со сверстниками и взрослыми




 

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:

 

совместная игра;

 

навязывание собственных образцов;

 

управление действиями партнера и контроль за их выполнением;

 

постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

 

Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить и т. д.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность.

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

 

* * *

 

 

Таблица 9.1

Изменение характера общения в дошкольный период

 

Возраст ребенка

 

Характер общения

 

2-3 года

 

Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками

 

4 года

 

Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры

 

6 лет

 

Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми

 

Таким образом, содержание общения существенно изменяется в период от 3 до 6-7 лет: модернизируются содержание, потребности, мотивы и постепенно развиваются формы общения.

 

Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:

 

интерес к другому ребенку,

 

повышенное внимание к его действиям;

 

стремление привлечь внимание сверстника к себе;

 

желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию.

 

В 2 года у ребенка отмечаются особые игровые действия. Ему нравится баловаться, соревноваться, возиться вместе со своими одногодками (рис. 9.8).

 

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику, например: «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты был, что видел?».

 

Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.

 

* * *

 

 

В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической

Таблица 9.2

 

 

Отличительные особенности общения дошкольника со сверстниками и взрослыми

 

Общение со сверстниками

 

Общение со взрослыми

 

1. Яркая эмоциональная насыщенность, резкие интонации, крики, кривляние, смех и т. д. Экспрессия от ярко выраженного негодования ("Ты чего делаешь?!") до бурной радости ("Смотри, как хорошо!").

Особая свобода, раскованность общения

 

1. Более или менее спокойный тон общения

 

2. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Используются самые неожиданные слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Создаются условия для самостоятельного творчества. Ничто не сковывает активность

 

2. Определенные нормы высказываний общепринятых фраз и речевых оборотов. Взрослый:

- дает ребенку культурные нормы общения;

- учит говорить

3. Преобладание инициативных высказываний над ответами. Важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Беседы не получается. Каждый говорит о своем, перебивая другого

 

 

3. Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает. При этом:

 

 

- старается отвечать на вопросы;

- стремится продолжить начатый разговор;

- внимательно слушает детские рассказы;

- скорее предпочитает слушать, чем говорить

 

4. Направленные действия на сверстника более разнообразны. Общение значительно богаче по назначению и функциям, в нем можно встретить самые разные компоненты:

- управление действием партнера (показать, как можно делать, а как нельзя);

- контроль его действий (вовремя сделать замечание);

- навязывание собственных образцов (заставить его сделать);

- совместная игра (решение играть);

- постоянное сравнение с собой ("Я так могу, а ты?").

Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов

 

4. Взрослый говорит, что хорошо,

а что плохо.

А ребенок ждет от него:

- оценки своих действий;

- новой информации

 

Ребенок учится в общении со сверстниками:

 

выражать себя;

 

управлять другими;

 

вступать в разнообразные отношения.

 

В общении со взрослыми он узнает, как нужно:

 

говорить и делать правильно;

 

слушать и понимать другого;

 

усваивать новые знания.

 

Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.

 

Вопрос. Почему, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

 

Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.

 

 

Рис. 9.9. Дети учат друг друга разговаривать

 

Общение со сверстником приобретает особый смысл (рис. 9.9). Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».

 

Ситуация. «Мой сын Миша (7 лет), — пишет мама, — почти совершенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал, торопится домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он дома — все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что делать?»

 

Дайте совет маме.

 

Решение. Нужно постараться объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и, чтобы нравиться людям, надо быть более общительным. Но, давая подобный совет, надо быть уверенным, что данная проблема не возникла из-за мамы. Возможно, что:

 

молчаливость Миши — это свойство его характера, так же он ведет себя и в компании детей, то есть на самом деле он не меняется, зато изменяются ожидания мамы, которой хотелось бы, чтобы в общении с ее знакомыми Миша вел себя более непринужденно;

 

в общении с другими меняется сама мама, отчего Мише становится не по себе, и он замыкается;

 

разговоры, ведущиеся в группе, составляющей мамино окружение, Мишу не интересуют, а возможно и такое, что эту группу устраивает молчание Миши.

 

Нередко родители используют давление на своих детей, «заставляя» их стать застенчивыми, а потом теряются перед проблемой, которую сами же создали (рис. 9.10).

 

 

Рис. 9.10. Взрослый, по сравнению с детьми, - более понятный и чуткий партнер по общению

 

В целом можно отметить, что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные изменения (табл. 9.3)

 

4-5 лет

 

Удовлетворить потребность в уважении. Особое значение приобретает отношение других людей к собственным успехам

 

Демонстрируют то, что умеют делать. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример

 

«Вот, это я сам сделал!» «Вот, смотри, как надо строить!»

 

6-7 лет

 

Демонстрируются свои познания в целях самоутверждения

 

Высказывания о себе расширяются за счет: сообщений о своих предметах и действиях; большего количества рассказов о себе, не связанных с тем, что ребенок делает сейчас; сообщений о том, где были, что видели; того, что дети делятся планами на будущее

 

«Я мультики смотрел.» «Я вырасту — буду.» «Я люблю книжки.» Вова своей машинкой обгоняет Колину, говорит: «У меня "мерседес". Он быстрее всех ездит.»

 

Суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками служат для демонстрации своих познаний и утверждения собственного авторитета.

 

Высказывания отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей, зачастую даже не понимая смысла сказанного.

 

При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»: «У меня есть...», «Я умею...», «Я делаю...». Ему важно продемонстрировать сверстнику свое превосходство в чем-то. Поэтому дети любят хвалиться друг перед другом: «А мне купили...», «А у меня есть...», «А моя машинка лучше твоей...» и т. п. Благодаря этому ребенок приобретает уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, любимый и т. д.

 

Вещь, игрушка, которую никому нельзя показать, теряет свою привлекательность.

 

Для родителей малыш всегда самый хороший. И папу с мамой ему не надо убеждать в том, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди ровесников, ему приходится доказывать свое право на превосходство. Это происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя.

 

Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно.

Основная задача ребенка — доказать свое превосходство: «Смотри, какой я хороший». Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы было с кем сравнивать, чтобы было кому показывать свои достоинства.

 

Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда сверстник начинает вести себя не так, как хотелось бы, тогда он начинает мешать. В таких случаях замечаются качества его личности, и сразу же эти качества получают суровую оценку: «Жадина ты ».

 

Оценка дается на основе конкретных действий: «Не даешь игрушку, значит, жадина».

 

Но другу тоже нужны признание, одобрение, похвала, а потому конфликты между детьми неизбежны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: