I. Задания для самостоятельной работы




Ростовский филиал

 

Кафедра экономической теории

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

(протокол от 28 декабря 2005 г. № 5)

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии

(таможне)»

 

Форма обучения: очная

 

Ростов-на-Дону


 

Автор-составитель:

Г.В. Пайда., кандидат экономических наук, доцент,

Ответственный за выпуск

В.И. Панченко, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой

экономической теории Ростовского филиала РТА

Рецензенты:

Т.Н. Неровня, доктор экономических наук, профессор

В.М. Зепалов, кандидат экономических наук, профессор РГУ

© РИО Ростовского филиала РТА, 2006
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия   Самостоятель-ная работа  
Лекции   Семинары  
  Основные этапы развития экономической науки: экономические учения Древнего Востока, античного мира, средневековья        
  Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства        
  Формирование основных направлений современной истории экономической мысли        
  Послевоенные экономические теории        
  Экономическая мысль в России        
Итого за семестр 90 18 16 56
Зачет        

 


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

 

 

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: ойкономия (Ксенофонт), «идеальное» государство (Платон), законы товарного обмена (Аристотель), экономика и хрематистика (Аристотель), «справедливая» цена (Фома Аквинский). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Аристотель: что лежит в основе обмена?»[1]. Продолжительность доклада – 10 мин.

3. Составить конспект фрагмента из работы Аристотеля «Политика», который содержится в источнике № 1 списка дополнительной литературы (ДЛ) на стр. 296 – 303.

II. План семинарского занятия

1. Предмет и метод истории экономических учений.

2. Экономическая мысль Древней Азии, Китая, Индии.

3. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

4. Экономические идеи Древнего Рима.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

Семинарскому занятию

Для выполнения заданий на самостоятельную работу следует обратиться, прежде всего, к изучению источника № 4 в списке основной литературы (ОЛ). В нем содержится наиболее полное изложение взглядов мыслителей Древнего мира и Средневековья на проблемы экономического развития их времени. Можно также воспользоваться источником № 2 и 3 ОЛ.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. – Гл. 1.

2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 1.

3. История экономических учений / Под. ред. Автономова В. и др. - М., 2003. – Гл. 1, 2.

4. Реуэль А.Л. История экономических учений. – М., 1972. – Гл. 1-2,

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 1-3.

Дополнительная литература:

1. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996.

3. Аристотель. Политика. – М.: Мысль, 1997. – С. 44-52.

 

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: меркантилизм, активный торговый баланс (Т. Мэн), нормальные (пропорциональные) цены (П.Буагильбер), чистый продукт (Ф.Кенэ), экономическая таблица (Ф.Кенэ), «Невидимая рука провидения» (А.Смит). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Ф.Кенэ – глава школы французских физиократов».

3. Составить конспекты фрагментов работ Т. Мэна «Богатство Англии во внешней торговли», Ф.Кенэ «Зерно» и А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые содержатся в источнике № 6-ОЛ.

II. План семинарского занятия

1. Основные экономические идеи представителей раннего социализма.

2. Общая характеристика меркантилизма. Меркантилизм в Англии и во Франции.

3. Экономические взгляды французских физиократов.

4. Экономическое учение А. Смита.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

Семинарскому занятию

При изучении данной темы следует обратить внимание на принципиальную разницу объяснений источников общественного богатства между меркантилистами, с одной стороны, и физиократами и представителями английской классической политической экономии – с другой. Необходимо уяснить, что одной из главных заслуг экономистов-классиков (В. Петти, А.Смит и Д. Рикардо) является перенос акцента теоретических исследований из сферы обращения в сферу материального производства. При подготовке доклада по теме следует воспользоваться материалом источника № 1-ОЛ.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. – Гл. 2, 4, 7, 8, 9, 10, 17, 18.

2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. – Ростов-на-Дону, 1999. – Темы 2, 3, 5.

3. История экономических учений / Под. ред. Автономова В. и др. – М., 2003. – Гл. 2, 3, 4.

4. Реуэль А.Л. История экономических учений. – М., 1972. – Гл. 3, 4, 8.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 4, 5, 6, 7, 8.

6. Экономическая теория. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 7 – 27.

Дополнительная литература:

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.

2. История экономических учений / Под ред. Шмарловской Г.А. и др. – Минск, 2000.

3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996.

4. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. – Т. 1. – М., 1991. – С. 83-97.

 

Тема 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: материалистическое понимание истории (К. Маркс), прибавочная стоимость (К. Маркс), предельная полезность (К. Менгер), модель частичного равновесия (А. Маршалл), совокупный эффективный спрос (Д. Кейнс). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Д. Кейнс – архитектор макроэкономики».

3. Составить конспект фрагментов следующих произведений: 1) К.Маркс «Капитал» Т.1. Послесловие ко второму изданию; 2) К.Маркс «Капитал» Т.1. Отдел 7. – Гл. 24 – содержатся в источнике № 3-ОЛ; 3) О. Бем-Баверк «Основы теории ценности хозяйственных благ»; 4) Д. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» – содержатся в источнике № 8-ОЛ.

II. План семинарского занятия

1. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Теория прибавочной стоимости – краеугольный камень марксистского экономического учения.

2. Теория предельной полезности или маржинализм в интерпретации К. Менгера, О. Бем-Баверка и Ф. Визера.

3. Основные экономические идеи главы Кембриджской школы А. Маршалла.

4. Кейнсианство как теория и практика государственного регулирования рыночной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: