Источники норм административного права (вопрос № 14 по списку вопросов)




Лекция № 12

По административному праву для студентов группы

Пз20-09 на 15 октября 2020 г.

Реализация норм административного права (вопрос № 13 по списку вопросов)

Реализация норм административного права – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах этой отрасли права. Известны две основные формы реализации норм административного права: исполнение и применение. Иногда к ним добавляют соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм – точное следование субъектов регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, предписываемым нормами права. В исполнении требований норм участвуют все субъекты управленческих отношений. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка в сфере государственного управления.

Применение – деятельность государственной администрации и ее должностных лиц, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных управленческих дел и споров. Применение выражается в издании полномочным субъектом индивидуального правового акта управления (например, приказа о назначении на должность, решения по жалобе, постановления по делу об административном правонарушении).

Что касается соблюдения норм административного права как самостоятельной формы их реализации, связанной с воздержанием адресатов от действий, запрещенных нормами права, то по существу оно является конкретным выражением их исполнения.

Использование- это реализация прав, предоставленных участникам административных правовых отношений правовыми нормами. Фактически ее можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

Лекция № 13

Источники норм административного права (вопрос № 14 по списку вопросов)

Юридические нормы включаются в нормативные правовые акты (акты государственных и муниципальных органов), которые являются источниками права. В зависимости от юридической силы все источники административного права можно классифицировать на несколько групп:

1) Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Федерального Собрания, законы субъектов);

2) акты Президента РФ (указы);

3) подзаконные акты- акты государственной администрации (постановления Правительства РФ, приказы, постановления, указания федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ);

4) акты муниципальных органов (по вопросам административного принуждения, охраны общественного порядка);

5) публичные договоры (международные договоры РФ, федеральные договоры РФ с ее субъектами, административные договоры, которые заключаются между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ);

6) акты правосудия, которые признают неконституционными или незаконными действующие нормы, а также обязательные для судов низших инстанций;

7) административные обыкновения – это локальные нормы, определяющие правила поведения в отдельных государственных организациях. Они не закреплены актом государственной администрации и являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения обязанностей между служащим, существующим порядком визирования документов).

Все действующие источники административного права образуют целостную, не самоуправляемую систему, изменить которую могут субъекты, которые принимают нормативные правовые акты, содержащие административно-правовые нормы.

Особенности системы источников административного права:

1)нормыадминистративного права содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах (в отличие, например, от гражданского права);

2) эти источники могут принимать не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ (в отличие от гражданского, уголовного права);

3) многообразие источников по юридической силе и по субъектам, которые их принимают (в отличие от источников уголовного права);

4) огромный массив источников;

5) изменчивость, мобильность системы источников, которая определяется реформами, осуществляемыми в стране;

6) источники не систематизированы. Нет единого административного кодекса. И его невозможно создать ввиду того, что ни один кодекс не может вместить такое огромное количество норм и полная кодификация административного права противоречит предписаниям ст. 72 Конституции, в которой определено, что административное право является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Тексты актов публикуются в таких официальных изданиях, как Собрание законодательства РФ, Российская газета, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетени Верховного Суда РФ, Вестник Конституционного Суда РФ. Многие федеральные органы исполнительной власти издают свои вестники и бюллетени.

Акты субъектов РФ публикуются в одной из газет, издаваемых на территории субъекта, в Собрании законодательства или ином журнальном издании, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта РФ.

 

Задания

1) Назовите основные формы реализации норм административного права.

2) Какие вы знаете федеральные конституционные законы (ФКЗ) и кодексы, являющиеся источниками административного права?

3) Назовите особенности системы административно –правовых норм.

4) Тесты

Тест № 1

Одним из видов административных договоров является:

А) договор найма жилого помещения;

Б) трудовой договор;

В) договор купли-продажи;

Г) контракт о прохождении государственной службы;

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: