Рабочая программа практики
Вид практики преддипломная,
(указывается вид практики и индекс в соответствии с учебным планом специальности (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная))
направление
(указывается направление практики в соответствии с ГОС и учебными планами специальности (геодезическая, ознакомительная, конструкторская, научно-исследовательская и т.п.))
Для специальности 080507 «Менеджмент организации»
(указывается шифр и наименование специальности по ОКСО)
направление подготовки
(указывается шифр и наименование направления подготовки в соответствии с Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования)
форма обучения очная
(указывается форма обучения)
факультет «Торгово-экономический»
(указывается наименование факультета подготовки специалиста)
кафедра-разработчик «Маркетинг и менеджмент»
(указывается наименование кафедры-разработчика программы)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры протокол № ___ от «__»_______20__ г.
Зав. кафедрой разработчика д.э.н., профессор
Савельева И.П.
Ученый секретарь кафедры к.и.н., доцент
Климова О.Н.
Разработчик программы к.т.н., доцент
Третьякова Е.П. ______________
Челябинск
20__
Введение
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и соответствует требованиям стандарта к уровню освоения содержания преддипломной практики по специальности 080507 «Менеджмент организации».
Цели и задачи практики
Целью прохождения преддипломной практики является закрепление и совершенствование навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы выпускника на основе полученных знаний по изученным дисциплинам. Преддипломная практика дает возможность осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные за время обучения в университете.
Задачи практики:
– углубление знакомства с задачами, структурой и организацией работы подразделений организации для конкретного закрепления знаний, полученных по дисциплинам специальности;
– систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний для решения конкретных производственных и социально-экономических задач;
– развитие навыков самостоятельной работы и овладение практическими навыками творческого подхода к решению разрабатываемых в дипломном проекте/ работе проблем и вопросов;
– формулировка проблемной ситуации и темы дипломного проекта;
– сбор необходимых данных по теме дипломного проекта в соответствии с его планом;
– изучение дополнительной литературы по теме дипломного проекта в соответствии с его планом;
– отработка навыка подготовки организационно-распорядительных документов различного назначения;
– отработка навыка разработки и внедрения управленческих решений по отдельным функциям организации;
– совершенствование практических навыков оценки экономической, маркетинговой, управленческой и другой деятельности организации;
– совершенствование навыков проведения прикладной научно-исследовательской работы в рамках задания на дипломное проектирование;
– совершенствование умения работы с офисными компьютерными программами;
– развитие умения оформлять организационно-распорядительную документацию.
Продолжительность и сроки практики
Продолжительность практики - 8 недель,
Время проведения практики - 5 курс обучения,
- 10 семестр,
с 25 по 32 недели по учебному плану.
Базы практики
Преддипломная практика проводится на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием, организацией, учреждением и вузом. В число предприятий, принимающих студентов на практику, входят как крупные и средние промышленные компании, так и мелкие организации различной формы собственности и организационно-правовой формы.
В период прохождения преддипломной практики организация (предприятие, учреждение) должна гарантировать студентам безопасные условия работы и предоставление организационной, распорядительной, статистической и аналитической информации, необходимой для подготовки отчета по практике и выполнения дипломного проекта.
Содержание практики | Время выполнения (по неделям) | |
Изучение организационной, производственной структуры, организационно-распорядительной документации, функций основных подразделений и общего порядка функционирования компании | ||
Изучение номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг, организации производства | ||
Изучение положения компании на рынке и динамики его изменения, изучение организации сбыта продукции | ||
Изучение системы планов и организацию планирования деятельности компании | ||
Изучение финансового состояния компании | ||
Изучение системы управления персоналом компании | ||
Изучение системы обеспечения компании материально-техническими и энергетическими ресурсами | ||
Подготовка отчета |
Организация практики
Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов, назначенных руководством предприятия.
5.1. Руководство практикой
Общий контроль за прохождением и организацией преддипломной практики осуществляет заведующий кафедрой «Маркетинг и менеджмент».
Заведующий кафедрой «Маркетинг и менеджмент»:
r назначает и контролирует работу ответственного по обеспечению практик от кафедры «Маркетинг и менеджмент» и принимает участие в работе комиссии по распределению;
r совместно с ответственным за организацию практики от кафедры проводит общее собрание студентов по преддипломной практике по вопросам организационно-методического обеспечения практики;
r назначает своим распоряжением руководителя практики от университета для каждого студента;
r разрешает, совместно с руководителем практики от университета, спорные вопросы, возникающие по ходу преддипломной практики.
Ответственный за организацию практики от кафедры обязан:
r организовать заключение договоров между предприятием и факультетом «Коммерция» о прохождении практики студентов;
r оформить представление в приказ ректора и согласовать его с отделом практики;
r оформить для студентов направления на предприятия;
r проконтролировать подачу студентами заявлений об утверждении индивидуальных заданий по практике и тем дипломных работ;
r после окончания сессии провести организационное собрание, на котором рассмотреть организационные вопросы:
1) сроки проведения практики;
2) порядок получения направления;
3) порядок и сроки проведения зачета по практике,
r производственно-методические вопросы:
1) цель и задачи практики;
2) содержание программы практики;
3) распределение студентов по предприятиям;
4) содержание индивидуальных заданий;
5) права и обязанности практиканта;
6) техника безопасности;
7) порядок ведения дневника практики;
8) требования к отчету по практике.
r осуществлять контроль за прохождением студентами практики;
r контролировать выполнение предприятием договорных обязательств;
r проверять ведение студентами дневника;
r решать организационные вопросы, возникающие в процессе прохождения
r практики;
r организовать защиту отчетов по практике перед комиссией, которая помимо личной беседы со студентами принимает во внимание отзывы руководителей от предприятия.
В качестве руководителя преддипломной практики от университета выступает руководитель дипломного проекта/ работы, который назначается распоряжением заведующего кафедрой «Маркетинг и менеджмент» и утверждается приказом ректора ЮУрГУ.
Руководитель практики от университета:
r выдает студенту, получившему допуск к практике, индивидуальное задание и проводит инструктаж студента;
r в ходе практики дает индивидуальные консультации студентам-практикантам, а также проводит плановые групповые занятия для проработки выполнения отдельных разделов индивидуальных заданий по практике и их контроля;
r по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике;
r принимает участие в работе комиссии по приему отчета по практике.
Руководитель дипломной работы обязан:
r разработать и согласовать с руководителями практики от предприятия индивидуальную программу (задание) прохождения практики для каждого закрепленного за преподавателем студента;
r в соответствии с программой практики (заданием) утвердить индивидуальный план работы каждого студента;
r консультировать студентов по учебно-методическим вопросам практики и составлению отчетов о проделанной работе;
r помогать в подборе и систематизации материала для разработки дипломной работы;
r участвовать в работе комиссии по защите отчетов студентов по преддипломной практике.
Указания руководителю практики от предприятия
Руководителями практики от предприятия администрацией назначаются сотрудники из числа опытных специалистов.
На период практики руководитель от предприятия:
r уточняет совместно с руководителем от кафедры программу практики и график ее проведения;
r готовит проект приказа, в котором студенты распределяются по подразделениям и назначаются руководители практики–специалисты структурных подразделений предприятия;
r обеспечивает инструктаж по охране труда и технике безопасности и решает, если необходимо, вопросы, связанные с пропускным режимом;
r распределяет студентов по рабочим местам;
r прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях организации, предусмотренных индивидуальным заданием;
r контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;
r решает все спорные вопросы, связанные с выполнением студентами-практикантами индивидуальных заданий;
r оказывает студентам содействие в подборе материалов и литературы для составления отчета по практике;
r контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает руководителю практики от кафедры о случаях нарушения правил трудового распорядка;
r проверяет отчет студентов о практике и дает краткий отзыв, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину и оценивает работу студента.
r дает предложения заведующему кафедрой «Маркетинг и менеджмент» по совершенствованию организации производственной практики студентов-менеджеров по специальности «Менеджмент организации».
5.2. Права и обязанности студента-практиканта
При прохождении практики студенты имеют право:
r получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
r пользоваться библиотекой предприятия и, с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений, информационными фондами и техническими архивами предприятия;
r получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
r с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;
r пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т. п.).
При прохождении практики студент-практикант обязан:
r надлежащим образом подготовиться: изучить соответствующие методические материалы по тематике индивидуального задания и дипломного проекта/ работы, пройти процедуру распределения или при обучении на заочной форме выбрать место практики, получить допуск к практике;
r после распределения по предприятиям согласовать с руководителем практики от предприятия индивидуальное задание, которое тематически должно совпадать с будущей темой дипломного проекта;
r до начала сессии подать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить тему дипломного проекта/ работы;
r присутствовать на общем организационном собрании по преддипломной практике, проводимом кафедрой, а также пройти вводный инструктаж в принимающей организации;
r обеспечить необходимое качество и в случае оформления на рабочее место нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;
r внешний вид студента должен соответствовать рабочей обстановке предприятия;
r полностью самостоятельно выполнить задание, предусмотренное программой практики;
r систематически отчитываться перед руководителем практики о проделанной работе за определенный срок;
r в течение всего периода практики вести дневник практики (см. рис. 1), в котором ежедневно записывается место, время и характер выполненной работы;
r по окончании срока практики представить письменный отчет (см. приложение А), дневник практики и отзыв от предприятия с оценкой.
r выполнять действующие в принимающей организации правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;
r показывать персоналу принимающей организации пример высокой организационной культуры, укрепляющей деловой имидж Южно-Уральского государственного университета и кафедры «Маркетинг и менеджмент»;
r в случае замечаний руководителя к содержанию отчета, доработать отчет с учетом замечаний и предложений руководителя практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент» и сдать зачет по практике комиссии.
К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.