Цель занятия: Ознакомление и анализ основных методов сбора информации. Приобретение навыков обоснованного выбора методов сбора социологической информации и разработки исследовательского инструментария.
Вопросы:
1. Метод опроса как основной метод получения социологической информации. Виды опросов.
2. Анкетный опрос. Достоинства и недостатки анкетного опроса как метода сбора информации в эмпирическом исследовании. Виды анкетных опросов и их особенностей: очный, почтовый, телефонный, прессовый. Логика построения анкеты. Основные требования к структуре и построению анкеты.
3. Понятие анкетного вопроса. Классификация вопросов анкеты по их функциям и структуре. Требования к формулировке анкетного вопроса. Ошибки в анкетных вопросах и ошибки альтернатив.
4. Наблюдение как метод получения социологической информации. Виды наблюдения.
5. Требования к эксперименту как методу получения информации в прикладном социологическом исследовании.
6. Метод интервью. Виды интервью: стандартное, нестандартное, фокусированное.
7. Место и роль анализа документов как метода сбора социологической информации. Контент-анализ.
8. Метод фокус-группы. Роль модератора при проведении фокус-группы. Типы ролевого поведения модератора.
Занятие 4. Выборочные методы исследования. Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и их виды (4 часа)
Цель занятия: Ознакомление с выборочными методами социологического исследования. Приобретение навыков обоснования типа выборочного исследования и построения выборки.
1. Понятие выборочного метода исследования. Генеральная и выборочная совокупность.
2. Репрезентативность выборки. Ошибка выборки. Виды ошибок выборки.
3. Виды выборочных исследований. Случайная и неслучайная выборка. Комбинированные выборки.
4. Измерение в социологическом исследовании. Виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.
5. Понятие надежности измерения в социологии (валидность, устойчивость).
Занятие 5. Обработка социологической информации и представление данных социологического исследования. Обобщение и интерпретация данных прикладного социологического исследования (4 часа)
Цель занятия: Практическое ознакомление с методами подготовки полученных эмпирических данных к обработке и с современными методами обработки данных. Приобретение навыков конкретного анализа данных прикладного социологического исследования, обобщение и интерпретация результатов.
1. Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании; содержание и последовательность осуществления.
2. Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании. Способы графического представления данных
3. Получение линейных и табличных распределений. Способы и возможности использования ЭВМ.
4. Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования.
5. Разбор данных конкретного социологического исследования по заданной теме: простое описание линейного распределения, перекрестные таблицы
Литература
Основная
1. Андреев Э.П., Осипов Г.В. Методы измерения в социологии. - М.: Наука, 2003.
2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
3. Бутенко Н.А. Организация прикладного социологического исследования: учебное пособие для вузов. - М.: Тривола, 1998.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
5. Как провести социологические исследования / Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. - М.: Политиздат, 1990.- 288с.
6. Калачёва Т.Г. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по прикладной социологии. - Н. Новгород: ВВАГС, 1996. – 18с.
7. Основы прикладной социологии / Под ред. М. Горшкова, Ф. Шереги. М.: Интерфакс, 1996.
8. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных (Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками). М.: Научный мир, 2003.
9. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 2003.
10. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов учеб. заведений/ В сотрудничестве с Семеновой В.В.; Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 2000. - 596 с.
Дополнительная
1. Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Социологический смысл статистических данных: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: НКИ, 1999. – 46с.
2. Артамонов В.Е. Ранжировка и отбор факторов для проектирования социологической анкеты // Вестник МГУ. Серия 18. №2. - М, 1996. – 49с.
3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учебное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.- 493с.
4. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М.: Наука, 1986.
5. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.. МГУ, 1988.
6. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998.
7. Толстова Ю.Н. Теория измерений в социологии. М.: Издательство МГУ, 2003.
8. Толстова Ю.Н. Что такое "Анализ социологических данных"? - Учеб. пособие для студентов. М., 1999. - 90 с.
Вопросы к зачету
1. Понятие прикладного социологического исследования. Виды прикладных социологических исследований.
2. Понятие, роль и место программы социологического исследования в разработке инструментария прикладного социологического исследования. Структура программы прикладного социологического исследования.
3. Проблемная ситуация и научная проблема. Формулировка целей и задач социологического исследования. Виды задач исследования. Объект и предмет исследования.
4. Понятие гипотезы в социологическом исследовании. Роль гипотезы в исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезе.
5. Метод опроса как основной метод получения социологической информации. Виды опросов.
6. Анкетный опрос. Достоинства и недостатки анкетного опроса как метода сбора информации в эмпирическом исследовании. Виды анкетных опросов и их особенностей: очный, почтовый, телефонный, прессовый. Основные требования к структуре и построению анкеты.
7. Понятие анкетного вопроса. Классификация вопросов анкеты по их функциям и структуре. Требования к формулировке анкетного вопроса. Ошибки в анкетных вопросах и ошибки альтернатив.
8. Наблюдение как метод получения социологической информации. Виды наблюдения.
9. Требования к эксперименту как методу получения информации в прикладном социологическом исследовании.
10. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.
11. Место и роль анализа документов как метода сбора социологической информации. Контент-анализ.
12. Выборочные методы исследования. Понятие генеральной и выборочной совокупности.
13. Репрезентативность выборки. Ошибка выборки. Виды ошибок выборки.
14. Виды выборочных исследований: понятие случайной и неслучайной выборки.
15. Шкалы в социологическом измерении. Виды шкал. Понятие надежности измерения в социологии (валидность, устойчивость).
16. Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании; содержание и последовательность осуществления. Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании. Способы графического представления данных. Получение линейных и табличных распределений. Способы и возможности использования ЭВМ.
17. Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования.