ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ TED TALKS)




 

Симоненко А. В.,

 

обучающаяся 2-го курса Института филологии (с. п.)

ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»

 

Научный руководитель: асс. Радченко Т. А.

 

iskusstvo2712@mail.ru

 

 

Введение. Мы постоянно сталкиваемся с публичными выступлениями: мы выступаем сами и становимся свидетелями выступлений других людей. Любое публичное выступление предполагает наличие оратора и аудитории. Для того, чтобы вызвать интерес у публики и оказать на нее желаемое воздействие, оратор должен хорошо владеть искусством слова, правильно строить план выступления и структурировать речь. Соответственно, тема публичного выступления и определения специфики его композиции является актуальной для многих областей нашей жизни.

Целью данного исследования является выявление особенностей композиции публичного выступления.

Задачи исследования:

– дать краткую характеристику публичного выступления как формы речевой деятельности;

– дать определение понятия композиции в целом и композиции публичной речи;

– выявить и охарактеризовать элементы композиции публичного выступления;

– рассмотреть публичные выступления TED Talks с точки зрения композиционной организации;

– выявить и охарактеризовать особенности композиции публичных выступлений TED Talks, опираясь на материалы, размещенные на официальном сайте конференции TED и её YouTube канале.

В данном исследовании использованы следующие методы: эмпирический, описательный, теоретический, метод проведения аналогии и метод синтеза.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования были выявлены особенности композиции, характерные для реализованных в рамках конференции TED Talks публичных выступлений Learning a language? Speak it like you’re playing a video game Марианны Паскаль, 5 techniques to speak any language Сида Ефромовича и Breaking the language barrier Тима Донера на тему изучения иностранных языков. Нами были выбраны выступления, связанные этой темой, так как она является одной из наиболее актуальных в современном образовательном пространстве.

Рассматриваемые публичные выступления по цели являются информационными (содержат новую для слушателей информацию о способах повышения уровня знаний, совершенствования навыков говорения на иностранных языках и преодолении языкового барьера) и развлекательными (содержат в себе элементы юмористического характера), по стилю изложения – популярными (в выступлениях присутствуют повествовательные и объяснительные элементы, ориентированные на широкую аудиторию; ораторы используют разговорный стиль речи), по сфере применения – социально-бытовыми (имеют свободный план изложения – создается впечатление, что ораторы не придерживаются определенного плана, а оформляют свою речь в формате свободного рассуждения-повествования) и нацелены на поддержание общественной и профессиональной активности, а также формирование у аудитории познавательных и иных интересов в сфере изучения иностранных языков и приобретения разговорных навыков.

Т. к. задачей любого оратора является удержание внимания аудитории на протяжении презентации, длительность выступлений Марианны Паскаль, Сида Ефромовича и Тима Донера, составляет от шести до двадцати пяти минут.

Одним из требований к вступительной части публичного выступления является выдерживание паузы перед началом презентации. Ни один из трех спикеров, выступления которых были нами проанализированы, не придерживается данного правила. Отсюда можно сделать вывод, что эта особенность является характерной для всех выступлений данного формата, а также создает эффект неожиданности, который помогает оратору заинтересовать слушателей и привлечь их внимание, а, следовательно, выполняет контактоустанавливающую функцию.

Неотъемлемой частью любого публичного выступления является аргументация. При аргументации рекомендуется использовать не менее трех аргументов в поддержание выдвигаемой точки зрения. Этого принципа придерживаются вышеупомянутые выступающие на конференции TED.

В своих выступлениях Сид Ефромович и Тим Донер вовлекают аудиторию в процесс презентации посредством задавания вопросов и приглашения выполнить несложные задания, напрямую связанные с основной темой выступления.

Также, стоит отметить, что упомянутые ораторы, выступающие на тему изучения иностранных языков, практически не прибегают к использованию приемов, которые обычно помогают выступающим расположить к себе аудиторию, что компенсируется актуальностью выбранной темы.

Выводы. Таким образом, структура публичных выступлений формата конференции TED основывается на общепринятых принципах построения публичных выступлений, за исключением некоторых элементов, что выделяет выступления формата TED Talks как отдельный вид речевой деятельности.

Список литературы

  1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: [Учебник] / Г. В. Бороздина. – М.: Термика: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.

3. Pascal, M. Learning a language? Speak it like you’re playing a video game / M. Pascal [video]. – Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=Ge7c7otG2mk. (Access date: 26.03.2020).

4. Efromovich, S. 5 techniques to speak any language / S. Efromovich [video]. – Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=-WLHr1_EVtQ. (Access date: 31.03.2020).

5. Doner, T. Breaking the language barrier / T. Doner [video]. – Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=xNmf-G81Irs. (Access date: 10.04.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: