Принципы и методы организации воспитательной работы в лагере и в отряде.




При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо соблюдать следующие принципы организации и содержания деятельности:

1. Принцип гуманизации отношений, предполагающий построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям.

2. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанный на развитие доминирующих способностей, интересов и потребностей детей (интеллектуально-познавательных, художественно-творческих, организаторско-лидерских), чему помогают выступления на концертных площадках, проведение трудовых десантов, разработка социально-значимых проектов, занятия в кружках, участие в различных мероприятиях. Все это имеет четко выраженный результат, способствует самоутверждению личности, позволяет проявить творчество и самостоятельность.

3. Принцип творчества и свободы выбора, позволяющий детям:

- выбирать различную познавательную деятельность;

- определять значимые досугово-развлекательные мероприятия;

- выбирать и распределять роли участников коллективных дел и деловых игр (организатор, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);

- использовать различные формы участия в оздоровительных программах

(зарядка, спортивные секции, и д.р.).

4. Принцип социальной активности включает обучающихся в социальнозначимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий.

5. Принцип взаимосвязи педагогического и детского коллективов предполагает формирование временных групп по подготовке и проведению различных мероприятий (часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады, ролевые игры), создание служб по пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере (газета, телевидение, информационный бюллетень), организацию творческих коллективов (концертных групп, театральных студий и т.д.).

6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания регламентирует распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы, учитывающей все группы поставленных задач, оценку эффективности пребывания детей в лагере.

Методы и средства воспитательной деятельности в лагере

Формирование у воспитанников лагеря разнообразных отношений и личностных качеств происходит только путем включения их в разнообразные виды деятельности. Содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у воспитанников положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию понимания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств. Методы воспитания имеют своей конечной целью формирования запланированного отношения, определенных качеств личности воспитанника.

Метод воспитания - специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников для развития у них личностных качеств.

 

 

Название Сущность Средства
1. Метод убеждения Выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений воспитанников и в побуждении их активной работе по совершенствованию свойств и качеств. Разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, конференции, встречи с деятелями науки, техники и искусства.
2. Метод положительного примера Использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитанников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Большое воспитательное влияние оказывает пример вожатого, его эрудиция, высокая духовность и нравственная культура.
3. Метод упражнений (приучения) Многократное повторение действий и поступков воспитанников с целью образования у них необходимых навыков и привычек поведения. Повторение одних и тех же действий - необходимое условие для установления привычки.
4. Метод одобрения Признание, положительная оценка поведения или качества воспитанника со стороны вожатого, коллектива или сверстников, выражаемое публично или в личном общении. Личная похвала вожатого, устная благодарность, награждение ценными подарками, похвальными грамотами.
5. Метод осуждения Неодобрение, порицание и отрицательная оценка неблаговидных действий и поступков воспитанников, противоречащих нормам и правилам повеления в лагере. Замечания, устный или письменный выговор.
6. Требование как метод Непосредственное побуждение воспитанников к тем или иным действиям и поступкам, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания.
7. Метод переключения Перевод внимания, интереса и устремления воспитанников на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения. Культурные, нравственные, политические ценности; творческие, спортивные интересы и т.д.
8. Метод контроля Со стороны вожатого повседневное наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения в лагере, а также выполнению предъявляемых требований. Наблюдение за деятельностью и поведением, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: