Оборона в населенном пункте.




СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫИ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ

Сущность процесса обучения

Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего, в конечном счете, слагается воинское мастерство.

Знания - закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать. Необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки.

Умения - способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, аих отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Навыки - автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточитьсяна решении основной задачи.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимыхим навыков и умений.

 

Принципы обучения

Принципы обучения - это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков у обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений.

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.

Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении - сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означает, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков в самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход—это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.

Методы обучения

Методы военного обучения - это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, при помощи которых командир (обучающий) достигает передачу и усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирование у них умений и навыков, выработку морально-боевых и психологических качеств, обеспечивает слаживание подразделений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке, которое осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для товарищеских дискуссий.

Показ (демонстрация) - наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала - это совокупность приемов и способов, с помощью которых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео)- и радиопередач.

В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем - сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.

Формы обучения

Форма обучения – организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение воинами общественно-политических знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты (занятия в специально оборудованных классах), самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, спортивном городке, макете местности. В ходе этих занятий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировки проводятся днем и ночью, на полигонах, огневом городках, командных пунктах, огневых позициях и т. д. Их назначение – выработать, поддерживать и совершенствовать у отдельных воинов и подразделения общие и специальные навыки боевой работы, способствовать подготовке (слаживанию) отделений, расчетов, экипажей.

Боевые стрельбы проводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений воинов поражать цели в современном бою.Как правило,они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.

Учения - высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель - завершение слаживания подразделений, частей, соединений. Учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

ОТДЕЛЕНИЕ В ОБОРОНЕ

 

Единственным средством достижения победы в вооруженном столкновении с противником является бой. Современный общевойсковой бой требует от солдата умелого применения вооружения и техники, средств защиты и маскировки, приемов и способов действий на поле боя, полного направления всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и боевой сплоченности.

В современном общевойсковом бою и операции противник будет широко применять аэромобильные десанты и разведывательно-диверсионные подразделения, которые могут воздействовать на разведывательные подразделения в районах их расположения, на марше, а так же при ведении боя разведывательными органами в тылу противника.

Опыт боевого применения разведывательных подразделений в локальных вооруженных конфликтах указывает на необходимость знаний и умений разведчиков вести общевойсковой бой. Вспоминая различные боевые задачи в локальных вооруженных конфликтах, разведывательные подразделения как правило действуют с использованием бронетехники, артиллерии и авиации, что значительно расширяет круг специальных задач выполняемых разведчиками.

Оборона - вид боя. Она имеет целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для перехода в наступление.

Оборона должна бытьустойчивой и ак­тивной, способной противостоять ударам противника с применением всех видов оружия, атаке превосходящих групп пехоты и танков противника, поддерживаемых огнем артиллерии и ударами авиации, действиями его воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп.

Переход к обороне может осуществляться в различных условиях обстановки. В большинстве случаев подразделения будут переходить к обороне, и организовывать ее в ходе боя под огнем противника в условиях непосредственного соприкосновения с ним. В других случаях, когда противник будет находится на зна­чительном удалении, переход к обороне будет осуществляться заблаговременно, в условиях отсутствия соприкосновения с ним.

При переходе к обороне в условиях непосредственного со­прикосновения с противником подразделения вынуждены бу­дут в ходе боя захватывать выгодные рубежи и под огнем противника проводить все работы, связанные с организацией обороны. Трудность и сложность такого перехода к обороне будут заключаться в том, что надо продолжать бой и в то же время выбирать позицию, оборудовать ее в инженерном от­ношении, ставить задачи подчиненным, организовывать си­стему огня и взаимодействие.

При организации обороны в условиях отсутствия соприкосновения с против­ником имеется возможность более тщательно изучить под­ступы к обороне со стороны противника, определить построе­ние системы огня, более полно оборудовать позицию в инже­нерном отношении, установить заграждения перед передним краем, при необходимости произвести расчистку секторов обстрела и выполнить другие работы.

Взвод (отделение) не имеет права оставлять занимаемый опорный пункт (позицию) и отходить без приказа командира роты (взвода).

Отделение в обороне, как правило, действует в составе взвода, при этом может находится в резерве, действовать в составе боевого охранения, назначаться в составе взвода в боевой разведывательный дозор и огневую засаду, входить в броневую группу батальона. Кроме того, при выходе из боя и отходе, при выходе из окружения отделение может действовать в составе подразделений прикрытия, мотострелковое отделение на боевых машинах пехоты в составе взвода – в заслонах.

Взвод обороняет опорный пункт до 400 м по фронту и до 300 м в глубину. Отделение обороняет позицию до 100 м по фронту, на которой оборудуются основные и запасные (временные) позиции для огневых средств, позволяющие совместно с соседними отделениями уничтожать против­ника огнем перед фронтом и на флангах опорного пункта взвода. Промежутки между пози­циями отделений в опорном пункте взвода – до 50 м. Они должны на­ходиться под непрерывным наблюдением, прикрываться огнем и заграждениями.

По всему фронту опорного пункта взвода может отрываться сплошная траншея, которая соединяет окопы (позиции) отделений. От траншеи отрывается ход сообщения к окопам для БМП (БТР ) и в глубину обо­роны к следующей траншеё. В опорном пункте оборудуются укрытия для личного состава.

Траншея, окопы и ход сообщения должны соединять основные и запасные огневые позиции и обеспечивать ведение флангового и перекрестного огня, скрытный маневр и рассредоточение огневых средств, а ход сообщения, кроме того, – ведение боя с вклинившимся в оборону противником, создание круговой обороны, эвакуации раненых, подачи боеприпасов и продовольствия (доставки пищи). Прямолинейное начертание траншеи и хода сообщения не допускается.

При построении боевого порядка взвода в две линии в опорных пунктах взводов, расположенных на наиболее вероятном направлении наступ­ления противника, позиция одного из отделе­ний взвода в целях усиления устойчивости обороны может оборудоваться в глубине опорного пункта (на второй линии) в 100200 м за первой траншеей. БМП (БТР) в опорном пункте взвода располагаются по фронту с интервалом до 200 м. Боевая машина пехоты без десанта может выде­ляться для действий в огневой засаде или в составе броне­группы.

Огневая позиция БМП (БТР) оборудуется обычно позади позиций огневых средств отделения на удалении до 50 м и с таким расчетом, чтобы огнем БМП (БТР) обеспечивалось при­крытие отделения на позиции.

При организации системы огня отделению ука­зываются полоса огня, дополнительный сек­тор обстрела.

В обороне интервалы между огневыми позициями солдат отделения составляют 12-14 метров (15-20 шагов), они располагаются так, чтобы все подступы к позиции отделения находились под действительным, особенно фланговым и перекрестным огнем.

До начала огневой подготовки наступления, противник будет пытаться вести разведку и провоцировать обороняющихся на открытие огня с целью засечки их огневых позиций, проделывать проходы в минных полях или, используя стыки, проникнуть в глубину обороны. Такие группы противника уничтожаются огнем только дежурных средств, как правило, расположенных на временных или запасных огневых позициях. Остальные солдаты готовятся к отражению наступления, открывая огонь только по команде командира, и продолжают оборудование огневых позиций. С началом огневой подготовки солдат, если он не является наблюдателем, по команде (сигналу) командира укрывается в щели или блиндаже, в готовности быстро занять огневую позицию.

Рис. 1 Огневая позиция отделения.

 

С переходом противника в атаку, по сигналу наблюдателя или команде командира, солдат занимает свою огневую позицию (место для стрельбы) и изготавливается к бою.

Огонь по противнику, солдат открывает по команде или самостоятельно с выходом противника к рубежу открытия огня имеющегося у солдата оружия. Рубеж открытия огня обычно указывается командиром заранее, он находится на удалении: действительного огня оружия.

Необходимо помнить, что огонь наиболее эффективен в тот момент, когда противник вынужден замедлить атаку при спешивании и преодолении различных заграждений перед передним краем.

Главная задача каждого солдата в обороне - не допустить противника на позицию, если же противник подойдет к позиции, то солдат уничтожает его огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке. При отражении атаки пехоты с танками гранатометчики уничтожают танки, а автоматчики и пулеметчики отсекают своим огнем пехоту.

Рис. 2 Уязвимые места танка М-1 «Абрамс» от огня РПГ.

 

Танки и другие бронеобъекты противника - это самые важные и наиболее опасные для солдата цели на поле боя. По таким целям как современный танк с целью его надежного поражения следует вести огонь из нескольких противотанковых средств. Следует учитывать то, что попасть в танк мало, надо его вывести из строя, ведя огонь в наиболее уязвимые места.

Если приближающийся к окопу танк не удалось уничтожить в лобовую часть и борта, его следует подпустить на 15-20 метров и поразить ручной кумулятивной гранатой РКГ-3 в верхнюю часть корпуса или башни. Наиболее эффективно метание РКГ-3 в заднюю часть корпуса после преодоления танком передней траншеи или окопа. После взрыва гранаты следует изготовиться для поражения экипажа, покидающего пораженный танк.

Если у автоматчика (пулеметчика, снайпера) противотанковые средства израсходованы или отсутствуют, следует вести огонь из СО по смотровым приборам и прицелам, что делает невозможным управление машиной и прицельную стрельбу.

 

Рис. 3 Борьба с танками с использованием ручных противотанковых гранат

 

Эффективны для борьбы с бронеобъектами противотанковые мины, установленные перед передним краем обороняющихся, но следует помнить, что противогусеничные мины оставляют невредимым экипаж который в состоянии вести прицельный огонь из вооружения бронемашины.

При недостаточном количестве противотанковых средств, для поражения танков, БМП и БТР могут применяться бутылки с зажигательной смесью.

Рис. 4 Бутылка с зажигательной смесью

 

Огонь гранатометчика и наводчика ПТУР должен надежно прикрываться огнем из стрелкового оружия их помощников и других солдат отделения. Помня о том, что огневая позиция гранатомета и установки ПТРК демаскируется характерной вспышкой пламени, дымом и пылью - эти огневые средства должны иметь несколько огневых по-

 

 

Рис. 5 Огневая позиция РПГ-7.

 

зиций (мест стрельбы) и меняться после каждого выстрела или пуска. Позиция гранатомета РПГ-7 (СПГ-9) и ПТРК должна заранее подготавливаться путем увлажнения грунта водой впереди и сзади указанных огневых средств с целью уменьшения пылеобразования при стрельбе.

Если отдельные группы атакующего противника ворвались в траншею, солдат должен немедленно установить заранее заготовленные заграждения в виде «ежей» и «рогаток» из колючей проволоки и уничтожать вклинившегося противника огнем в упор, гранатами и в рукопашном бою.

Во всех случаях, без приказа командира или лица его заменившего, позиция не покидается, и бой ведется до полного уничтожения противника.

Противника, вклинившегося на позицию соседнего отделения, уничтожают огнем с запасных позиций или проведением контратаки. Отразив атаку, следует немедленно пополнить боекомплект, оказать помощь раненым товарищам и, исправив повреждение окопа (траншеи, хода сообщения), приготовиться к отражению повторной атаки.

Отход на другую позицию производится только по приказу старшего командира под прикрытием огня артиллерии, минометов и боевых машин, а также огня товарищей. Производить отход следует скрытно по ходам сообщения, используя складки местности, а по открытой местности - короткими перебежками. Перед отходом следует тщательно проверить все окопы и укрытия с целью выявления и эвакуации раненых товарищей.

При отходе в развернутом боевом порядке категорически запрещено изменять свое место в цепи, во избежание поражения огнем соседних солдат.

Рис. 6 Порядок отхода в развёрнутом боевом порядке отделения

 

При преследовании противником отходящих подразделений, необходимо стремиться скрытно, оторваться от его преследования, оставляя небольшие группы прикрытия.

Если противник, проникший на передний край обороняющихся войск, контратакован подразделениями из глубины обороны и начинает отходить, солдат, находящийся в это время на своей позиции оказывает огнем помощь контратакующим, а при подходе контратакующих к позиции отделения, по приказу командира, переходит в контратаку.

 

Оборона в населенном пункте.

В населенных пунктах оборона занимается, как правило, в зданиях и вдоль улиц, во всех случаях здания заранее подготавливаются к круговой обороне.

В условиях городского боя немалое значение отводится снайперам, огневые позиции которых, как правило, оборудуются на чердаках, в глубине помещений, в развалинах зданий и в поврежденной боевой технике. Снайпер должен тщательно маскировать свою огневую позицию, выбирая ее таким образом, чтобы хорошо просматривались фланги своих подразделений и местность перед передним краем обороны. В случае размещения огневой позиции снайпера вне боевого порядка отделения (взвода) она должна иметь скрытные пути отхода и надежно прикрываться огнем отделения и минно-взрывными заграждениями, а снайпера обязаны иметь дымовые гранаты для прикрытия своего вынужденного отхода. Во всех случаях снайпер должен вести огонь на дальность, обеспечивающую надежное поражение цели первым выстрелом (в зависимости от подготовки снайпера такая дальность для винтовки СВД составляет до 400м, а для ВСС - 200-300м).

 

 

Рис. 7.Оборудованное для обороны здание.

Оборона в горах.

При обороне в горах, огневые позиции (места для стрельбы) оборудуются в каменистых и скальных грунтах с использованием камней, мешков с грунтом, брёвен и т.п.

Огневые позиции, укрытия и другие сооружения оборудуются водоотводными валиками и канавками таким образом, чтобы в них не попадала вода и огнесмеси. Мелкие группы противника подпускаются как можно ближе и уничтожаются кинжальным огнем и ручными гранатами, специально выделенных для этих целей дежурных огневых средств с временных или запасных огневых позиций.

Для уничтожения небольших групп противника могут применяться управляемые по проводам осколочные мины типа МОН-50 и ОЗМ-72.

Уничтожение атакующего противника солдат начинает с дальности действительного огня своего оружия по команде командира отделения или самостоятельно. На большие дальности огонь следует вести одиночными выстрелами, а по мере приближения противника наращивать его темп. В ближнем бою широко применяются ручные оборонительные гранаты Ф-1 и РГО.

Рис. 8 Оборудование огневых позиций в горах.

 

В горах оборона подготавливается с учетом ведения подразделениями кругового огня, для чего оборудуются запасные огневые позиции, а маршруты выдвижения к ним маскируются от наблюдения противником.

Рис. 9 Смена огневой позиции солдатом в обороне.

 

Если солдат находиться на направлении не атакованном противником, то по приказу командира он скрытно переходит на атакуемый участок и оказывает помощь своим товарищам в отражении атаки. В ходе боя солдат должен помнить, что ведение огня с одного места увеличит вероятность обнаружения и уничтожения его противником, поэтому необходимо чаще менять огневую позицию (место для стрельбы), делая это незаметно для врага, используя неровности рельефа, маскировочные экраны и местные предметы (валуны, кустарник и т.д.).

 

 

правильно неправильно

Рис.10 Выбор огневой позиции гранатометчиком.

 

Гранатометчики свои огневые позиции выбирают с учетом маскировки, широко используя кустарниковую растительность, и не располагаются ближе 2-3 метров к позади расположенным вертикальным стенкам и большим камням.

Рис. 11 Минирование дороги различными способами.

 

Бронеобъекты противника и особенно танки наиболее целесообразно поражать в верхнюю часть корпуса и башни при преодолении ими подъемов, каменистых завалов, крутых поворотов и серпантинов. На участке горной дороги, перед передним краем обороны устанавливаются огневые фугасы, а также может производится разлив топлива и других горючих жидкостей с последующим их поджогом.

В опорных пунктах взводов должны заранее создаваться запасы боеприпасов, воды, продуктов питания и медикаментов на случай автономного ведения боя в условиях окружения. В случае попытки противника отрезать обороняющихся от своих войск, солдат должен быть в постоянной готовности к проведению контратак в целях воссоединения с основными силами, а при ведении боя в окружении экономно расходовать боеприпасы и воду.

БМП и БТР при обороне в горах, как правило, размещаются вдоль дорог и на других проходимых для техники участках горной местности. Для инженерного оборудования их огневых позиций применяются камни, мешки с грунтом, а также сетка «рабица» (для защиты бронетехники от кумулятивных боеприпасов).

Рис. 12 Защита техники от кумулятивных боеприпасов.

Оборона в лесу.

 

В лесу значительное влияние на ведение боя оказывает ограниченная видимость, что позволяет противнику незаметно приближаться к обороняющимся и внезапно атаковать их. Такой бой иногда заканчивается рукопашной схваткой. Поэтому для своевременного обнаружения противника перед позициями обороняющихся на удалении до 200 м могут устанавливаться минно-взрывные заграждения, сигнальные мины и заграждения, издающие шум (подвешенные пустые консервные банки, разбросанный сухой хворост и т.п.). Местность перед передним краем, при наличии условий, на удалении до 400м очищается от мешающей наблюдению растительности - деревья очищаются от нижних веток, вырубается кустарник, а перед окопами скашивается или приминается высокая трава - не демаскируя при этом своего расположения. При обороне в лесу и горах рекомендуется оборудовать парные окопы, а также окопы с противоосколочными покрытиями, исключающими поражение личного состава осколками разорвавшихся в кронах деревьев артиллерийских боеприпасов.

Рис. 13 Занятие огневой позиции на дереве.

 

Противник из-за трудности передвижения техники по лесу обычно будет наступать вдоль дорог, просек и троп, поэтому в таких местах и должны оборудоваться оборонительные позиции, устанавливаться минно-взрывные заграждения, устраиваться завалы, прикрываемые снайперами, пулеметным огнем и противотанковыми средствами. В лесу следует учитывать возможность ведения огня с деревьев, особенно снайперами.

Для защиты личного состава от лесных пожаров оборудуются блиндажи и перекрытые щели, используются мокрые плащ-палатки, создаются запасы воды и противопожарного инвентаря.

Рис.14 Перекрытая стрелковая ячейка (окоп).

 

Разведчик обязан уметь применять особенности подготовки и ведения оборонительного боя, действуя в огневой подгруппе при проведении засады, в подгруппе нападения при проведении налета, в подгруппе обеспечения при проведении засад, налетов и диверсий, а также прикрытия отхода товарищей с базы при обнаружении противником. Находясь в тылу противника, разведчики должны избегать ведения затяжного оборонительного боя для предотвращения полного окружения и уничтожения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: