Создание внутреннего положения




Суть концепции «внутренней позиции»

Внутреннее положение школьника — это новая психологическая формация, которая формируется к концу дошкольного возраста и характеризует школьную зрелость ребенка.

В последние десятилетия российская система образования претерпела значительные изменения. Дошкольное детство насыщено специальными школьными атрибутами, а содержание и формы учебно-воспитательного процесса слились со школьной деятельностью, размывая границы между дошкольным и ранним школьным возрастом.

По словам Н.И. Гуткиной, жизнь в дошкольные годы привела к изменению общего уровня психологической готовности ребенка к школе. Многие первоклассники, несмотря на свою способность читать и писать, психологически не готовы к школе и имеют низкие показатели адаптации и симптомы неприязни к школе.

Психологическая адаптация к школе — это процесс приспособления к школьной реальности, и здесь необходимо прояснить внутреннее положение школьного ребенка.

Этот термин был введен в психологию Л.И. Божовичем в 1968 году и понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде. Такое отношение возникает в результате переплетения когнитивных потребностей и необходимости общения со взрослыми — обе потребности выходят на новый уровень. Ребенку необходимо учиться новому и формировать новые социальные отношения со взрослыми, что возможно благодаря учебной деятельности.

Личная готовность ребенка к обучению выражается в его отношении к себе, к сверстникам и к взрослым. Недостаточная подготовка ребенка к обучению в школе проявляется в непосредственной близости детей — такие дети перебивают друг друга, не поднимают рук, рассказывают учителю о своих чувствах и участвуют в работе только тогда, когда учитель обращается к ним напрямую. Они не обращают внимания на то, что происходит в классе, нарушают дисциплину и мешают другим. Когда им делают выговор, они обижаются, жалуются на плохого учителя, школу, неинтересные уроки. Для таких детей характерна мотивационная незрелость, которая приводит к пробелам в знаниях. В результате личной незрелости ребенка возникают трудности в формировании добровольного поведения.

По мнению ряда экспертов, слабая развитость волевого поведения является основной причиной незрелости психологической школы. Добровольное поведение рассматривается как новая форма формирования младшего школьного возраста, которая развивается в контексте учебной деятельности. С одной стороны, это слаборазвитый произвол, с другой стороны, он мешает школьному образованию.

Д.Б. Эльконин поставил на первое место школьной зрелости формирование необходимых условий, а именно:

  • Способность ребенка подчинить свои действия правилу;
  • Возможность руководствоваться установленной системой требований;
  • Умение слушать и выполнять задания выступающего, предлагаемые в устной форме;
  • Способность выполнить требуемое задание самостоятельно.

Обучение первоклассников действительно зависит от параметров развития добровольчества, которые являются частью психологической готовности школы. Очень важно, чтобы внутреннее отношение ученика формировалось в начале его школьных лет. Следует также помнить, что игра по-прежнему является основным видом деятельности ребенка в возрасте шести лет, но именно учитель обязан формировать способность к обучению.

Создание внутреннего положения

Ребенок с сильной детской позицией участвует в учебном процессе как субъект, что выражается через сознательное осуществление намерений и целей, но исследования показали, что детская позиция ребенка недолговечна. В третьем классе она становится слабо выраженной, а затем исчезает совсем.

Эксперты считают, что причиной исчезновения внутреннего отношения школьников является высокая регуляция образовательного процесса, а также игнорирование особенностей мотивации. Если внутреннее отношение не формировалось до поступления в школу, то оно практически не формируется в школе — такой вывод сделан на основании исследований в лаборатории Н.И. Гуткиной.

В исследовании, проведенном М.С. Гриневой, была рассмотрена возрастная динамика личной готовности ребенка к школе в возрасте от 5 до 7 лет. В результате было установлено, что период от 5 до 6 лет наиболее благоприятен для формирования мотивов обучения, а через 6 лет эффективен для развития сферы уверенности в себе и когнитивной мотивации.

Сравнивая детей, которые начали ходить в школу в конце 2000-х годов, с детьми, которые начали ходить в школу в конце 1980-х годов, можно отметить значительные различия в области уверенности в себе, в содержании внутреннего отношения, в мотивационном аспекте деятельности. Внутреннее отношение школьника обогащается знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учиться у современных 6-7-летних детей. Что касается детей дошкольного возраста, то их позиция связана с идеей детского сада как формы подготовки к школе.

Для современных первоклассников характерно стремление сохранить дошкольные формы взаимоотношений со взрослыми, что говорит о том, что период формирования раннего эгоистического образа у современных детей становится все длиннее. Исследования также показывают, что дети, которые живут в городе, очень хорошо знают, что такое школа в возрасте 5 лет, имидж школы очень привлекателен для них. Это может быть связано с определенными школьными принадлежностями — портфелем, учебником, партой — которые, скорее всего, служат для них аксессуарами для игр. Пятилетние дети еще не знакомы с повседневной школьной рутиной — формами обучения, стимулами, наказаниями, правилами, особенностями общения и т.д.

Конкретизация представлений о школьной жизни с позитивным отношением к ней усиливается в 6-летнем возрасте, что выражается в принятии групповой формы классной работы и отказе от индивидуального обучения на дому. Большинство детей хорошо принимают групповую форму обучения, и имидж школы для них является местом обучения.

Для 7-летних детей маркировка становится значимой и воспринимается как поощрение их обучения, и они понимают, что они приходят в школу не для того, чтобы получить маркировку, и что само обучение имеет другие значения. Таким образом, они постепенно приобретают новый, социально значимый статус и входят в мир знаний.

Развитие внутреннего отношения школьника рассматривается также через «позиционное самоопределение» и развитие самоуважения.

Экспериментальные исследования Л.Г. Бортникова установили связь между внутренним отношением школьника и самооценкой. Установлено, что высокая самооценка соответствует оптимальному уровню развития внутреннего отношения школьника.

В начальном школьном возрасте происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. В 7 лет, в период кризиса, появляются устойчивые идеи «Я-идеал», что является своего рода нормой, с которой ребенок сравнивает свое поведение, а это означает, что процесс самооценки становится рациональным.

В начальном школьном возрасте наблюдается постепенное расхождение между «I-реальным» и «I-идеальным».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: