Тема 3.1. Проблемы рационального природопользования и охраны
окружающей среды
I.Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение понятию «природные ресурсы» и выделить виды природопользования.
2. Составить хронологическую таблицу исторических этапов взаимодействия общества и природы.
3. Создать список последствий негативного воздействия антропогенного фактора на окружающую среду (отходы, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди и т.п.).
II.План семинарского занятия
1. Экологический кризис и экологическая катастрофа: тенденции и прогнозы.
2. «Законы» экологии Барри Коммонера и законы взаимодействия общества и природы Ю.Н. Куражковского.
3. Принципы и методы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Освоение этой темы предполагает анализ таких процессов и явлений как экологический кризис, экологическая катастрофа, рациональное природопользование, охрана окружающей среды. Важно выяснить, что в процессе исторического взаимодействия общества и природу, человек расширил масштабы и виды природопользования, что негативно повлияло на запас природных ресурсов. Находясь в экологическом кризисе, человеку ничего не остается делать, как рационально использовать и охранять природные ресурсы, о чем убедительно свидетельствуют «законы» экологии Б. Коммонера и Ю.Н. Куражковского.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –С. 106-127.
2. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.417-425.
3. Щукин, И. А. Экология для студентов вузов / И. А. Щукин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С.134-171.
Дополнительная литература
1. Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». – М., 1995.
2. Закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха». – М., 1999.
3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». – М., 2002.
4. Коммонер, Б. Замыкающий круг / Б. Коммонер. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280 с.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем отличие экологического кризиса от экологической катастрофы?
2. В чем смысл функционирования системы «человек-природа»?
3. К чему призывал Б. Коммонер?
4. Что такое рациональное природопользование?
5. В чем смысл охраны природы?
Тема 3.2. Механизмы оптимизации функционирования
природно-промышленных систем
I.Задания для самостоятельной работы
1. Изучить государственные юридические документы, регламентирующие экологическую экспертизу и контроль.
2. Ознакомиться с административными мерами и механизмами оптимизации функционирования природно-промышленных систем.
3. Создать список системы государственных стандартов в области охраны окружающей среды.
II.План семинарского занятия
1. Классификация и характеристика основных источников загрязнения окружающей среды. Виды техногенных загрязнителей.
2. Мониторинг окружающей среды. Механизмы оптимизации рационального природопользования.
3. Экологическое право как источник решения экологических проблем.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При изучении этой темы необходимо выяснить, что загрязнение окружающей среды привело к некоторым негативным процессам (деградация почвенного, растительного покрова, животного мира, образование смога и т.п.), которые способны обусловить экологическую катастрофу. Основными источниками загрязнения окружающей среды выступают: топливно-энергетический комплекс, металлургическое производство, ЖКХ, техногенные аварии транспорт, производственные отходы, бытовые отходы, и т.п. К техногенным загрязнителям можно отнести - углекислый газ, сернистый газ, ртуть, нефть, удобрения и пестициды и т.п. Важно понять, что для оптимизации функционирования природно-промышленных систем используют ряд механизмов (административная, уголовная ответственность, экономические санкции и т.п.) и методов (экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и т.п.).
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – С. 448-463.
2. Щукин, И. А. Экология для студентов вузов / И. А. Щукин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С.171-208.
Дополнительная литература
1. О недрах: федер. закон № 2395-1 ФЗ от 21.02.1992 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
2. Об экологической экспертизе: федер. закон № 174 ФЗ от 23.11.1995 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
3. О животном мире: федер. закон № 52 ФЗ от 24.04.1995 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
4. Об охране атмосферного воздуха: федер. закон № 96 ФЗ от 04.05.1999 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
5. Об охране окружающей среды: федер. закон № 7 ФЗ от 10.01.2002 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
6. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 167 ФЗ от 16.11.1995 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
7. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон № 22 ФЗ от 29.01.1997 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
8. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 136 ФЗ от 25.10.2001 по состоянию на 04.06.2012. - Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
9. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –С. 137 – 167, 198-221.
10. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С.502-524.
11. Степановских, А. С. Экология: Учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.652-676.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие существуют источники экологического загрязнения?
2. Что такое химические загрязнители, и какие они бывают?
3. Что такое экологический мониторинг?
4. Ч то такое экологическая экспертиза?
5. Что регламентирует экологическое право?
Тема 3.3. Социокультурные аспекты экологических проблем
I.Задания для самостоятельной работы
1. Написать контрольную работу на тему: «Проблемы взаимодействия общества и природы, искусственных и естественных экосистем».
2. Описать проблемы социальной экологии и указать ее методы.
3. Написать тезисы по экологической проблематике, затронутой в учениях русских философов (Ф. Федоров, К. Циолковский, В.Соловьев и др.).
II.План семинарского занятия
1. Виды социокультурных причин экологического кризиса.
2. Экология и культура.
3. Экологические проблемы и их этический аспект.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Изучение этой темы следует начать с выяснения социокультурных причин экологического кризиса, к которым можно отнести религиозные, культурные, классово-социальные и др. причины. Важно выявить отношение к окружающей среде в разных культурах восточной и западной цивилизаций, а также в процессе исторического развития человечества. Результативным шагом изучения этой темы является ознакомление с экологическими положениями отечественной и зарубежной философии, экологическим искусством, с этическими сторонами экологических проблем.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – С. 196-313.
2. Мамонтов, А. С. Культурология / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Гардарика, 2005. – 335 с.
Дополнительная литература
1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –С. 290-310.
2. Горелов, А. А. Экология / А. А. Горелов. – М.: Центр, 2001. – С.200-221, 222-240, 243-260, 293-300.
3. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 538-549.
4. Небел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир / Б. Небел. – М.: Мир, 1993. – 750 с.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как социум влияет на экологический кризис?
2. Носит ли экологический кризис этический характер?
3. Как соотносятся охрана окружающей среды и культура?
4. Что такое коэволюция?
5. В чем заключается смысл философии русских космистов (Ф. Федоров, К. Циолковский)?
Тема 3.4. Тенденции решения экологических проблем в мире и
нашей стране
I.Задания для самостоятельной работы
1. Изучить прогностические модели будущего экологического развития мира.
2. Узнать о приоритетных мировых объектах охраны окружающей среды.
3. Написать доклад на тему: «Экоцентрическое мировоззрение как условие решения экологических проблем».
II.План семинарского занятия
1. Перспективы развития взаимоотношений человека и природы.
2. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
3. Экологическое будущее России
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При изучении данной темы необходимо понять, что экологические проблемы имеют международное значение, поскольку в равной мере затрагивают все страны и народы. Важно отметить, что прогностические модели будущего экологического развития мира не утешительны (материалы деятельности «Римского клуба» - Д. Медоуза, М. Месеровича, Э. Пестеля, Э. Ласло и др.). Следует уяснить, что в настоящие время предпринимаются попытки решить экологические проблемы на уровне ООН. Под эгидой ООН были выделены приоритетные объекты охраны окружающей среды (космос, мировой океан, Антарктида, атмосферный воздух и т.п.), намечены пути дальнейшего междугородного сотрудничества, нашедшие свое отражение в соответствующих документах (документы «Стокгольмской конференции»(1972г.), Всемирная хартия природы (1982г.), документы конференции в г. Рио-де-Жанейро (1992г.), документы саммита «Рио + 10», принятые в Йоханнесбурге (2002г.).
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – С.577-579.
2. Щукин, И. А. Экология для студентов вузов / И. А. Щукин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С.208-215.
Дополнительная литература
1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.250-289.
2. Будыко, М. И. Глобальная экология / М. И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. – 327 с.
3. Горелов, А. А. Экология / А. А. Горелов. – М.: Центр, 2001. – С.263-282, 287-293.
4. Коробкин, В. И. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С.550-557.
5. Программа действий. «Повестка дня на 21 – й век» и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. – М.: Цент, 1993. – 70 с.
6. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М.: «Россия молодая», 1992. – 365 с.
7. Степановских, А. С. Экология: Учебник для вузов / А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.624-651.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему экологические проблемы носят международный характер?
2. Какие международные конференции были посвящены охране окружающей среды?
3. Какое будущее в контексте экологии ожидает Россию и мир в целом?
4. Какие организации на уровне ООН занимаются экологической проблематикой?
5. Что является приоритетными природными объектами экологической защиты?