Ростовский филиал
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
(протокол от 28 декабря 2005 г. № 5)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии
(таможне)»
Форма обучения: очная
Ростов-на-Дону
Автор-составитель:
Г.В. Пайда., кандидат экономических наук, доцент,
Ответственный за выпуск
В.И. Панченко, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой
экономической теории Ростовского филиала РТА
Рецензенты:
Т.Н. Неровня, доктор экономических наук, профессор
В.М. Зепалов, кандидат экономических наук, профессор РГУ
© РИО Ростовского филиала РТА, 2006
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Основные этапы развития экономической науки: экономические учения Древнего Востока, античного мира, средневековья | |||||
Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства | |||||
Формирование основных направлений современной истории экономической мысли | |||||
Послевоенные экономические теории | |||||
Экономическая мысль в России | |||||
Итого за семестр | 90 | 18 | 16 | 56 | |
Зачет |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: ойкономия (Ксенофонт), «идеальное» государство (Платон), законы товарного обмена (Аристотель), экономика и хрематистика (Аристотель), «справедливая» цена (Фома Аквинский). Представить их в письменном виде.
2. Подготовить доклад на тему: «Аристотель: что лежит в основе обмена?»[1]. Продолжительность доклада – 10 мин.
3. Составить конспект фрагмента из работы Аристотеля «Политика», который содержится в источнике № 1 списка дополнительной литературы (ДЛ) на стр. 296 – 303.
II. План семинарского занятия
1. Предмет и метод истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древней Азии, Китая, Индии.
3. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
4. Экономические идеи Древнего Рима.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
Семинарскому занятию
Для выполнения заданий на самостоятельную работу следует обратиться, прежде всего, к изучению источника № 4 в списке основной литературы (ОЛ). В нем содержится наиболее полное изложение взглядов мыслителей Древнего мира и Средневековья на проблемы экономического развития их времени. Можно также воспользоваться источником № 2 и 3 ОЛ.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. – Гл. 1.
2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 1.
3. История экономических учений / Под. ред. Автономова В. и др. - М., 2003. – Гл. 1, 2.
4. Реуэль А.Л. История экономических учений. – М., 1972. – Гл. 1-2,
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 1-3.
Дополнительная литература:
1. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. - Ростов-на-Дону, 1999.
2. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996.
3. Аристотель. Политика. – М.: Мысль, 1997. – С. 44-52.
Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: меркантилизм, активный торговый баланс (Т. Мэн), нормальные (пропорциональные) цены (П.Буагильбер), чистый продукт (Ф.Кенэ), экономическая таблица (Ф.Кенэ), «Невидимая рука провидения» (А.Смит). Представить их в письменном виде.
2. Подготовить доклад на тему: «Ф.Кенэ – глава школы французских физиократов».
3. Составить конспекты фрагментов работ Т. Мэна «Богатство Англии во внешней торговли», Ф.Кенэ «Зерно» и А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые содержатся в источнике № 6-ОЛ.
II. План семинарского занятия
1. Основные экономические идеи представителей раннего социализма.
2. Общая характеристика меркантилизма. Меркантилизм в Англии и во Франции.
3. Экономические взгляды французских физиократов.
4. Экономическое учение А. Смита.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
Семинарскому занятию
При изучении данной темы следует обратить внимание на принципиальную разницу объяснений источников общественного богатства между меркантилистами, с одной стороны, и физиократами и представителями английской классической политической экономии – с другой. Необходимо уяснить, что одной из главных заслуг экономистов-классиков (В. Петти, А.Смит и Д. Рикардо) является перенос акцента теоретических исследований из сферы обращения в сферу материального производства. При подготовке доклада по теме следует воспользоваться материалом источника № 1-ОЛ.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1985. – Гл. 2, 4, 7, 8, 9, 10, 17, 18.
2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. – Ростов-на-Дону, 1999. – Темы 2, 3, 5.
3. История экономических учений / Под. ред. Автономова В. и др. – М., 2003. – Гл. 2, 3, 4.
4. Реуэль А.Л. История экономических учений. – М., 1972. – Гл. 3, 4, 8.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М., 2004. – Гл. 4, 5, 6, 7, 8.
6. Экономическая теория. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 7 – 27.
Дополнительная литература:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
2. История экономических учений / Под ред. Шмарловской Г.А. и др. – Минск, 2000.
3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996.
4. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. – Т. 1. – М., 1991. – С. 83-97.
Тема 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: материалистическое понимание истории (К. Маркс), прибавочная стоимость (К. Маркс), предельная полезность (К. Менгер), модель частичного равновесия (А. Маршалл), совокупный эффективный спрос (Д. Кейнс). Представить их в письменном виде.
2. Подготовить доклад на тему: «Д. Кейнс – архитектор макроэкономики».
3. Составить конспект фрагментов следующих произведений: 1) К.Маркс «Капитал» Т.1. Послесловие ко второму изданию; 2) К.Маркс «Капитал» Т.1. Отдел 7. – Гл. 24 – содержатся в источнике № 3-ОЛ; 3) О. Бем-Баверк «Основы теории ценности хозяйственных благ»; 4) Д. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» – содержатся в источнике № 8-ОЛ.
II. План семинарского занятия
1. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Теория прибавочной стоимости – краеугольный камень марксистского экономического учения.
2. Теория предельной полезности или маржинализм в интерпретации К. Менгера, О. Бем-Баверка и Ф. Визера.
3. Основные экономические идеи главы Кембриджской школы А. Маршалла.
4. Кейнсианство как теория и практика государственного регулирования рыночной экономики.