Роль судебного экономического эксперта в обеспечении экономической безопасности




Олейник Елизавета

Гр. 3753801/80402

Роль судебного экономического эксперта в обеспечении экономической безопасности

Экономическая преступность и связанная с ней криминализация экономических отношений в России превратились в явления, представляющие одну из главных угроз национальной безопасности. Это обусловлено прежде всего их масштабами, о которых свидетельствует тот факт, что совокупный материальный ущерб от преступлений, совершаемых в сфере экономики, намного выше потерь от других видов правонарушений. Перечень субъектов и специальных инструментов противодействия криминализации вообще и в сфере экономики, в частности, достаточно широк, однако, несомненно, особое место занимают судебные экономические эксперты.

Судебно-экономическая экспертиза — это отдельный класс экспертных исследований, объединенных спецификой предмета, задач, объектов и методов исследования, а также применяемых специальных знаний. При производстве судебно-экономических экспертиз используются знания ряда прикладных экономических наук, бухгалтерского учета, финансового анализа, знания о налогах и налогообложении, кредитовании, банковской деятельности и т. д.

Регулирование работы судебных экономических экспертов осуществляется в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Актуальность работы, проводимой судебными экономическими экспертами, как субъектами противодействия криминальным явлениям в экономике, обусловлена следующими факторами:

1. Тенденции развития экономической преступности свидетельствуют о значительном росте профессионализма криминальных субъектов, усложнении способов совершения преступлений и их сокрытия. Данный факт предопределяет необходимость использования специальных экспертных знаний в сфере экономики для противодействия преступности практически на всех стадиях данного процесса;

2. В настоящее время потенциал данного инструмента раскрыт далеко не полностью.

Были выявлены две основные тенденции развития и становления института экономической экспертизы в России.

1. Организационно-субъектная специализация, которая заключается в трансформации субъектного состава экспертов от частных, независимых лиц, проводящих экспертизы вне основной профессиональной деятельности, до сотрудников государственных правоохранительных органов и их специализированных экспертных подразделений, для которых проведение экспертиз является профессиональной обязанностью.

2. Организационно-функциональная специализация, которая заключается в трансформации счетно-финансовой экспертизы в экономическую с последующим выделением ее самостоятельных видов: бухгалтерская, налоговая, финансово-аналитическая и финансово-кредитная.

Пределы компетенции эксперта-экономиста очерчиваются предметом класса судебно-экономических экспертиз, определяющим совокупность задач, которые могут ими разрешаться. В рамках судебно-экономической экспертизы не могут разрешаться правовые, справочные и ревизионные вопросы.

Объектами исследования в рамках судебно-экономической экспертизы являются содержащиеся в материалах уголовного дела материальные (бумажные) носители сведений, относящихся к предмету судебно-экономической экспертизы.

Объекты исследования судебно-экономической экспертизы подразделяются на следующие виды:

1. Первичные учетные документы отражают факт осуществления хозяйственной операции. Так, накладная, счет, счет-фактура отражают отгрузку товара, платежное поручение и выписка банка - факт оплаты по данной отгрузке товара и т.д. Данный вид объектов является самым востребованным в экспертной практике, что в ситуациях с достоверными регистрами учета не всегда представляется оправданным.

2. Иные первичные документы — это договоры и деловая переписка между хозяйствующими субъектами. Данный вид объектов исследования раскрывает содержание хозяйственных операций. Например, без договора зачастую невозможно установить такую важнейшую качественную характеристику операции, как наименование собственника товара, поскольку в первичных учетных документах может фигурировать только наименование агента. В то же время необходимо понимать вспомогательный характер данного вида объектов. Без предоставления учетной документации опираться на иные первичные документы нельзя, поскольку в данном случае у эксперта будет отсутствовать информация о совершении хозяйственных операций.

3. Регистры учета содержат уже агрегированную и систематизированную информацию о совокупности однородных хозяйственных операций за определенный период времени. В случае, если следователем не установлена их недостоверность, для оптимизации временных затрат следует опираться на данные регистров. В учетных регистрах также содержатся сведения о состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта.

4. Бухгалтерская отчетность организации содержит агрегированные сведения о совокупности совершенных за отчетный период хозяйственных операций, состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта на отчетную дату. Она используется, когда в задачу эксперта входит установление динамики какого-либо финансового показателя (группы показателей) либо установления соответствия порядка формирования той или иной строки отчетности требованиям законодательства.

5. Налоговые декларации содержат сведения о сформированных налоговых базах, примененных налоговых ставках и рассчитанных суммах налогов. В основном налоговые декларации используются при решении задач налоговой экспертизы, однако в ряде исключительных случаев информация о формировании налоговых баз может быть использована в ходе бухгалтерских, а также финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз.

6. Иные материалы уголовного дела — это материальные носители информации, закономерности формирования которой не входят в специальные знания эксперта-экономиста, которая, однако, вводится в экспертную задачу следователем в качестве исходных данных. В исчерпывающий перечень иных материалов уголовного дела, которые при выполнении надлежащих условий могут считаться специфическим видом объектов исследования, входят "черновые записи", протоколы допросов участников уголовного судопроизводства, заключения экспертов других специальностей. Акты проверок, ревизий, иные документы, формируемые специалистами-экономистами (заключения, обзоры, справки и т.д.), не могут являться объектами исследования судебно-экономической экспертизы. В рамках судебно-экономической экспертизы исследуется финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и ее отражение в различных системах учета, а не действия специалистов-экономистов по ее изучению.

Приобретение экономической преступностью характера профессиональной, с глубокой специализацией лиц, их совершающих, потребовала соответствующей профессионализации и специализации со стороны правоохранительных органов, представители которых нуждались в постоянной возможности обращения к специалистам, обладающим экспертными знаниями в соответствующей экономической сфере. Это и послужило поводом для создания института профессиональных экспертов со специализацией различных видов экономических экспертиз.

Все виды экономической экспертизы имеют общую методику (алгоритм действий эксперта при производстве экспертизы) экспертного исследования, объединены единым предметом, задачами и общностью изучаемых свойств и признаков объектов.

Общей задачей бухгалтерской экспертизы является исследование содержания записей бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Поскольку изучение учетной информации требуется при расследовании преступлений самых различных категорий, круг вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, достаточно широк.

Чаще всего бухгалтерская экспертиза назначается при установлении объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 145.1 ("Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат"), 159 ("Мошенничество"), 160 ("Присвоение или растрата"), 171 ("Незаконное предпринимательство"), 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"), 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"), 176 ("Незаконное получение кредита"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"), 199.2 ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"), 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК.

Налоговые экспертизы назначаются при расследовании налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрены ст. 198 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица"), 199 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента") УК.

Задачи налоговой экспертизы заключаются в исследовании исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов и условно делятся на два основных направления.

В первом направлении следователь не может выделить конкретные операции и вынужден формулировать вопрос следующим образом: в соответствии ли с требованиями налогового законодательства налогоплательщиком сформирована налоговая база по налогу за определенный период; если нет, то каков размер не исчисленного налога?

В рамках второго направления в формулировании задач налоговой экспертизы следователь выделяет идентификационные признаки интересующих его хозяйственных операций (возник ли у налогоплательщика объект налогообложения по налогу в результате совершения определенных операций (идентификационные признаки) или исполнения своих обязательств по тому или иному договору (идентификационные признаки); если возник, то как это повлияло на размер исчисленного налога).

Если способом совершения преступления послужили искажения учета, вопрос можно уточнить следующим образом: отражены ли в учете налогоплательщика соответствующие операции (идентификационные признаки); если нет, то как это повлияло на размер исчисленного налога.

Финансово-аналитические экспертизы назначаются при расследовании и судебном производстве по целому ряду преступлений: криминальным банкротствам (ст. 195-197 УК), мошенничеству (ст. 159 УК), злоупотреблению полномочиями (ст. 201 УК) и др. Также проведение подобных экспертиз востребовано в арбитражном судопроизводстве при разбирательстве дел, связанных с банкротством хозяйствующих субъектов.

При производстве финансово-аналитической экспертизы устанавливается общее изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта, а также оценивается степень влияния на данное изменение конкретных экономических факторов, в том числе вызванных управленческими решениями, хозяйственными и учетными операциями.

Финансово-кредитные экспертизы назначаются при расследовании преступлений, ответственность за которые предусмотрены ст. 176 УК "Незаконное получение кредита", а также ст. 159 ("Мошенничество") и 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК.

При производстве финансово-кредитной экспертизы экспертом исследуется динамика кредитоспособности хозяйствующего субъекта и определяется соответствие формирования того или иного показателя в учетных документах, предоставленных кредитору, требованиям законодательства.

Противодействие криминальным явлениям в данном случае необходимо рассматривать именно в контексте обеспечения экономической безопасности страны. Таким образом, при сопоставлении функций работы судебных экономических экспертов, как субъектов противодействия криминальным явлениям в экономике и задач, стоящих перед системой обеспечения экономической безопасности страны, место экономических экспертов в системе обеспечения экономической безопасности определяется как сопровождения правоохранительной деятельности органов внутренних дел, позволяющий выявить, предупредить, предотвратить, оценить (идентифицировать источник возникновения, степень опасности, объект деструктивного воздействия, величину ущерба от угрозы и др.) конкретные (реальные и потенциальные) формы проявления такой угрозы экономической безопасности, как криминальные явления в сфере экономики, а также оказать содействие в выборе меры противодействия им.

Сложность расследования преступлений в сфере экономики выдвигает повышенные требования к судебных экономических экспертам, надежность их выводов должна гарантироваться высокой квалификацией специалистов. Глубокое знание процессуальных норм, профессионализм в области ведения бухгалтерского учета, аудита, учета и отчетности обеспечивают эффективность экспертного исследования. Эти два аспекта не просто объединяются между собой в ходе проведения экономической экспертизы, а органически переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Перемены в экономической сфере нашего государства, проблемы, связанные с экономической безопасностью государства, закономерно повлекли за собой необходимость разработки новых частных методик расследования криминальных явлений. В связи с этим именно судебно-экономические экспертизы требуют своего дальнейшего совершенствования с привязкой к новым составам преступлений, закрепленным в Уголовном кодексе Российской Федерации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: