КУЛЬТУРА – ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ




Т. А. БАБАКОВА

 

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебное пособие для студентов

 

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

 

 
 


ББК 74.0

УДК 37.01

Б12

 

Издается в рамках реализации комплекса
мероприятий Программы стратегического

развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.

 

Рецензенты:

Туркина В.М., доктор педагогических наук, профессор;

Назаров А.И., доктор педагогических наук, доцент

 

 

Бабакова, Татьяна Анатольевна.

Б12 Современная социокультурная ситуация и тенденции развития образования: учеб. пособие для студентов / Т. А. Бабакова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - 60 с.

 

ISBN 978-58021-2550-2

 

В пособии представлена опорная информация для изучения студентами социокультурных аспектов развития образования. На основе анализа особенностей современной социокультурной ситуации и функций образования охарактеризованы основные тенденции развития образования.

Материалы пособия будут полезны как студентам, так и преподавателям университета, осваивающим педагогические основы современного образования.

ББК 74.0

УДК 37.01

 

ã Бабакова Т. А., 2016

ISBN 978-58021-2550-2 ã Петрозаводский государственный
университет, 2016


ВВЕДЕНИЕ

Человек, появившийся на свет, попадает в мир культуры, в котором ему предстоит жить. Для того чтобы это стало возможным, он должен познать этот мир, освоить его, адаптироваться к жизни в обществе в условиях определенной культуры.

Культура, являясь составной частью общества, исторически изменяется, как и общество в целом. На каждом этапе развития общества (в масштабах всей планеты, отдельных государств и более мелких сообществ) формируется так называемая социокультурная ситуация, характеризующаяся как позитивными, так и негативными тенденциями развития.

Образование, как часть культуры, испытывает воздействие социокультурной среды, подчиняется общим особенностям общественного развития, а значит должно соответствовать им. Но, обладая рядом функций в обществе (в сфере экономики, в социальной сфере, в сфере культуры, в политической сфере), образование может оказывать влияние и на успешность освоения среды, и на ее изменение.

Система образования сможет успешно выполнять свои функции в современной России, служить одним из важнейших факторов развития личности, если будет отражать особенности современного этапа общественного развития (на глобальном, государственном и локальных уровнях), учитывать его тенденции.

Современное общество называют информационным или обществом знания, в котором интеллектуализируется большинство видов трудовой деятельности. В этих условиях на первый план в образовании (как в общем, так и в профессиональном) выходит становление и развитие познавательной компетентности, как способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, на их основе решать проблемы, принимать обоснованные решения.

В пособии рассмотрены основные тенденции развития образования, соответствующие новому этапу общественного развития: непрерывность, глобализация, информатизация, версификация образования, компетентностный и технологический подходы, образование для устойчивого развития и другие.

КУЛЬТУРА – ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: культура, природа, цивилизация, виды культуры, мировоззрение, культурное развитие, социализация, социальная адаптация

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere ‒ возделывание, позднее ‒ воспитание, образование, развитие, почитание) ‒ понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Несмотря на широкое использование термина «культура», на сегодняшний день нет однозначной трактовки данного понятия. Очевидно, это связано со сложностью данного явления и его междисциплинарностью. Культура является предметом изучения разных наук (философия, культурология, антропология, история, искусствознание, лингвистика, политология, этнология, психология, экономика, педагогика и др.), каждая из которых вносит свою лепту в понимание данного феномена. Понятие «культура», имея свою специфику, связано с рядом других понятий, а именно: природа, цивилизация, мировоззрение, образование, просвещение и др.

Немного истории

Слово cultura впервые встречается в трактате о земледелии De Agri Cultura (около 160 г. до н. э.) Марка Порция Катона Старшего (234‒149 гг. до н. э.) Он ввел понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли.

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение объекта: «culture juries» ‒ выработка правил поведения, «culture lingual» ‒ совершенствование языка и т. д.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106‒43 гг. до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»). Он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632–1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность «человеку естественному», необразованному.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

В России в XVIII веке и в первой четверти XIX века лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала. Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная в 1837 году И. Ренофанцем «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год до выхода в свет словаря Ренофанца в России появилась работа академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского (1774‒1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира», автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. По мнению автора указанного сочинения, Природа, возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры ‒ суть реальные понятия. Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

Н. А. Бердяев считал, что, культура связана с культом, она есть результат дифференциации религиозного культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено органически целостно в церковном культе. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу ‒ она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Культура: характеристики, виды,
возможности развития

Как было сказано выше, культура является предметом разных наук, каждая из которых акцентирует внимание на определенных аспектах данного понятия. Ниже приводится ряд определений понятия культура, в которых отражены разные (выделенные шрифтом) характеристики феномена культуры:

· Культура ‒ вся совокупность небиологических проявлений человека;

· Культура ‒ совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. М. Лотман);

· Культура ‒ человеческая деятельность, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений;

· Культура ‒ проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний);

· Культура ‒ совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит ‒ существовать;

· Культура ‒ практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей;

· Культура ‒ исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ);

· Культура ‒ набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

· «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие ее проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды » (Э. О. Уилсон).

· культура ‒ не только набор объектов или товаров, но и процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также социальные отношения, в которых эти объекты используются.

В современных исследованиях выделяются различные типы и виды культуры. Интерес для педагогики представляет подразделение культуры на антропологическую, аксиологическую, информационно-семиотическую.

Культура антропологическая ‒ со стороны деятельности – есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура аксиологическая ‒ («аксиоc» ‒ ценность) ‒ ценностная оценка ‒ есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определенных социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации.

Культура информационно-семиотическая ‒ есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

Рассматриваются также такие вариации культуры:

· материальная и духовная;

· материальная и символическая;

· общечеловеческая и национальная;

· «западная» и «восточная»;

· массовая (поп-культура) и элитарная;

· «городская» и «сельская»;

· «мужская» и «женская»;

· культура разных исторических периодов (первобытная, античная, Возрождения, современная и т. п.);

· культура общества (социума) и культура личности;

· культура поколений («отцы и дети»);

· культура общая (познавательная, нравственная, коммуникативная, трудовая, художественно-эстетическая, физическая, экологическая) и культура профессиональная;

· культура поведения, речевая, чувств и т. п.

· субкультуры (детская, молодежная и т. д.)

Интерес для педагогики имеют представления об адаптационной роли культурного развития человека и роли образования в ее реализации. Сказанное раскрывается в нижеследующих положениях.

1. Культура постоянно изменяется, люди могутизучать ее, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям.Сегодня антропологи рассматриваюткультуру не просто как продукт биологической эволюции, а как ее неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

2. Уровень культуры определяет деятельность и поведение человека в обществе, его адаптацию к условиям общественной жизни.

3. Культура общества включает в себя образование, оказывает на него воздействие. Образование – важное средство становления внутренней культуры личности, как способности к воспроизводству и развитию культуры общества, возможности адаптации к жизни в обществе в условиях определенной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: