Развитие моторики: занятия физкультурой




Трудности аутичного ребенка, в том числе и его обучения, во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределе­нием психофизического тонуса. Такому ребенку необходимы специальные занятия по моторному развитию или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. В игровой комнате, поэтому всегда имеются спортивный комплекс, горка, мячи разных размеров, мо­гут быть использованы и специальные спортивные снаряды.

Тренер, который работает с ребенком, может подобрать упраж­нения в соответствии с его индивидуальными проблемами: гипер- или гипотонусом, недостаточной координацией движений, неуме­нием держать равновесие и т.п. Однако в случае РДА основной целью занятий по моторному развитию становится формирование способности ребенка к произвольной организации движений собствен­ного тела. Мы видим большую разницу в моторных возможностях аутичного ребенка при непроизвольном движении и в упражне­нии, когда необходимо сознательное управление движениями сво­его тела. Помочь ему развить эту способность можно с помощью четырех основных приемов, которые мы используем, как вы уви­дите в дальнейшем, и в работе по развитию любой интеллектуаль­ной функции:

— во-первых, это четкое планирование и постепенное форми­рование стереотипа спортивного занятия (т. е. ребенок сначала ка­тается с горки, потом учится попадать мячом в цель и т.д., зная при этом время или количество упражнений каждого вида);

— во-вторых, каждое упражнение обыгрывается, привязывается по возможности к интересам и пристрастиям ребенка. Так, напри­мер, его влечение к темноте можно использовать, чтобы заставить проползти через специальный матерчатый туннель; пристрастие к счету, цифрам реализуется в начислении баллов за каждое задание по специальной шкале, которую может придумать сам ребенок, а интерес к перечислению знакомых остановок, станций метро мо­жет помочь переводить его от одного упражнения, одного спортив­ного снаряда к другому: «Приехали на новую станцию»;

— в-третьих, занятие легче проводить, когда все его элементы связаны единым сюжетом, например разыгрывается «путешест­вие» или «спортивное соревнование»;

— в-четвертых, такой понятный прием, как правильно выбран­ное положительное подкрепление: «честно заработанное» яблоко или печенье; «баллы» или «очки»; «победа» над воображаемым со­перником (роль которого может исполнять игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение тренера, мамы — из этого мы выбираем наиболее значимое для ребенка.

Аутичному ребенку, как и любому другому, необходимы посто­янные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения. В связи с этим роди­тели, выбирая вид спортивных занятий, должны учитывать трудности ребенка во взаимодействии с детьми и в выполнении слож­ной последовательности произвольных движений. Поэтому для начала стоит выбрать такие упражнения, как бег, лыжи, силовые элементы (отжимания и т.п.). Очень хорошо, если ребенок получит возможность посещать бассейн вместе с родителями или занимать­ся в бассейне в маленькой группе под руководством тренера, учи­тывающего его сложности. В младшем подростковом возрасте тех ребят, которые уже имеют некоторую физическую подготовку, можно учить играть в футбол (конечно, начиная в небольшой ком­пании знакомых детей и взрослых), отрабатывая при этом навыки группового взаимодействия.

Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике аутичного ребенка. Здесь мы также видим необыкновенную ловкость непроизвольных дви­жений, когда, например, 2-3-летний малыш быстрей аккуратно перелистывает страницы книжки, а дети постарше ловко собирают сложные узоры из пазлов или делают машины из мелкого конст­руктора. Но тот же ребенок становится удивительно неловким, когда надо сделать что-то по просьбе взрослого. Если мы пытаемся чему-то научить аутичного ребенка, например, начинаем занимать­ся рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка полу­чается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что он не может самостоятельно скатать шарик или колбаску и т.п. Поэтому основная наша помощь ребенку состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т.е. попросту мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и рисуем или пишем, поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т.п.

Этот вид помощи будет наиболее адекватным и из-за характер­ных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточе­ния, которые в начале занятий делают чаще всего невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальней­шем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка, и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть руки, не водим рукой, а, например, только поддерживаем локоть.

Иногда в процессе отработки графических навыков ребенку уже не нужна физическая поддержка, но он требует, чтобы его локоть держали или просто дотронулись до него для того, чтобы он мог «включиться» и начать выполнять задание.

Желательно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику и специ­альные игры для пальчиков, лепку, рисование, вырезание из бума­ги и аппликацию, нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др. Естественно, что при этом мы учи­тываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или ножни­цы, если он расторможен, возбужден или агрессивен, не работаем пластилином и красками, если он все тянет в рот.

Необходимо выпол­нить следующие условия, чтобы занятия были результативными:

— всегда сначала ориентируемся на интересы и пристрастия ре­бенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем. Например, рисуем «дорогу, по которой доктор Айболит идет к своим зверям», когда учим проводить прямую линию, и «следы Айболита на дороге», когда отрабатываем примакивания кисточкой. С мальчиком, у которого было особое пристрастие к деревьям, мы начинали с рисования и лепки его любимых дубов, перешли затем и к изображению других пород деревьев, составле­нию их каталога;

— по возможности используем сюжетный комментарий, что по­могает более длительно удерживать внимание ребенка на задании. Например, мама одного ребенка специальные упражнения для пальчиков сопровождала сказкой о том, как «пальчики вышли из домика, открыв замок (при этом ребенок с маминой помощью де­лал «домик» и «замок» из пальчиков), пошли по дорожке к реке и сели в лодку (вместе с мамой делал лодочку из пальцев)» и т.д.;

— обязательно эмоционально поощряем ребенка, говорим, что с каждым разом у него получается все лучше, ставим работу «на выс­тавку, чтобы все полюбовались», или дарим маме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: