[ХОЖДЕНИЕ АГАПИЯ В РАИ][if !supportFootnotes][41][endif]




В основе русского текста «Жития Макария Римского» лежит византий­ский оригинал, время происхождения которого датируется V-VI вв. На создание этого произведения, очевидно, оказала влияние личность Макария Египетского, с чьим именем было связано название монашеской общины макарийцев, отличавшихся особым аскетизмом. Апокриф имеет двухчаст­ную структуру. Житие отшельника Макария составляет лишь небольшую его часть, основное внимание уделяется описанию странствия трех иноков в поисках рая, что сближает «Житие» с «Хождением Зосимы» и другими леген­дарными хождениями к раю. А.Н. Веселовский, исследовавший это произ­ведение, указывает на то, что в греческой Минее собственно житие Макария и хождение иноков помещались отдельно (см.: Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Вып. I. СПб., 1886. С. 305 и далее). Различные перипетии странствия иноков, описание мифических народов, с которыми они сталкивались, появились в «Житии» под влиянием очень популярного в средневековой литературе произведения—»Александрии» Псевдокаллисфена, в котором отразились традиции позднеантичного авантюрного романа.

Рассказ о путешествии иноков имеет, разумеется, христианизирован­ный, дидактический характер, так как ставит целью подчеркнуть недоступ­ность рая для простых смертных. Злоключения, переживаемые ими в пути, являются своеобразными испытаниями, мытарствами, преодоление которых позволяет войти в преддверие рая. Вместе с тем в «Житии Макария Рим­ского», благодаря влиянию «Александрии», в меньшей степени сказывается условный, символический характер описания пути к раю—оно имеет выра­женные черты беллетристичности.

На русской почве «Житие» было известно уже к XIV в.: на него, как на вполне авторитетный источник, ссылается новгородский архиепископ Васи­лий Калика (см. комментарии к «Хождению Зосимы».) О популярности. «Жития» говорит и то, что в XVII в. появилась его русская переработка—легенда «О двух монахах в Новгороде», в которой разрабатывается, допол­няется новыми красочными подробностями (частично заимствованными из «Сказания об Индии богатой») мотив странствия по неведомым землям, среди сказочных народов и зверей. В легенде «О двух монахах» отчетливо проявляется процесс обмирщения сознания: ее безымянные авторы устра­няют житийную часть, рай превращается в прекрасный сад, полный земных плодов («виноградия и гроздове, и орех грецкой и яблоки разные, сливы, груши»), а вся легенда в целом напоминает рассказ о сказочной стране изобилия вполне светского характера (см.: Ржига В. Новая версия легенды о земном рае. // Byzantinoslavica. Т. 2. 1930. С. 374-385).

Перевод греческого текста «Жития», близкого русским спискам, см.: Византийские легенды. Л., 1972. С. 37-45.

1 Месопотамия сирийская—страна в Передней Азии, которую в средние века нередко относили к Сирии.

2 Имеется в виду особый вид службы—пение молитв. 9-й час—4-6 часов дня.

3 Согласно Новому завету, восточные волхвы (маги) шли в Вифлеем, где родился Христос, чтобы поклониться младенцу, следуя за звездой (Мат. 2, 1-12).

4 Имеется в виду эпизод, описанный в Евангелии от Луки (Лук. 2, 8-20), о покло­нении младенцу Христу пастухов, которым ангелы возвестили о его рождении. «Слава в вышних Богу»—первые слова церковного песнопения (Лук. 2, 14).

5 Елеонская (или Масличная) гора находится близ Иерусалима. На Елеонской горе совершилось вознесение Христа (Деян. 1.6-12).

6 Юлиан Отступник,— римский император (361-363), известный гонениями на христиан; был убит в битве с персами недалеко от г. Ктисифонта (около реки Тиф).

7 Искаж. Ктисифонт.

8 См.: Дан. 3, 4-27. Отроки Анания, Азария и Мисаил (Михаил) были брошены в огненную печь вавилонским царем Навуходоносором, однако не погибли в пламени благо­даря божественному вмешательству.

9 Начиная с этого эпизода путешествие иноков приобретает исключительно сказоч­ный характер.

10 Песьеголовцы, андрогины и пигмеи— мифические народы, о которых рассказы­вается в «Александрии» Псевдокаллисфена.

'' Олень и голубь выполняют функцию «волшебных помощников»; вместе с тем эти образы имеют и символический смысл: в виде голубя традиционно изображался Святой Дух, олень символизировал верующего (см.: Уваров А.С. Христианская символика. М., 1908. С. 151, 206), указывая таким образом на божественную помощь, оказанную инокам.

12 Прежде чем оказаться в раю, иноки проходят «судные места», т.е. земной ад. Наказания, которым подвергаются грешники, весьма традиционны (ср.: «Видение апосто­ла Павла»), за исключением одного—образов птиц, в которых заключены души греш­ников. Изображение души в виде птицы весьма традиционно для христианской символики, однако, как правило, оно служило обозначением души праведника. Здесь вообще не ясно, в чем состоит наказание. Аналогии в данном случае обнаруживаются в западноевро­пейском «Путешествии святого Брандана» (см.: Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Вып. 1. С. 325).

13 Описание земного рая или, вернее, его преддверия, состоит из набора традицион­ных христианских символов (см. в настоящем издании примечания к «Хождению Зосимы»), правда, получивших в апокрифе вполне материализованный вид.

14 Разноцветные ветры—образ, имеющий аналогию в «Житии Андрея Юродивого» («Житие святого Андрея, Христа ради Юродивого // Великие Минеи Четий, собранные митрополитом Макарием. Изд. Археографической комиссии. Вып. 4. СПб., 1870. С. 80-237).

15 Сцена встречи с карликами (или пигмеями) попала в описание земного рая по оп-»лошности переписчика, т.е. она не согласуется с контекстом. Русский перевод соот­ветствует византийскому оригиналу.

16 Внешний вид Макария Римского, подчеркнуто антиэстетический, соответствует традиционной для христианства антитезе плотского и духовного (ср.: Византийские ле­генды. С. 26-27).

17 Тема искушения святого бесами, принимающими человеческий облик, также тра-диционна для житий (см.: Византийские легенды. С. 10-11, 12). Проповедь строжайшего аскетизма как единственного способа достичь райского блаженства сближает апокриф с «Хождением Зосимы», указывая на монашескую среду, которой оба произведения обязаны своим происхождением.

[ХОЖДЕНИЕ АГАПИЯ В РАИ][if!supportFootnotes][41][endif]

СЛОВО С[ВЯ]Т[О]ГО О[Т]ЦА Н[А]ШЕГО АГАПИЯ,

КОТОРЫЙ РАДИ ЛЮДЕЙ ОСТАВЛЯЕТ ДОМ СВОЙ, И БЕРЕТ КРЕСТ, ИДЕТ ЗА ХРИСТОМ, КАК ВЕЛИТ С[ВЯ]ТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ1

Агапий поведал, отец наш: «Измлада я начал бояться Бога. И заповеди Его соблюдал и жил в доме своем 16 лет. И потом ушел в монастырь, и был в монастыре другие 16 лет, молясь ревностно днем и ночью, говоря [так]: Господи, скажи мне, ради чего оставляют люди дом свой и следуют Тебе?2. Так молился [Агапий] Ему. И услышана была молитва его в 8-м часу ночи. Голос был ему [с неба]: Агапий, раб Мой, молитва твоя, поднявшись к небесам, принята была Мною. И вот вывожу тебя из монастыря на путь ко Мне3. Когда выйдешь из монастыря, увидишь орла4. Куда летит [орел], иди за ним. Агапий же сказал: Будет имя Господне благословенно от настоящего дня и до [конца] века. И встав, [Агапий] вышел из церкви. И собрал всех калугеров5 и сказал им: Братья мои! Кого хотите, поставлю вам игуменом вместо себя. Братия же ему сказали: А ты куда хочешь уйти от нас? Агапий же сказал им: Господь Бог уводит меня от вас из монастыря. Вы же кого хотите, да поставлю вам достойного старца [игуменом]. Калугеры же сказали: [Поставь] кого ты хочешь. Агапий же поставил им игумена. И устроив [так], и поцеловав их, покинул монастырь, сказав: Мир вам, Господь с вами. И когда [Агапий] пошел по [указанному] пути, [то] увидел орла, летящего к нему. И пре­исполнился духом святым Агапий. Орел же подлетел к нему и [потом] полетел перед ним [по указанному Богом] пути, указывая ему направ­ление. Агапий же поспешно пошел вслед за ним. И довел орел [Агапия] до морского залива и отлетел от него [орел]6. Агапий же стоял около моря, [так] думая: Как бы [я] перешел через глубины морские, [ибо] были звери лютые в морских тех заливах, которые могли съесть людей. Агапий же огорчен был очень, когда же отлетел орел от него. И думал [Агапий]: Куда идти? И увидел корабль, плывущий по морю. И обрадовался очень [Агапий]. И приблизился корабль к нему. И [тогда] увидел на корабле ребенка и двух мужей великих с ним. И когда [Агапий] поклонился и хотел сказать: Благоприятно путешествуете и [пусть] добрый путь будет вам, и тогда ребенок сказал Агапию: Здоров ли ты, Агапий? Что делаешь здесь в заливах морских?1. Не знаешь ли, что звери здесь лютые и съедят тебя, Агапий. Агапий же ответил малому ребенку: Кто ты, скажи [мне], или откуда меня знаешь? Малый же ребенок сказал: Агапий, а ты не знаешь ли меня? Не я ли близ монастыря твоего был в соседях твоих?*1 Он так [же] отец [мой] был. И имя [отца] сказал, И братья мои—не все ли учатся у тебя в монастыре твоем?— И всем имена сказал [ребенок]. Агапий же, руки воздев, помолился Господу: Прославляю Тебя, Господи, что сподобил меня обрести человека—племянника своего в пустынях этих, в глубинах морских. Малый же ребенок сказал Агапию: Что твой путь—куда хочешь идти? Агапий сказал: Не знаю, [как имя] месту назову, куда хочу идти. Господь мой Бог—путь [мой] есть9. Малый же ребенок сказал Агапию: Взойди к нам [на корабль], перевезем тебя, куда хочешь идти. Агапий же взошел на корабль. Посидев немного, от пути такого устал очень и задремал, [потом] уснул. Велел ребенок великим мужам, взяв [Агапия], перенести через море10. Положив [Агапия на землю] и не видимы стали для него. Агапий же пробудился от сна, и не видя [ни] корабля, ни малого ребенка, отдохнув от труда, пришел в некоторые места, где цвели различные цветы, были различные плоды11. Их же не видел никто никогда. И сидели птицы на вершине деревьев тех, одетые в различные оперения. И как золото перья имели. Одни—багряные, другие красные, а третьи—синие и зеленые—различные пестрые ткани, а [еще] некоторые—белые, как снег. У всех же голоса были разные, и шептали друг другу и песни пели разные, одни—тонким голосом, а другие громким голосом, как подобает петь12. Была же их слава великая, ее же никто ни слышать на этом свете, ни видеть [не] может. Агапий же наслушался [птиц] и наелся плодов. И лег отдохнуть от труда своего и сказал про себя: Ради сего привел меня Господь Бог сюда и не должен уходить отсюда, но найду здесь место удобное, где поставлю хижину и здесь жизнь свою окончу. И так поискал место, где сделал хижину. И нашел [Агапий] дорогу и сидел у дороги13 говоря [так]: По пути этому подобает пройти человеку. И что в этом может быть какая суть? И посидел немного и увидел идущих к себе 12 мужей в белых ризах. И увидев их, обра­довался радостью великой. Когда [они] приблизилсь к нему и увидел Агапий 13-го мужа в славе великой14. Встал же Агапий, пришел к ним. И когда поклонился и хотел сказать: Добрый путь будет. Тогда сказал великий муж: Здоров ли ты, Агапий? Какой твой путь?15 И, постояв немного, Агапий увидел вокруг него лица человеческие многие и птиц пернатых, [которые] песнь пели—славу великую. [Агапий] упал, пре­клонился перед ним, говоря: Господин, кто ты? 12 мужей, которых вижу вокруг тебя, лица человеческие [и] птицы пернатые, и слава великая16, и места эти, что это, в них же я [нахожусь]? Сказал великий муж: Агапий, зачем так говоришь, зачем так спрашиваешь меня, однако, о пути? Да не сомневайся- Я- говорящий с тобой в монастыре [и сказавший]: Выйди на путь [ко] Мне. Я—орел, который истинный путь тебе показывал, Я—малый ребенок, который тебя через море перевез, Я—Господь Бог твой и неба, и земли, и всей видимой твари [создание] и невидимой. Эти 12 мужей—апостолы, эти лица, которые видишь—херувимы и серафимы11. Славу же эту ее же ты видишь, воссылаема на седьмом небе1*. И места же эти—райские, плоды же эти—апостольская пища и праведных душ19. Птицы же эти, которых слышишь—небесные, песнь их—на небо воссылаема, [они] сидят на престоле херувимском. Сказал же Агапий: Господи, помилуй меня! Дай же мне, пусть здесь я закончу жизнь свою. Господь же сказал ему: Не ради того привел [тебя] сюда, но ее [славы] ради вот мы оставили все и за тобой шли, по [этой] причине мы здесь, но ты иди и увидишь славу больше этой. Сказал же Агапий: Господи, куда велишь идти? Ответил же Господь: Ты иди по пути этому, по которому мы пришли к тебе. И, идя [по этому пути], придешь к стенам, которые от неба и до земли20. И найдешь дорогу узкую и по дороге той пойдешь, и найдешь в стене оконце и постучишь в него. Выйдет человек старый к тебе и возьмет тебя [за руку], и введет тебя в стену, которую там укажет. И когда пойдешь по дорожке дойдешь до морского залива. И увидишь корабль малый в море и 12 мужей в нем, и взойдешь к ним [на корабль]. И дойдет корабль до города, до которого хотят дойти. И когда выйдут горожане навстре­чу вам. И выйдет женщина в непристойных одеждах, плача, с непокрытой головой. И что [она] тебе велит, то делай. Агапий же поклонился и пошел по [указанному Богом] пути, поскольку дал ука­зания [ему] Господь.

И шел Агапий много дней и нашел стены, которые стоят от земли до неба. И нашел [Агапий] дорожку маленькую и по дорожке той пошел. И нашел [Агапий] оконце малое в стенах. И [когда] постучал [в него, и] позвал, [тогда] вышел человек к нему и сказал: Каков путь твой? Агапий же ответил: Господь Бог—путь мой21. Сказал же ему человек: Сюда никто не приходил [в человеческом] облике, ни до тебя, ни после тебя должен придти22. Агапий же сказал ему все, что ему Господь сказал, и как выведен был из моря, и как орел ему указал путь, и [как через] море был перевезен, и как явился ему Господь с 12-ю апостолами в славе великой, откуда же послал [Господь] его сюда, сказал [Господь]: Иди дорогой этой и увидишь стены высокие, и, посмотрев, дорожку малую, по [которой] идя, найдешь в стенах оконце малое. И, постучав [в него], позовешь. И выйдет [оттуда] человек старый, которй тебя введет [внутрь и] скажет тебе все. Сказал же старец: Да будет воля Господня. И, взяв за руку Агапия, ввел [внутрь] стен. И когда Агапий вошел внутрь, увидел [Агапий] свет в семь раз этого света светлее23. Очи же его не могли смотреть на свет. И упал [Агапий] ничком на землю. И взял [его] старец и привел к кресту. Его же высота [бы]ла до неба, и светился [крест] сильнее солнца. И упали ниц [старец и Агапий] перед крестом и сотворили молитву24. И тогда начал Агапий выносить [яркий] свет. И взял [старец Агапия, и] повел его [туда], где находились для него постель и тра­пеза25. Были постель и трапеза26 украшены камнями дорогими и лежал [на столе] хлеб белее снега. И источник, [содержимое которого] белее молока и слаще меда27. И виноград стоял с разными гроздьями, одни—багряные, другие—красные, третьи—белые, такие не видел никто. Сказал Агапий старцу: Господин, скажи мне, что это значит? Отве­тил ему [старец]: Брат мой, Агапий, почему говоришь мне: «госпо­дин»,—так евреи назвали Бога нашего Господом, но говорили [о нем], что [он] обманщик, и из-за зависти убили и распяли его. И [он] в третий день воскрес; или ты тоже говоришь мне: «Господин», а хочешь, чтобы я смерть принял и с землей смешался. Но скажу тебе, не заблуждайся. Я—Илья Фезвитянин, коего вознесли на колеснице огненной и были кони огненные. Господь благословил меня [находиться] в поднебесьи. И сошел [Господь] и посадил меня здесь и [здесь] жду второго пришествия Господа. Эти же все, которых ты видишь -души человеческие. Этот источник, который видешь—называется рай, и течет под деревья райские. Этот свет—ангельский и праведных душ. Источник же этот—их ангелы поют и праведные души. Я, [Агапий], видел, и другие яства, о их сладости невозможно сказать никому, ибо [этого] точно нет на этом свете, о них же человеческие уста не могут рассказать. И дал мне от источника вкусить, и ум мой просветился. И взял [старец] меня и привел к трапезе, молитву сотворя. И взял [старец] хлеб и отрезал четверть и дал мне. Отошел я немного [от трапезы и], увидя, [что] хлеб цел, как бы не был преломлен. К тому же никто его не видел, и я сказал ему [старцу] все, что невозможно сказать никому. И привел [старец] к кресту и сотворил молитву со мною. И вывел [старец] меня из оконца. И поцеловались мы. И сказал мне [старец]: [Пусть] будет тебе мир, Агапий, иди в путь Божий. Господь Бог с тобой. Я же поклонился и пошел по пути, который указывал мне Илья. И так я шел много дней. И дошел до моря. И поглядел я на море и увидел корабль, плывущий ко мне, и 12 мужей на нем. И когда приплыли [эти мужи] ко мне, я сказал им: Хорошо плывете и [путь] добрый будет вам. Они отвечали мне и сказали: Услышал тебя Господь. Агапий же сказал им: Возьмите меня с собою на корабль, пойду с вами в город, в который вы хотите идти. Они сказали ему: Мы [плывем] третий год, заблудились в море и не знаем куда плыть. Братья же наши умерли от голода и холода и бурь. Мы же едва живы. Ни хлебом, ни водой не насыщались много дней. Сегодня или завтра утром мы умрем. Тогда и ты умрешь и этим больше на нас положишь грех. Агапий же сказал им: Возьмите меня с собой,—Господь Бог мой позаботится о вас и о жизни вашей. И сказали мореплаватели: Войди, раб Божий, к нам, если пищу имеешь. Поскольку ты спасен будешь. Агапий же вошел к ним [на корабль] и увидел всех, которые немощны. И пожалел их [Агапий]. И молитву сотворив, посадил их на корабль. И взял [Агапий] кусок [хлеба], который дал ему Илья в раю, и перекрестив его на четыре части, и воздав хвалу Богу, дал им. Ели [хлеб] все и насытились, часть [же] осталась целой28. И увидели мореплаватели славу Божью и закричали Агапию: Раб Божий, не покидай нас, пусть с этим куском хлеба плаваем по морским глубинам29. Агапий же сказал: Да будет воля Господня. И сказал мореплавателям: Поставьте парус. Они поставили [парус], и был ветер по воле Божьей, [который] принес [корабль] за час в свой город, от которого [мореплаватели] отплыли 3 года назад. И когда пристали [мореплаватели] к городу, и вышли горожане навстречу им, говоря тому: Братья наши приплыли [к городу], их же третий год не видели. И сказали мореплаватели: И еще бы нас [долго] не увидели, если бы Господь [не] послал раба своего к нам. Горожане же прославили Бога. И вышла женщина из города в позорных одеждах, с непокрытой головой. И подойдя, поклонилась Агапию, плача и [так] говоря: Раб Божий Агапий, помилуй меня. Агапий же сказал: Что ты говоришь? Женщина закричала перед всем народом: Пойди, раб Божий, в дом мой. [Ты увидишь], что сын мой 18 дней мертвый лежит. И Бог не дал мне похоронить его, [сказав мне во время сна]: «Подожди [хоронить] сына, пока [не] приплывет корабль с 12-ю мужами и с ними калугер по имени Агапий. Того [Агапия] возьмешь в дом свой и [он] воскресит сына твоего». Агапий же вспомнил, что сказал ему Господь, и пошел в дом женщины, [и пошли с ним] 12 мореплавателей и все горожане. Агапий же вошел в жилище, где лежал сын ее [женщины] и сел на кровати. И сотворил [Агапий] молитву, и взял кусок [хлеба], который дал ему Илья и положил на глаза его. И [вдруг] сел на кровати отрок. И взял [Агапий] его за руку и подвел к матери. Она же прославила Бога. И все горожане [также]. Сказали [Агапию] горожане: Не уходи от нас, ибо мы обычай имеем умирать, а ты оживляешь. И не дали [горожане] ему уйти из города. И мореплаватели не хотели оставить его и сказали: Идем и мы с тобой или по суху, или по воде, куда же хочешь идти. Пробыл [Агапий] 7 дней в городе том. Однажды ночью пришел ангел к нему, который вывел [его] из города. И сказал [ангел Агапию]: Иди около моря и найдешь место, уготованное тебе. Там сядь и напиши о своем видении, что видел и что походил по местам Господа. И это сказал [ангел], и отошел ангел Господний от него. Агапий же шел около моря много дней и нашел стены высокие на море и увидел двери в стенах. И вошел на них по ступенькам и увидел горницу, устроенную в стенах и кровать в ней и постелю [на кровати]. И вошел в горницу [Агапий] и сотворил молитву. И сев, [Агапий] начал писать чтение это. И когда по воле Божьей закончил его, принесен был к нему ветром корабль. Вышел же Агапий из горницы и дал мореплавателю написанное [им], говоря: Дай патриарху в Иерусалиме, пусть отдаст его в церковь. Пусть читают его везде. Блаженный же Агапий в гор­нице той пребывал 40 лет, [питаясь] куском [хлеба], который дал емусвятой Илья. В раю закончил [Агапий] жизнь свою, отдал душу свою Господу, славя Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа и всегда и во веки веков. Аминь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: