственном устройстве. И не случайно греческая и особенно афинская демократия привлекает к себе большое внимание всех историков государства и права, исследующих историю политических учреждений и политической мысли. Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободы как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, права на земельный участок в своем полисе как основы благосостояния и нормальной жизни, права на службу в ополчении и ношения оружия, права участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННСТИ, МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ доброжелательность, деловитость; "человек - мера всех вещей" (Протагор) Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.   Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина. Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции - реальный человек. Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.
МИФОЛОГИЯ боги антропоморфны, узкоспециализированы, множество бытовых реалий; герои выдающиеся личности, некосмичны; смерть - обратная сторона мира, откуда нет возврата: "лучше плохая жизнь на земле, чем хорошая в ином мире" Древнейшие боги Древней Греции, известные нам из мифов, были олицетворениями тех сил природы, чья деятельность обусловливает физическую жизнь и возбуждает в сердце человека то опасение и ужас, то надежду и доверие, – олицетворениями загадочных для человека, но очевидно владычествующих над его судьбою сил, которые были первыми предметами боготворения у всех народов. Но боги Древней Греции не были только символами сил внешней природы; они были с тем вместе создателями и хранителями всех нравственных благ, олицетворениями всех сил нравственной жизни. Все те силы человеческого духа, которыми создается культурная жизнь, и развитие которых у греческого народа дало ему такое важное значение в истории человечества, были вложены им в мифы о богах. Боги Греции – олицетворения всех великих и прекрасных сил греческого народа; мир богов Древней Греции – полное отражение греческой цивилизации. Греки сделали своих богов в мифах подобными людям, потому чувствовали себя обязанными уподобляться богам; забота о том, чтобы совершенствоваться, была для них религиозною обязанностью. Греческая культура имеет тесную связь с греческою религией.Мифы Древней Греции Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников. Мифографыпоявились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийскийи многие другие. Например, Дионисий Самойскийсоставил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанныхс легендарной горой Олимп. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос. Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера(Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.  
НАУКА, ТЕХНИКА вырабатывается рациональное знание: реальные законы природы, математические науки, философия как способ научного познания; широкое распространение письменности - более простой и совершенной; система светского образования; для торговли необходимы география, навигация судострои- тельство...; выделяются принципы деятельности: техне и пойезис Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия — любовь к Мудрости — сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий. В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только еобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам.
ХРАМЫ-МОДЕЛИ МИРА построены по принципу мировой горы, но внешне напоминают дворцы правителей - тенденции секуляризации античной мифологии; антропоморфизм храмов: в основе расчета -пропорции человека, энтазис колонн, "припухлость" всех пямых линий. Чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины. По понятиям античного человека храм является моделью мира, "воплощением храма небесного, где обитали боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон - символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной. "Идея греческого храма, очевидно, возникла органическим путём из самого существа греческой религии, исторической и повествовательной, мыслившей бога в образе человека. Назначение греческого храма - быть жилищем божества. Греческое слово "наос" означает одновременно храм и жилище…. Греческий храм подобен жилищу человека: его пространство твердо ограниченно и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания. Концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома…Как в конструкции, так и в плане храма греческий архитектор стремился к некоей идеальной норме, к установлению основных неизменных типов" (Б. Р. Виппер).  
ХУДОЖЕСТ- ВЕННЫЕ ОБРАЗЫ антропоморфные боги, человек; новый жанр - портрет живого человека, но идеально-обобщенный ("очеловеченный бог и обожествленный человек"), в Риме - реалистический портрет. Художественные принципы в Греции: агон, "полезность красоты" Древние греки первыми задумались о том, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, силу воли и разума.   Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов — бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных так же радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их назвали олимпийцами. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
КАНОН пропорциональное, идеализированное, собирательное изображение; изменение канона в зависимости от эволюции мировосприятия Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность. Ордерное здание, как правило, имеет ступенчатый фундамент, на который помещается череда вертикальных опор, несущих на себе тяжесть антаблемента, отражающего конструкцию балочного перекрытия и крыши. Два первых ордера - дорический и ионический, знакомят нас с двумя разными образными и композиционными системами, начиная с главных частей ордера - колонны, антаблемент, профиль - и заканчивая планом здания. Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью.Капитель дорического ордера состоит из круглой каменной подушки (эхина) и четырёхугольной каменной плиты (абака), принимающей на себя тяжесть антаблемента. Отвесные желобки на колонне - каннелюры придают ей стремление вверх, а относительно небольшое количество (16-20) - устойчивость. Круглая, слегка изогнутая подушка капители словно сплющилась под тяжестью перекрытия, взяв на себя основной груз и зрительно освободив колонну. Антаблемент состоит из трёх частей: архитрава, фриза и карниза; архитрав - балка, которая лежит на колонне, - гладкий; фриз украшают триглифы и метопы (декоративные плиты). Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма. Стройный ствол колонны имеет 24 каннелюры, усиливающие движению вверх особую интенсивную. Капитель состоит из двух замыкающих колонну завитков - волют. Они придают колонне ощущение лёгкости, отгораживая её от тяжёлого антаблемента и лишая её впечатления сильной опоры, несущей тяжесть перекрытия. Пробегающий без перерыва сплошной неукрашенный (или покрытой вереницей скульптурных изображений) фриз ионического храма делает антаблемент лёгкой декоративной частью здания.  
ДОМИНИРУЮ­ЩИЕ ВИДЫИСКУССТВА И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬ­НОСТИ скульптура, архитектура, театр; искусство как средство усовершенствования человека; подразделение видов искусства на технические и мусические; появляются теоретические трактаты об искусстве Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют "мышлением по способу греков". У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация. Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса. Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, -- храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.)
СТЕПЕНЬ КРЕАТИВНОС­ТИ КУЛЬТУРЫ открыта для влияний извне, содержит мощный потенциал для саморазвития. КРЕАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Особенности формирования греческой культуры. В V-IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы. Можно указать на несколько условий такого невиданного подъема.   Одним из важнейших достижений минойской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (XV-XII вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV-XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII-IV вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.   Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы. Таких табличек найдено очень мною; немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: