1. Актуальные направления деятельности педагогической науки на современном этапе развития образования.
2. Компетентностный и системно-деятельностный подход в организации педагогического процесса.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: сущность и характерные особенности.
- Сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения, его инновационный характер.
5. «Сопротивление воспитанию»: понятие и сущность. Основные средства, методы и приемы преодоления «сопротивления воспитанию».
6. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
7. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений (КМО).
8. Деловая игра как форма активного обучения (Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – С. 168-183).
9. Детское движение; современные детско-юношеские организации.
10. Дидактические принципы в высшей школе. Принципиальное отличие дидактических принципов в высшей и средней школе
11. Дидактогения и механизмы самозащиты.
12. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостной системе.
13. История поисков в области дидактических закономерностей и законов.
14. История развития форм организации обучения. Современные формы организации учебного процесса.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и специфика ее реализации в современной общеобразовательной организации.
16. Классный руководитель в школе, специфика (основные направления) его работы, основные функции, права и обязанности.
17. Современный урок. Требования ФГОС ОО к современному уроку.
18. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.П. Талызиной.
19. Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация.
20. Личность как объект и субъект целостного педагогического процесса.
21. Методика работы с родителями.
22. Методы воспитания патриотизма и КМО, реализуемые в современной школе.
23. Методы воспитания: основы теории, классификация, характеристика.
24. Методы гуманистического воспитания.
25. Модели и стили воспитания.
26. Моделирование воспитательной системы класса.
27. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.
28. Общие тенденции реализации концепции авторитарного воспитания.
29. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
30. Организация самоуправления как важное условие развития коллектива. Соуправление и самоуправление в воспитательной системе школы: сходство и различия. Принципы школьного самоуправления.
31. Основные типы и причины неправильного воспитания в семье. Пути преодоления конфликта между родителями и подростком.
32. Основные функции классного руководителя в работе с родителями учащихся. Формы работы школы с семьей.
33. Патриотизм и культура межнациональных отношений как ведущие нравственные качества личности. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура.
34. Педагогизация среды. Специфика работы школы и педагога по конструированию и развитию воспитывающей среды.
35. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога.
36. Педагогическая система. Виды педагогических систем. Авторская педагогическая система.
37. Планирование воспитательной работы как составная часть конструктивной деятельности классного руководителя. Принципы и условия планирования. Виды планов воспитательной работы. Типичные ошибки при планировании.
38. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
39. Понятие воспитательной системы школы, ее структурные элементы и этапы становления. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
40. Понятие коллектива. Признаки и функции ученического коллектива. Структура коллектива (классного и общешкольного). Этапы, условия и уровни его развития.
41. Понятие семьи. Ее функции. Классификация семей и их характеристика. Типы семей и особенности воспитания.
42. Понятие социокультурной среды воспитания (педагогическая культура школы, культура дома и семьи и др.).
43. Принципы семейного воспитания и их характеристика.
44. Причины и условия возникновения «сопротивления воспитанию» в современных условиях (социальные, психологические, педагогические, методические).
45. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
46. Проблемно-деятельностное обучение: его сущность, основные черты и дидактическое содержание.
47. Проблемы, теоретические и методические основы развития актива, подготовки лидеров.
48. Психолого-педагогическая характеристика систем и приемов учебной работы педагогов-новаторов (по выбору).
49. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе.
50. Различные системы само- (со-) управления: их достоинства и слабые стороны. Условия функционирования школьного самоуправления, их характеристика.
51. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).
52. Разработка теории коллектива на современном этапе (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова и др.).
53. Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки (См. Джуринский История педагогики; или Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 -672 с. Т. 2 – М – Я – 1999).
54. Система дополнительного образования, ее воспитательный потенциал, содержание и основные методики.
55. Ситуация успеха и ситуация неуспеха в образовательном процессе.
56. Содержание, формы и методы воспитания детей в семье.
57. Становление российской педагогической мысли (М.В. Ломоносов, Н.И, Новиков, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой и др.) (См. Джуринский История педагогики; или Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 -672 с. Т. 2 – М – Я – 1999).
58. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания.
59. Сущность авторитарной педагогики и предпосылки ее возникновения.
60. Сущность проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения.
61. Типы воспитания.
62. Формы организации обучения в школе и вузе.
63. Формы, методы и приемы моделирования и построения воспитательной системы класса.