ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ




Набойченко Надежда

Ю/б-19-2-о

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫС ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Проблема организованной преступности - одна из наиболее острых, требующих скорейшего решения проблем, стоящих перед российским обществом и государством. Подобная актуальность данного социально-криминологического явления обусловлена прежде всего тем, что организованная преступность представляет собой исключительно опасное явление, которое, к сожалению до не давнего времени не встречало в нашей стране достойного противодействия.

Организованная преступность многие десятилетия «сопровождает» экономическое и политическое развитие большинства стран мира. Эта проблема актуальна как для ведущих западных демократий, таких как США, Германия, Франция, в которых борьба с организованной преступностью ведётся наиболее эффективно, так и для развивающихся стран, для которых эта проблема является существенным тормозом в их развитии. Россия не стала исключением из этого списка.

Как и в других странах, существование организованной преступности имеет те же причины – разложение бюрократической структуры государства, девальвация нравственных ценностей, социальная несправедливость. Все эти негативные социальные явления стали проявляться ещё в нашей стране в середине 80-х годов прошлого века. Это был период начала перестройки. Власть, в то время отрицала наличие у нас в стране организованной преступности. Это не вписывалось в официальную доктрину, которая рассматривала подобные явления лишь как неотъемлемую часть так называемого «загнивающего капитализма». Но в действительности к этому времени,на ряду с официальной в стране существовала теневая более эффективная экономика. Перестройка,целью которой была либерализация политической и экономической жизни в стране, в результате необдуманных действий властей, неготовых к подобного рода переменам привела к полному развалу всей системы. Создались идеальные условия для развития организованной преступности, подпольные дельцы получили возможность выйти из тени. Не способность государства, что-либо противопоставить, надвигающейся волне преступности привели к тому, что уже к середине девяностых годов большинство ключевых отраслей экономики находились под контролем организованных преступных сообществ. Они уже не ограничивались такими «традиционными» для мафии промыслами, как торговля наркотиками, оружием, рэкетом. Началось активное проникновение криминала во власть. Таким образом, за сравнительно небольшой период времени, криминал в нашей стране прошёл путь от разрозненных бандитских группировок, до огромных хорошо организованных преступных сообществ, имеющих связи во власти, реально влияющих на многие экономические и политические процессы, активно действующих не только в нашей стране, но и за её пределами. Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Подобная ситуация сложилась во многом из-за недостаточной научной проработке проблемы борьбы с организованной преступностью, отсутствие иных представлений о стратегии такой борьбы, а также правовых концепций и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.

В последние десятилетия XX века наблюдается быстрый рост организованной преступности в мире. Эта угрожающая тенденция обусловлена значительными достижениями в развитии технологий и средств связи и беспрецедентным расширением международной коммерческой и экономической деятельности. Транснациональные преступные организации эффективно используют сложившуюся международную обстановку. В результате преступность не только расширяется, но и становится более доходной. Организованная преступность становится интернациональной. Происходит расширение рынков сбыта оружия, наркотических средств, краденных вещей и других не законных товаров и услуг. Общий объём этих сделок составляет сотни миллиардов долларов.

Такая ситуация заставила международное сообщество объединить свои усилия в борьбе с транснациональной организованной преступностью. С середины 70-х годов с периода подготовки и проведения 5-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями эксперты ООН заняты разработкой понятийного аппарата организованной преступности.

Обобщенная характеристика организованной преступной деятельности была дана в докладе Генерального секретаря ООН “Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом” на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН 13— 23 апреля 1993 года. В нем дан перечень признаков, который в какой-то степени помогает объяснить характер данного явления:

а) организованная преступность — это деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединившихся на экономической основе. Эти группировки очень напоминают банды периода феодализма, которые существовали в средневековой Европе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме;

б) организованная преступность предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств;

в) организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку таким образом гарантируется получение более высоких доходов;

г) организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает также такие изощренные виды деятельности, как “отмывание” денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности;

д) организованные в группировки преступники используют в своей “работе” различные меры, которые могут быть изощренными и тонкими или, наоборот, грубыми, прямыми и открытыми. Они используются для установления монополии на предоставление незаконных товаров и услуг, для проникновения в законные виды деятельности для коррумпирования должностных лиц. Таким образом, когда участвующие в организованной преступной деятельности лица начинают заниматься законной коммерческой деятельностью, они обычно привносят в нее методы насилия и запугивания, которые применяются в незаконных видах деятельности.

Одним из наиболее опасных признаков организованной преступности является коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Существует несколько форм коррупции. Криминологи выделяют три из них:

Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является “рука руку моет”, то есть родственные связи, кумовство и т.д. Осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

Третья форма коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря, о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей.

Совершенно очевидно, что специфика своей противоправной деятельности побуждает организованную преступность изыскивать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов. Без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах.

По мнению Г.А. Сатарова, М.И. Левина и М.Л. Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств в пользу коррумпированных кланов5. Основываясь на сведениях, собранных правоохранительными органами организованную преступность можно разделить на несколько видов. Один из них, традиционный, составляют мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим разнообразием противоправных действий. Эта группа включает в себя самые широкие и самые развитые типы преступных организаций. К другому типу относятся профессионалы. Члены таких организаций объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла. Организации такого рода непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации традиционного типа. К группе профессионалов относятся формирования, занимающиеся кражами автомобилей, фальшивомонетничеством, разбоем, вымогательством и т.п.

Существуют также организованные преступные группы, которые разделяются по этническим, культурным и историческим связям. Такие связи соединяют их со странами происхождения и создают, таким образом, основную преступную сеть, выходящую за национальные границы. Используя общность происхождения, языка, обычаев, они способны оградить себя от действий правоохранительных органов. Многие организованные преступные группы известны под своими этническими или национальными названиями. Вследствие их преобладания и отсутствия альтернативы эти названия используются в науке и практике, хотя такие термины характеризуются чрезмерным упрощением, тяготеют к стереотипам и могут быть обидными для громадного большинства законопослушных членов такой этнической группы или национальности.

К концу 20-х годов наблюдался определенный кризис в распределении сфер влияния в преступном мире. Постоянные конфликты между различными группировками диктовали необходимость совершенствования воровских “законов”. В результате на базе традиций и обычаев прошлого возник единый воровской “закон”, по которому наиболее авторитетных преступников стали именовать “ворами в законе”. Именно к этому периоду относятся некоторые принципы деятельности “воров в законе”, которые сохранили актуальность до настоящего времени:

  • решение сложных вопросов коллегиально на “сходках” как в местах лишения свободы, так и “на воле”;
  • возрождение “общака” как материальной базы преступников, образование “ворами в законе” в каждой местности своих баз, общин, “малин”;
  • соблюдение “закона” мести за отход от соблюдения воровских обычаев и традиций.

С середины 30-х годов одновременно с политическим террором были ужесточены репрессивные меры по отношению к профессиональным преступникам. Уголовный мир был вновь загнан в подполье и вынужден был в местах лишения свободы бороться за выживание.

Хрущевская “оттепель”, либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. “Старая” профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых буржуазных странах. “Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других — с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже политику. Последнее характерно именно для организованной преступности».

В этот период начинает формироваться теневая экономика. Подпольные дельцы многократно увеличили уровень своих преступных доходов. Действуя вначале скрытно и осторожно, они, справедливо отметил Е.Г. Андрющенко, нагло и чванно вдруг выползли наружу.

К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. В руки преступников попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала.

По мнению В.С. Овчинского, на развитие организованной преступности повлияли:

1.Всеуглубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества,

2.Стремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы,

3.Резкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики как в социальной структуре общества, так и по различным регионам,

4.Нарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций, перешедших в ряде регионов в разновидность гражданской войны.

Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления.

В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением.

Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер.

политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы. Все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские специалисты - криминологи, в том числе и экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов Международного Валютного фонда9. А также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты. Мы считаем, что экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности, не создают препятствий для их взаимного развития. Специфической экономической причиной резкого разрастания организованной преступности является массовый вывоз капитала за границу. По данным криминологов, до 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета.

В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности. В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально – экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной (бывшей КПСС) и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам10.

Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно- государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л.Тимофеев:

«Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах».

 

В системе государственных органов занимающихся борьбой с организованной преступностью МВД РФ занимает центральное место. Основным органом, созданным в системе данного министерства, специально для решения подобных задач является - главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. Существуют такие иные, специально созданные межведомственные органы.

Законом РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» устанавливается, что основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации.

На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:

  • оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
  • подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;
  • разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
  • накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
  • информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
  • организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
  • подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;
  • подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.

В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимают комплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими.

 

Для эффективного противостояния современной организованной преступности, требуется, прежде всего, координация действий федеральных и местных, территориальных органов власти. Деятельность последних имеет большое значение в деле борьбы с организованной преступностью, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.

Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?

Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.

Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.

Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.

Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые как правило совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:

1.Путем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;

2.Управлением муниципальной собственностью,

3.Утверждения и исполнения местного бюджета,

4.Осуществления своей деятельности в социальном секторе.

Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.

Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно - процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.

Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.

Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.

Для успешной борьбы с организованной преступностью на местном уровне, территориальные власти должны использовать комплекс самых различных мер, так как она является детищем совокупности отрицательных факторов, существующих в разных сферах. Такими мерами могут быть:

1. экономические,

2. политические,

3. социальные,

4. организационно - управленческие,

5. культурно - воспитательные,

6. правовые.

Экономические меры - насыщение рынка товарами массового спроса, развитие производства на основе современных технологий, осуществление инвестиционной стратегии, справедливое распределение собственности, повышение уровня жизни населения, укрепление территориальной финансовой системы, снижение инфляции на местном уровне. Улучшение работы по устранению обстоятельств экономического характера, способствующих совершению экономических преступлений..

Политические меры - укрепление демократических ценностей и всех ветвей власти на территориях, реализация политической воли, противостояние социально негативным явлениям и процессам. Принять решение органами власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области общественной безопасности и охраны правопорядка.

Социальные меры - защита интересов малообеспеченных слоев населения, устранение резкого социального расслоения общества, жизненное устройство беженцев и вынужденных переселенцев, безработных, устранение негативных последствий безработицы и вынужденной миграции людей и т.п.

Организационно-управленческие меры - координация деятельности субъектов противодействия организованной преступности.

Культурно-воспитательные меры - разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра, справедливости, законов высокой нравственности, устранение моральной деградации населения, а также насилия и жестокости.

Правовые меры - право является эффективным регулятором социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляется правовой порядок, который по своей сути противостоит организованной преступности, может оказывать влияние на устранение причин и условий, порождающих организованную преступность.

Одним словом, использование права будет способствовать правомерному потенциалу всего общества. Значение уголовного права для правового регулирования борьбы с организованной преступностью определяется прежде всего тем, что его нормами очерчивается круг деяний, запрещенный под угрозой уголовной ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: