Групповое обсуждение вопросов




· Падеж как грамматическая категория имени существительного.

 

· Система падежей имени существительного.

 

· Способы и средства выражения падежных значений.

 

· Основные значения падежных форм.

 

· Типы окончания существительных (существительные первого, второго, третьего склонения; существительные адъективного склонения; существительные смешанного склонения).

 

· Варианты падежных окончаний имён существительных.

 

· Стилистическая характеристика вариантов падежных форм.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Сравните определения категории падежа имени существительного у разных авторов.

а) Категория падежа является словоизменительной категорией имени существительного. Она реализуется в процессе изменения (с помощью системы окончаний) формы данного существительного для выражения его грамматического отношения к другим словам в словосочетании и предложении: Школа открыта. – Строительство школы завершено. – Выпускники прошлых лет шлют школе свой привет. (Современный русский язык. А. В. Дудников. – М., 1990. – С. 215).

б) Падеж -- … ряд форм существительного, объединённых системой флексий и общей системой морфологических значений (Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 189).

в) Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом, а также всякий отдельный конкретный падеж в этой системе (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 54).

2. Подготовьте краткое сообщение о значении и способах выражения каждого из падежей имени существительного. Например: Творительный падеж – один из косвенных падежей имени существительного. Если имя существительное зависит от глагола, то перед нами – творительный приглагольный (интересоваться политикой). Если имя существительное зависит от имени, то перед нами – творительный приименной (занятия музыкой). Творительный падеж выражает следующие значения: субъектное (картина написана художником), объектное (владеть иностранным языком), определительное (отец был врачом), обстоятельственное (работать вечерами, стучать молотком, идти переулком и др.). Эти значения выражаются с помощью окончания (прикрыть ладонью глаза), предлога (рядом с метро), окончания и предлога (работать над романом).

3. Прочитайте данный ниже текст, подберите примеры, подтверждающие это положение.

Каждый падеж имеет ряд частных значений, которые обусловливаются семантикой управляющего слова, семантикой управляемого существительного, семантикой предлога. (Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 56)

4. Прочитайте данное ниже утверждение. Подберите по одному примеру имени существительного, которое имело бы полную и неполную парадигму склонения.

Для существительных характерна полная парадигма склонения, состоящая из парадигм падежа и числа. Парадигма склонения имеет 12 членов. При анализе следует сопоставить полную парадигму, свойственную данной части речи, и парадигму конкретного слова как представителя данной части речи: слово дом имеет полную парадигму склонения, т. е. числа и падежа; слово воздухнеполную парадигму склонения, так как нет формы множественного числа. (Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 57).

5. Составьте тезисы ответов на следующие вопросы (См.: Современный русский язык. Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – М., 1997. – С. 314-336).

· Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных I склонения (С. 314).

· Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных II склонения (С. 314).

· Склонение существительных с компонентом пол... (С. 316).

· Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе (С. 316-320).

· Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода I склонения (С. 321-324).

· Родительный падеж множественного числа (С. 324).

· Варианты окончаний родительного падежа множественного числа (С. 324 – 329).

· Варианты окончаний творительного падежа множественного числа (С. 329-330).

· Склонение собственных имён (С. 330-337).

 

Письменное задание

 

Упр. 1. Определите значение падежей выделенных имён существительных. Укажите, от какого слова – части речи зависит падежная форма. Чем обусловлено это значение?

Например: Мы вышли из города на рассвете (Н. Рерих).

Вышли из города – родительный приглагольный со значением места. Значение падежа обусловлено семантикой управляющего слова вышли, семантикой управляемого слова город и семантикой предлога из.

А) Родительный падеж

1) Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения с ларами природы (Леон.). 2) Дом рассохся от старости, а может быть, и оттого, что стоял на поляне в сосновом бору (К. Пауст.). 3) Стоял уже конец весны (М.-Сиб.). 4) Настоящего дела нет (А. Т.). 5) Тихонов говорил: лишний кусок сахара разрушает в чае витамины (Пр.). 6) Ей до слёз стало жалко сестру (А. Т.).

 

Б) Дательный падеж

 

1) Из деревни к охотнику потянулось стадо (Т.). 2) К полуночи всходит луна (В. Бык.). 3) Автору было двадцать четыре года (Д. Гр.). 4) Чайковскому начало казаться, что дом с утра ждёт, когда композитор сядет за рояль (К. Пауст.). 5) Овсянников придерживался старинных обычаев … по привычке (Т.). 6) Иногда по вечерам у нас во дворе раздавались звуки музыки (А. Алекс.).

 

В) Винительный падеж

 

1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.). 2) Мы вышли на берег (В. Верес.). 3) Мы давно пересекли экватор (А. Нов.-Приб.). 4) В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки (М. П.). 5) Николай приехал на станциюза час до прихода поезда (С. Сопт.).

 

Г) Творительный падеж

1) Дождь полил ручьями (Т.). 2) Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе (Т.). 3) Ночью в саду ветром посшибало все яблоки и сломало одну старую сливу (Ч.). 4) Время иногда летит птицей, а иногда ползёт червяком. 5) Друзья уходят с первым громом, туда, где тишь и благодать (В. Фирс.). 6) Больше всего я интересовался военно-морской литературой (А. Нов.-Приб.).

 

Д) Предложный падеж

1) На тёмно-синем небе кое-где летают звёзды (Т.). 2) Ну и хорошо. Будем говорить о строении Вселенной, о тайнах звёздного вещества (Лад.). 3) Мы остановились в недоумении. Куда идти? (Арс.) 4) Ночь на исходе (В. Бык.). 5) На заре туманной юности всей душой любил я девицу (Кольц.).

 

Упр. 2. От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание –а или –ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребёнок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

Упр. 3. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орёл, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросёнок, полынья, ружьё, рысак, разиня, родня, сын, ставня, сластёна, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Упр. 4. Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

Кишинёв, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево, Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

Упр. 5. От следующих существительных образуйте формы:

а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья. соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, жёлудь, коготь, ухо, плечо, колено.

Упр. 6. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль) стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Упр. 7. Существительные, данные в скобках в форме родительного падежа, имеют вариантные окончания. Раскройте скобки, выбрав одну из этих форм. Объясните ваш выбор.

Килограмм, производство (сыра, сыру); плантация, чашка (чая, чаю); кисть, кисть зрелого (винограду, винограда); мало, судьба (народа, народу); наделать, устать от (шума, шуму); нагнать (страха, страху) – у (страха, страху) глаза велики; поддать (жара, жару); выйти из (дому дома) № 5; без (году, года) неделя.

Упр. 8. Сделайте морфологический разбор имени существительного в предложениях.

1) Я обещала одной газете написать статью о Чехове (К. Пауст.). 2) Из переулка выехала на дорогу милицейская коляска (А. Прист.).

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение имени существительного.

3. Начальная форма имени существительного (Им. п. ед. ч.).

4. Собственное / нарицательное.

5. Одушевлённость / неодушевлённость имени существительного.

6. Конкретное, отвлечённое, собирательное, вещественное.

7. Род имени существительного.

8. Число имени существительного.

9. Падеж имени существительного.

10. Тип склонения

11. Синтаксическая функция имени существительного.

 

Образец морфологического разбора:

 

Ребёнку не спится.

 

Ребёнку – имя существительное, начальная форма – ребёнок, грамматическое значение предметности, нарицательное, одушевлённое, конкретное, м.р., окончание нулевое в именительном падеже единственного числа, дательный падеж, значение субъектное, 1 склонение. В предложении является дополнением.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 234-240.

2. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 309-336.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 45-50.

 

Справочная литература

 

1. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. – М., 1989.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.. 1992.

3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – Л., 1973.

 

 


[1] См. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997; Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1980–1984; Орфографический словарь русского языка. – 30-е изд. – М., 1992.

* Отдельные предложения взяты из «Сборника упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология». Авт. – Аникина А. Б. и др. – М., 1983. – С. 114, 115.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: