V. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




АУ ЧР СПО «Чебоксарский педагогический колледж им. Н. В. Никольского» Минобразования Чувашии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для студентов заочного отделения

Специальности «Дошкольное образование»

По дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Преподаватель А.И. Малюгин

СОДЕРЖАНИЕ

1.Значение дисциплиныи рекомендации по её изучению.

 

2. Примерный тематический план.

 

3. Календарно-тематический план.

 

4. Литература (основная и дополнительная).

 

5. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

 

I.ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ

 

Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» охватывает область знаний, включающую теорию и практику защиты детей от опасных и вредных факторов внешней среды обитания. Онвключает четыре логически взаимосвязанных раздела.Настоящая учебная дисциплина является логическим продолжением курса ОБЖ для учащихся государственных общеобразовательных учреждений. Она учитывает специфику обучения в педагогических училищах (колледжах) и требования к профессиональной подготовке выпускников указанных учебных заведений.

В результате изучения программы учебного курса студенты Чебоксарского педколледжа должны:

Знать:

- правила обеспечения безопасности детей в современных условиях опасностей и угроз природного, техногенного, антропогенного и социально-политического происхождения;

- вопросы формирования привычек здорового образа жизни в детском возрасте;

- основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях;

- основы выживания в условиях автономного существования.

Уметь:

- проводить занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по вопросам их безопасного поведения в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице;

- проводить целенаправленную воспитательную работу по выработке у детей дошкольного и младшего школьного возраста привычек здорового образа жизни с учётом окружающей экологической и техногенной обстановки;

- оказывать первую медицинскую помощь при детских травмах и повреждениях;

- иметь практические навыки по основам выживания в условиях автономного существования;

- иметь практические навыки в проведении Дня защиты детей в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения.

По результатам изучения курса студенты сдают экзамен в рамках промежуточной аттестации.

 

II.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(заочное отделение, IIIкурс – V,VI семестры)

 

№ П/П Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самост. работа
всего лекции практи ческие консуль тации
I Раздел Обеспечение безопасности детей в условиях современных опасностей и угроз (ОиУ) внешнего характера. Тема 1. КлассификацияОиУвнешней среды обитания. Тема 2. Общая характеристика факторов бытового риска. Тема 3. Общая характеристика факторов социального риска.                          
  Консультация. Классификация ЧС по причинам происхождения(природных, техногенных, антропогенных, социально-политических).          
II Раздел Формирование привычек здорового образа жизни и охрана здоровья детей. Тема 1. Понятия«здоровье» и «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», их составляющие.                  
III Раздел Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Тема 1. Общая медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи, и основные принципы её оказания.              
IV Раздел Выживание в условиях автономного существования (ВУАС). Тема 1. Внутренние и внешние факторы, способствующие и препятствующие ВУАС. Основные принципы и навыки выживания.                  
  ИТОГО:          

АУ ЧР СПО «Чебоксарский педагогический колледж им. Н. В. Никольского» МО ЧР

Рассмотрено на заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ

Протокол № зам. директора поУПР и ВР

Председатель комиссии _________________________

«____» ________________20г. «____» _____________20 г.

 

 

Календарно-тематический план

Преподавателя

 

________ МалюгинаА.И. ____________

на _ V,VI _семестр 2013 / 2014 учебного года

по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курс __ III __ группы 1-03,2-03,3-03,4-03

Количество часов по учебному плану аудиторных –12 (+2)

максимум – 68 (+2)

(План составлен в соответствии с действующей учебной программой от _ 2013 г.)

Преподаватель: _______________________

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения Вид занятия Самостоя тельная работа
1. I. Раздел Обеспечение безопасности детей в условиях современных опасностей и угроз (ОиУ) внешнего характера. Тема 1. КлассификацияОиУвнешней среды обитания. Тема 2. Общая характеристика факторов бытового риска. Тема 3. Общая характеристика факторов социального риска. Консультация. Классификация ЧС по причинам происхождения(природных, техногенных, антропогенных, социально-политических).     6 (+2)               комбини рованное занятие комбини рованное занятие комбини рованное занятие   консуль тация    
2. II. Раздел Формирование привычек здорового образа жизни и охрана здоровья детей. Тема 1. Понятия«здоровье» и «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», их составляющие.           комбини рованное занятие   14
3. III. Раздел Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Тема 1. Общая медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи, и основные принципы её оказания.           комбини рованное занятие    
4. IV. Раздел Выживание в условиях автономного существования (ВУАС). Тема 1. Внутренние и внешние факторы, способствующие и препятствующие ВУАС. Основные принципы и навыки выживания.           комбини рованное занятие      
5. ИТОГО: 12 (+2)      

IV. ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

основная:

1. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992г. №261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», Указ Президента РФ от 8 мая 1993г. №643 «О гражданской обороне».

2. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы.-3-е изд. – М.: Академический Проект, 2005.

3. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте/ Под ред. Г.И.Сердюковой, Л.Т.Антоновой и И.А.Арнольди. –М.: Медицина, 1989.

4. Первая доврачебная помощь/ Под ред. В.М. Величко и др. –М.: Медицина, 1989.

5. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. –М.: Воениздат, 1990.

6. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты). –М.: Медицина, 1988.

7. Чусов Ю.П. Закаливание школьников. – М.: Просвещение, 1985.

8. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к закону России. –М.: Республика, 1993.

9. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. Г.В. Гуськов /.-9-е изд., –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

10. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов/ под ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.

11. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие: 8-10-й кл. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 2010.

13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 2010.

14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни (Академический школьный учебник). – 9-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 2009.

дополнительная:

Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность / Гл. ред. В.А.Володин.– М.: Аванта +, 2001.

Электронные ресурсы:

schoolOBJ.org «ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности» (журнал МЧС России);

OBJ.ru «ОБЖ»;

ru.wikipedia.org «Основы Безопасности Жизнедеятельности википедия» Свободная энциклопедия;

www.bezopasnost.edu66.ru «ОБЖ».

 

 

V. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Вариант 1. Ксенобиотики и химическая безопасность в повседневной жизни.

План:

1. Понятие о ксенобиотиках и их классификация.

2. Источники загрязнения биосферы (воды, воздуха, почвы, продуктов питания) ксенобиотиками, понятие об их предельно допустимой концентрации и вредном воздействии на человека.

3. Естественные и искусственные механизмы защиты от ксенобиотиков.

4. Признаки экоотравлений. Первая медицинская помощь и профилактика отравлений ксенобиотиками.

5. Воспитание навыков безопасного поведения у детей в условиях экологического неблагополучия.

Методические рекомендации:

При раскрытии содержания темы (особенно 1 и 2 вопросов) можно широко использовать материалы печатных средств массовой информации; 4 и особенно 5 вопросы желательно осветить в форме собственных либо заимствованных из литературы методических разработок открытых занятий (уроков) с воспитанниками ДОУ (учащимися школ) или обзоров возможных методических форм (урочных или внеурочных) работы с детьми в рамках образовательных учреждений по данной проблематике;3 вопрос раскрывается схематично, в объеме учебного пособия (М.П.Фролов и др. ОБЖ: 9 кл. – М., 2003).

Литература:

1. А.Д.Дмитриев. Экология и здоровье человека. – Чебоксары, 1999.

2. Е.И.Кальченко и др. Гигиеническое обучение и воспитание в школе (гигиена, экология, здоровье). – Чебоксары, 1993.

3. В.Мошкин, Е.Колтыгина. Химическая безопасность в повседневной жизни.// Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2003, № 9, с. 13-16, № 10, с. 10-13; 2004, № 1, с.60-64; 2005, № 1, с.60-64.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.

5. И.А.Родионов. Глобальные проблемы человечества. – М., 1994.

6. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]

7. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.

 

Вариант 2. Факторы бытового риска.

План:

1. Характеристика нижеперечисленных факторов бытового риска, мер профилактики и способов защиты от них: а) бытовой газ; б) электричество; в) пожар; г) шум; д) персональный компьютер; е) температурно-воздушно-световой режим; ж) мобильный телефон.

2. Воспитание навыков безопасного поведения у детей в условиях воздействия факторов бытового риска.

Методические рекомендации:

При освещении содержания 1 вопроса темы необходимо выбрать не менее 4-х факторов бытового риска из 7-ми предложенных в плане на свое усмотрение и на их примере последовательно раскрыть характерные особенности каждого из этих факторов, увеличивающие степень опасности их воздействия на человека, причиняемый ими вред здоровью и угрозу жизни; меры профилактики и безопасности, способы защиты и оказания первой медицинской помощи пострадавшим. 2 вопрос плана может быть раскрыт в форме собственных или заимствованных методических разработок открытых занятий (уроков) с воспитанниками ДОУ (учащимися школ) либо обзоров возможных методических форм (урочных или внеурочных) работы с детьми в рамках образовательных учреждений по данной проблематике.

Литература:

  1. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2003, №№ 9, 10; 2004, № 1, с. 60-64, № 6, с. 61, № 7, с. 56, № 8, с. 56, № 9, с. 61; 2005, № 1, с.60-64.
  2. Е.И.Кальченко и др. Гигиеническое обучение и воспитание в школе (гигиена, экология, здоровье). – Чебоксары, 1993.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.
  4. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]
  5. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.
  6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность/ Гл. ред. В.А.Володин. –М.: Аванта +, 2001.

 

Вариант № 3. Отказ от «вредных привычек» – необходимое условие здорового образа жизни.

План:

1. Определение и классификация веществ, изменяющих сознание (ВИС).

2. История распространения ВИС на планете.

3. Вред, причиняемый ВИС человеку.

4. Меры профилактики и защиты человека от ВИС.

Методические рекомендации:

При раскрытии содержания данной темы необходимо: уделить внимание истории завоевания планеты «вредными привычками», происходившего параллельно с ужесточением борьбы с ними, а также механизмам возникновения зависимости человека от ВИС (алкоголя, никотина, наркотиков); показать конкретно вред, причиняемый ВИС различным органам и системам человека; проследить этапы развития (стадии) заболевания; дать практические рекомендации, облегчающие отказ от «вредных привычек», и перечислить меры профилактики и первой медицинской помощи при отравлении ВИС. Дать классификацию ВИС. Показать способы формирования мотивации к ЗОЖ у молодежи.

Литература:

1. В.А.Алексеенко, И.Ю. Матасова. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

2. А.Данилин, И.Данилина. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф, 2001.

3. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64, № 8, с. 38, № 9, с.43; 2005, № 1, с.60-64.

4. В.Ф.Матвеев, А.Л.Гройсман. Профилактика вредных привычек у школьников. Кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1987.

5. Л.А.Николаев, Д.Л.Николаев. Профилактика наркоманий и сопутствующих заболеваний. – Минск, «Вышэйная школа», 2002.

6. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.

7. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических пособий. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2004.

8. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей./ Под научн. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. – СПб.: Изд.-во «Образование - Культура», 2002.

 

Вариант № 4. Положительные эмоции и психическое здоровье – залог здоровья и долголетия.

План:

1. Стресс и здоровье.

2. Конфликты – фактор социального риска.

3. Формирование у детей культуры межличностного общения – важная задача народного образования.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему, необходимо проанализировать негативное влияние на здоровье и долголетие человека таких факторов социального риска как стрессы (физические и психические) и конфликты. Анализ должен включать: 1) объяснение причин формирования механизма стресс-реакций у человека как адаптационной системы в процессе эволюции (для конфликтов – причин и стадий их развития); 2) характеристику физиологических основ стрессового состояния и различных типов стресс-реакций (для конфликтов – перечень «трудных» для общения типов людей с их характеристикой и способами нейтрализации); 3) обзор причиняемого стрессами (конфликтами) вреда здоровью в условиях «городскойцивилизации» и «неотреагированных эмоций»; 4) перечень механизмов защиты от стрессов (способов ухода от конфликтов).

Работа над 3-м вопросом данной темы должна отразить методологию формирования культуры межличностного общения как основы психического здоровья у подрастающего поколения.

Литература:

1. Д.Карнеги. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Мн.: ООО «СЛК», 1996.

2. Н.Козлов. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.- М.: Новая школа, 1996.

3. В.В.Марков. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: АСАDЕМIА, 2001.

4. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]

5. Джини Г.Скотт. Способы разрешения конфликтов. Вып.2.- ГИИМ.- Киев.: Издательское общество «Верзилин и К, ЛТД», 1991.

 

Вариант № 5. Физическая активность и полноценное питание – важнейшие компонентыЗОЖ.

План:

1. Биоритмы – организатор жизни.

2. Физкультура и спорт – залог физического здоровья и долголетия.

3. Основные принципы полноценного питания.

4. Обеспечение баланса калорий и энергозатрат – условие ЗОЖ.

5. Воспитание у молодежи мотивации к физической активности и полноценному питанию – борьба за здоровье нации.

Методические рекомендации:

Вопрос о биоритмах необходимо раскрыть в соответствии с прилагаемым алгоритмом.Раскрывая содержание 2, 3, 4 вопросов, необходимо: на основе изучения рекомендованной литературы сформулировать основные принципы безопасных занятий физкультурой и спортом; показать оздоравливающий эффект этих занятий на примере различных систем человеческого организма; разработать для себя оптимальный рацион полноценного здорового питания, сбалансированного с энергетическими затратами, сопроводив его соответствующим словесным комментарием и выводами по проделанному исследованию.5-й вопрос может быть раскрыт в виде обзора методических форм (урочных и внеурочных) работы с детьми в рамках образовательных учреждений по данной проблематике.

Литература:

1. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64; 2005, № 1, с.60-64.

2. Как мужчине оставаться молодым./ Пер.с англ. В.Юрина. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 1998.

3. В.В.Марков. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: АСАDЕМIА, 2001.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.

5. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]

 

Вариант № 6. Воспитание и обучение детей безопасному поведению.

План:

1. Опасности, угрожающие жизни и здоровью детей в ДОУ (школе):

- травмы и несчастные случаи;

- пожарная опасность;

- эпидемиологическая опасность;

- загрязнение окружающей среды;

- преступные посягательства и др.

2. Причины детского травматизма и несчастных случаев в ДОУ (школе):

- психофизические особенности детей;

- опасная среда;

- халатность взрослых;

- погрешности в воспитании детей.

3. Профилактика детского травматизма и несчастных случаев в ДОУ (школе).

4. Обучение и воспитание детей безопасному поведению:

- формирование осторожности, осмотрительности и других качеств безопасного поведения;

- поведение детей в случае пожара;

- личная гигиена ребенка, предупреждающая заражение инфекционными заболеваниями;

- обучение детей правилам дорожного движения;

- поведение детей с незнакомыми людьми;

- поведение детей в ситуации «один дома».

Методические рекомендации:

При написании контрольной работы по указанной теме желательно шире использовать опыт работы ДОУ (школы); рассмотреть ситуации, связанные с жизнью детей в ДОУ (школе).

Литература:

1. А.Бетанин. Энциклопедия экстремальных ситуаций.

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Здоровье».

4. Как не стать жертвой преступления, мошенничества и обмана (советы профессионалов).

5. И.К.Торопов. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.

6. А.П.Чабовская и др. Основы гигиены и основы педиатрии детей дошкольного возраста. – М., 1987.

Вариант № 7. Социальные факторы риска и БЖД.

План:

1. Человек против самого себя.

2. Как обезопасить себя от других людей.

3. Воспитание навыков безопасного поведения у детей в ситуациях социального риска.

Методические рекомендации:

1-й вопрос данной темы раскрывается в рамках определения содержания понятия «виктимология» и вытекающих из него понятий «виктимность жестов», «виктимность поведения», «виктимность предметов», «виктимность сезонов», - все они должны рассматриваться на конкретных жизненных ситуациях (примерах).

2-й вопрос должен быть проанализирован также на материале не менее 4-х (по выбору студента) из нижеперечисленных рубрик:

- как защититься от мошенников;

- вы и государство. Правила безопасного диалога;

- терроризм – угроза ХХ1 в.

- выживание в толпе;

- как обезопасить свое жилище от злоумышленников;

- безопасность на улице;

- безопасность детей;

- как защититься от сексуальных посягательств.

При раскрытии содержания 1-го и 2-го вопросов темы необходимо дать характеристику общих закономерностей и угроз, проистекающих из социальных факторов риска, сформулировать общие правила поведения человека в условиях этих факторов и перечислить основные способы защиты от них.

3-й вопрос данной темы может быть раскрыт в форме изложения собственных или заимствованных из литературы (серии «Игровые методы обучения»), методических разработок открытых занятий (уроков) с воспитанниками ДОУ (учащимися школ) либо обзоров возможных методических форм (урочных или внеурочных) работы с детьми в рамках образовательных учреждений по данной проблематике.

Литература:

1. Э.Бэскинд. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1995.

2. А.Гостюшин. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: «Зеркало», 1994.

3. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]

4. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.

5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность/ Гл. ред. В.А.Володин. –М.: Аванта +, 2001.

 

Вариант № 8. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).

План:

1. Классификация ЧС по причинам возникновения.

2. Защита людей в ЧС, порожденных природными стихийными бедствиями.

3. ЧС техногенного происхождения и БЖД.

4. Обеспечение безопасности в ЧС антропогенного характера.

5. Оказание помощи людям в ЧС социально-политического происхождения.

6. Общие принципы оповещения и защиты людей в ЧС.

Методические рекомендации:

При написании контрольной работы по данной теме необходимо широко использовать материалы печатных средств массовой информации и поквартальные обзоры-хроники ЧС техногенного происхождения, содержащиеся в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Общие подходы к изложению вопросов темы имеются в учебных пособиях И.К.Торопова и В.А.Алексеенко, И.Ю.Матасовой.

Литература:

  1. В.А.Алексеенко, И.Ю. Матасова. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  2. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64; 2005, № 1, с.60-64.
  3. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.
  4. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность/ Гл. ред. В.А.Володин. – М.:Аванта +, 2001.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Раздел 1, тема 1:

  1. Ксенобиотики и химическая безопасность в повседневной жизни.
  2. Факторы бытового риска и безопасность жизнедеятельности.
  3. Электробезопасность и электротравмы.
  4. Шум как фактор бытового риска.
  5. Персональный компьютер и здоровье.

Литература:

  1. А.Д.Дмитриев. Экология и здоровье человека. – Чебоксары, 1999.
  2. Е.И.Кальченко и др. Гигиеническое обучение и воспитание в школе (гигиена, экология, здоровье). – Чебоксары, 1993.
  3. В.Мошкин, Е.Колтыгина. Химическая безопасность в повседневной жизни.// Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2003, № 9, с. 13-16, № 10, с. 10-13; 2004, № 1, с.60-64; 2005, № 1, с.60-64.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.
  5. И.А.Родионов. Глобальные проблемы человечества. – М., 1994.
  6. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]
  7. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2003, №№ 9, 10; 2004, № 1, с. 60-64, № 6, с. 61, № 7, с. 56, № 8, с. 56, № 9, с. 61; 2005, № 1, с.60-64.
  8. Е.И.Кальченко и др. Гигиеническое обучение и воспитание в школе (гигиена, экология, здоровье). – Чебоксары, 1993.
  9. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.
  10. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]
  11. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.
  12. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность/ Гл. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.

 

Раздел 2, тема 1:

1. Основные направления по воспитанию здорового образа жизни в детском возрасте.

2. Молодёжь и курение.

3. Дети, подростки и алкоголь.

4. Физическая активность и полноценное питание – важнейшие компоненты ЗОЖ.

5. Влияние алкоголя, табака и наркотиков на организм подростков.

6. Стресс и здоровье.

7. Наркомания – опаснейший недуг.

Литература:

  1. В.А.Алексеенко, И.Ю. Матасова. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Ростов на/Д: «Феникс», 2001.
  2. А.Данилин, И.Данилина. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф, 2001.
  3. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64, № 8, с. 38, № 9, с.43; 2005, № 1, с.60-64.
  4. В.Ф.Матвеев, А.Л.Гройсман. Профилактика вредных привычек у школьников. Кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1987.
  5. Л.А.Николаев, Д.Л.Николаев. Профилактика наркоманий и сопутствующих заболеваний. – Минск, «Вышэйная школа», 2002.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.
  7. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических пособий. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2004.
  8. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей./ Под научн. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. – СПб.: Изд.-во «Образование – Культура», 2002.
  9. .Карнеги. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Мн.: ООО «СЛК», 1996.
  10. Н.Козлов. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.- М.: Новая школа, 1996.
  11. В.В.Марков. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: АСАDЕМIА, 2001.
  12. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»]
  13. Джини Г.Скотт. Способы разрешения конфликтов. Вып.2.- ГИИМ.- Киев.: Издательское общество «Верзилин и К, ЛТД», 1991.
  14. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64; 2005, № 1, с.60-64.
  15. Как мужчине оставаться молодым./ Пер.с англ. В.Юрина. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 1998.
  16. В.В.Марков. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: АСАDЕМIА, 2001.
  17. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений (М.П.Фролов и др/ Под ред.Ю.Л.Воробьева – М.: ООО «Изд.-во Астрель»: ООО «Изд.-во АСТ», 2003.
  18. С.В.Титов, Г.И.Шабаева. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –М.: ТЦ (Творческий Центр) Сфера, 2003. [из серии «Игровые методы обучения»].

 

Раздел 3, тема 1:

  1. Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах.
  2. Сердечно-сосудистые заболевания. Оценка состояния и первая помощь без лекарств.
  3. Первая доврачебная помощь при попадании инородных тел в ухо, глаз, дыхательные пути, пищевод.
  4. Первая медицинская помощь при обморожении и переохлаждении.
  5. Личная гигиена детей и предупреждение инфекционных заболеваний.

Литература:

1. А.Бетанин. Энциклопедия экстремальных ситуаций.

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Здоровье».

4. А.П.Чабовская и др. Основы гигиены и основы педиатрии детей дошкольного возраста. – М., 1987.

5. Г.В. Спокойно, Я.Б. Промберг. Азбука Здоровья: Популярная медицинская энциклопедия.

6. Это должен знать и уметь каждый (памятка для населения). – М: Воениздат, 1984.

7. Баиров Г.А. Детская травматология. – СПб.: Питер, 2000.

8. Здоровье детей. Полная энциклопедия / сост. Мигалкина И.С. – СПб.: Весь, 2002.- 256 с.

1. Организация и оказание медицинской помощи в ЧС.

2. Медицинская характеристика катастроф.

3. Медицинская защита населения в ЧС и очагах поражения.

4. Действия населения при стихийных бедствиях и опасных природных явлениях.

Литература:

1. В.А.Алексеенко, И.Ю. Матасова. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

2. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2004, № 1, с. 60-64; 2005, № 1, с.60-64.

3. И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, 1992.

4. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность/ Гл. ред. В.А.Володин. – М.:Аванта +, 2001.

 

Раздел 4, тема 1:

1. Безопасность в туристическом походе.

2. Выживание в условиях автономного существования.

3. Экстрим и безопасность.

Литература:

1.Астафьев В.И. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

2. А. Бетанин. Энциклопедия экстремальных ситуаций.

3. А. Гостюшин. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: «Зеркало», 1994.

4. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность / Гл. ред. В.А.Володин.– М.: Аванта +, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: