АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)




ББК 74.3 Н76

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации

Издание второе, дополненное и переработанное

Новоторцева Н. В.

Н 76 Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ]. (Логопедическая

тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — 2-е изд., — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, — 2001. — 72 с: ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем. Практическое приложение»).

Пособие для воспитателей детских садов, логопедов и родителей включает занима­тельный речевой материал для логопедической и общеразвивающей работы с детьми по формированию правильного произношения звуков [ч], [щ]. Рекомендации автора помо­гут организовать взрослым коррекционное воздействие в интересной для детей форме.

Тетрадь можно использовать в работе с детьми, имеющими возрастные недостатки произношения, для общего развития речи: совершенствования дикции, обогащения сло­варного запаса, развития речевого слуха, подготовки к звуко-буквенному анализу.

ББК 74.37

ISBN 5-9285-0208-7 © Академия развития, Академия К°,

Академия Холдинг, 2001 © Новоторцева Н. В., 1999 © Художники Соколов Г. В., Куров В. Н., 1999


СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................. 2

Автор объясняет....................................................... 2

Автор советует................................................................. 3

Артикуляционная (речевая) гимнастика....................... 5

Сказка о Веселом Язычке........................................ 6

Статические упражнения для языка........................... 7

Динамические упражнения для языка.................... 7

Упражнения для губ................................................. 8

Упражнения для формирования правильного

произношения звуков [ч], [щ]................................. 9

Положение органов речи при произношении

звуков [ч]..................................................................... 10

Положение органов речи при произношении

звука [щ]....................................................................... 10

Условные обозначения................................................. 11

Речевой материал для индивидуальной работы

С детьми............................................................................... 12

Закрепляем произношение звука [ч].......... 12

Закрепляем произношение звука [щ]......... 50

Вместо заключения......................... 66


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошколь­никами и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогащения словарного запаса, под­готовки к звуко-буквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемости по русскому языку.

Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодоле­нию недостатков звукопроизношения у детей. Тетрадь можно исполь­зовать для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обу­чению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизноше­ния заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты ре­чи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти не­достатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с][с']*, [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные зву­ки ([л]-[л'], [р]-[р']).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огор­чений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверст­ники замечают неправильное произношение, посмеиваются, взрос­лые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляет­ся масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться своей ре­чи на уроках, неохотно участвует в праздниках, спектаклях, полу­чает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопе­дическая работа, в других — достаточно после консультации лого­педа занятий ребенка с воспитателем, учителем или родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, при­чин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосыл-


кой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого ис­пользовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, повышающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнообразные приемы: называние картинок, исключение неподходящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, договаривание слов, проговари-вание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание сти­хотворений, считалок, составление звуковых схем слов, развиваю­щие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с коммен­тированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по звуковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.

В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражнения для отработки основных движений органов речи, подготовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не опи­саны специальные приемы вызывания или постановки звуков, так как их должны использовать логопеды. Воспитатели и родители мо­гут достичь успеха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного артикуляционного уклада (см. Положение органов ре­чи при произношении звуков), вызыванию правильного произноше­ния звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодо­ления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степе­ни сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особеннос­тей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе. Родителям, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.


В работе с логопедической тетрадью необходима последователь­ность: не предлагайте детям вначале для выполнения сложных за­даний, постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную ре­чевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отно­шении мы сможем выработать умение отличать правильное произ­ношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за соб­ственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух и в произ­ношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать форми­рованию у ребенка готовности к освоению письма и чтения.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необхо­димый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не огра­ничиваться наглядным материалом в тетради и вместе с детьми под­бирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется пов­торение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревно­вание, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

В тетради даны условные обозначения на с. 11.

Пример звукового анализа слова «дача»:


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для раз­вития, уточнения и совершенствования основных движений орга­нов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правиль­ного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подби­рать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навы­ки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовате­льность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точ­ностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричнос­тью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной после­довательности:

— рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);

— показ педагогом упражнения;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;


— проверка правильности выполнения, указание на ошибку;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвива-ющих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические уп­ражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ро­лями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упраж­нения. Ребенок подмечает недостатки и называет ошибки.

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так {рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылеч­ке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язы-


чок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спря­талось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котен­ка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе свер­ху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верх­нюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зев­нул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотраги­ваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: