Стандарты целевого отклонения




МЕТОДИКА «МОТОРНАЯ ПРОБА ШВАРЦЛАНДЕРА»

 

Данная методика направлена на выявление уровня притязаний. Она представляет собой экспресс-методику, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.

Задание дается как тест на моторную координацию. Обследуемые не должны догадываться об истинной цели исследования.

 

Инструкция: В Вашем регистрационном бланке 4 пронумерованных рабочих поля для четырех моторных проб. Сейчас мы будем работать с первым рабочим полем. Посмотрите, пожалуйста, на доску, я объясню, что необходимо будет делать.

Итак. В левой части рабочего поля расположены 2 большие ячейки для записи прогноза и результата. Правая часть рабочего поля состоит из 27 маленьких ячеек, расположенных в три ряда. Ваша задача, по моей команде «Начали», начать ставить крестики в маленьких ячейках. За 10 секунд необходимо поставить как можно больше крестиков. Работу прекращаем строго по моей команде «Стоп».

Крестики можно рисовать в произвольном порядке, главное, нарисовать как можно больше. Так как работаете Вы на скорость, крестики могут получиться не очень ровные, их края могут немного выходить за границы ячейки, главное, в одной ячейке должен быть один косой крестик.

Перед тем, как Вы начнете работать, Вам необходимо оценить свои силы и написать в левой части рабочего поля свой прогноз, т.е. какое количество крестиков из 27 возможных, как Вам кажется, Вы сможете нарисовать за 10 секунд.

(Психолог записывает предполагаемый прогноз, дает команду и показывает, как выполняется проба).

По окончании работы необходимо подсчитать нарисованные крестики и записать результат под прогнозом в левой части рабочего поля.

(Психолог считает крестики и записывает результат).

Еще раз повторяю, максимально возможное количество крестиков – 27, время – 10 секунд. Подумайте и напишите Ваш прогноз в левой части первого рабочего поля, я пройду посмотрю.

Всем понятно задание? Есть вопросы по выполнению?

Приготовились! Начали.

Стоп! Подсчитайте, сколько крестиков Вы успели проставить, запишите результат.

Приступаем ко второй пробе, работаем со вторым рабочим полем. Задание не изменилось. За 10 секунд по моей команде Вам необходимо нарисовать как можно больше крестиков. Напишите Ваш прогноз в левой части второго рабочего поля. И т.д.

Примечание: На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 сек., т.к. в процессе предыдущих проб происходит моторное научение, которое может исказить исследуемый показатель. О том, что в третьей пробе время выполнения задания 8 сек. обследуемым не сообщается.

Пример на доске:

1 проба                  
                 
                 

Примечание: Обязательно проходить по рядам и следить, чтобы перед каждой пробой был записан прогноз, а также предыдущий результат!


Регистрационный бланк

Ф.И.О.____________________________________________________________

Возраст_________ Пол______ Дата обследования______________________

1 проба                  
                 
                 

 

2 проба                  
                 
                 

 

3 проба                  
                 
                 

 

4 проба                  
                 
                 

------------------------------------------------------- линия отреза--------------------------------------------------

Регистрационный бланк

Ф.И.О.____________________________________________________________

Возраст_________ Пол______ Дата обследования______________________

1 проба                  
                 
                 

 

2 проба                  
                 
                 

 

3 проба                  
                 
                 

 

4 проба                  
                 
                 

Обработка результатов

Анализируется целевое расхождение намечаемых и реализуемых элементов в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение намечаемого количества элементов, т.е. уровня притязаний (УП) и количества реализуемых элементов (УД) в разных пробах.

Уровень притязаний оценивается по стандартам целевого отклонения.

Стандарты целевого отклонения

(5) и выше – нереалистично высокий уровень притязаний (УП);

(3) – (4,99) – высокий УП;

(1) – (2,99) – умеренный УП (внутри нормальных границ);

(-1,49) – (0,99) – низкий УП;

(-1,50) и ниже – нереалистично низкий УП.

 

Интерпретация

Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации своих собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, не ищущих самоутверждения, нацеленных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированными на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся в следствие дефицита социально значимого успеха, может вызвать снижение мотивации, неуверенность, тревожность и глобальную боязнь трудностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: