Общий комплекс упражнений.




Тема занятия: «Понятие артикуляционного аппарата. Скороговорки. Пословицы»

Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.

 

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!

 

 

Цель занятия — знания артикуляционного аппарата помогут сформировать правильное звукопроизношение у детей.

 

Артикуляцио́нный аппара́т — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса Носоглотка — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твёрдое небо.

Носовой ход — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Нёбная занавеска — задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

 

 

 

Если изучить эти картинки, то сразу станет понятно всем из чего состоит артикуляционный аппарат. Часто встречаются учащиеся у которых имеется нарушение звукопроизношения.

 

Активизация артикуляционного аппарата

Особый акцент в своей работе я делаю на активизацию речевой моторики. Для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряжения, скованности, с другой стороны, наоборот, от вялости, слабости.

В комплекс мероприятий входит:

- массаж артикуляционных и мимических мышц;

- гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

 

С помощью скороговорок и пословиц мы можем -совершенствовать работу артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти),

 

Система работы над правильным произношением состоит из двух этапов.

Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Её целесообразно проводить перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.

Как показывает опыт, дети дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

Для проведения артикуляционной гимнастики с учащимися предлагаются следующие тексты.

Общий комплекс упражнений.

«Улыбка», «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «и-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

В гости к нам пришёл слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

«Улыбка», «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

«Часики»

Друг за другом, друг за другом

Ходят стрелочки по кругу

Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

«Маятник»

Ходит маятник в часах:

Влево – тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

«Качели»

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

Комплекс для упражнений для свистящих звуков.

«Накажи непослушный язычок»

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля!»

«Блинчик»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

«Киска сердится»

Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко –

Поцарапать может киска!

«Горка»

Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается –

Вот какая горка получается!

«Загони мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

Комплекс для шипящих звуков.

«Чашечка»

Будешь пить с друзьями чай

Ты из чашки новой

Эту чашку показать

Ты сейчас пробуй!

«Вкусное варенье»

Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

Комплекс для сонорных звуков

«Грибок»

Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

«Маляр»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

 

Скороговорка

Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.. Используется она для тренировки дикции и произношения.

Современные детские скороговорки — это те же упражнения для развития речи, только кроме тренировки артикуляционного аппарата, здесь отрабатывается еще и темп речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: