МБУ детский сад № 76 «Куколка»




Здоровьесберегающие технологии, как основа полноценного развития детей дошкольного возраста.

 

 

Бородачева Ирина Александровна

МБУ детский сад № 76 «Куколка»

Г.Тольятти. Ул. Победы № 76

Инструктор по физической культуре.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования. Предполагают создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для этого важны многие факторы: полноценное питание, закаливание и т.д. Но главное – использование здоровьесберегающих технологий, как основу полноценного развития детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей.

Приоритетом здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников, но для решения определенных целей нужна основа.

За основу я беру, изначальное здоровье ребенка, поступающего в детский сад.

Как правило, детей с первой группой здоровья – небольшое количество. Можно сделать неутешительный вывод, дети поступают в дошкольное образовательное учреждение с уже имеющимися проблемами со здоровьем.

 

Многие дети имеют вальгус стоп. Вальгусом называют деформацию стопы, при которой искривление конечности направлено вовнутрь.

Различают врожденную и приобретенную деформацию. Врожденная форма заболевания приобретается еще в период беременности женщины, а приобретенная развивается в результате недоразвития опорно-двигательного аппарата зачастую в первые месяцы после начала ходьбы малыша. Самой распространенной причиной такого недуга является сильная нагрузка на конечности при несовершенстве связочно-мышечного аппарата. Стопы у ребенка деформируются и в результате перенесенных заболеваний: ОРВИ, бронхита, пневмонии, и следствием нейромышечных болезней. Искривление начинается в коленных суставах, а затем переходит на стопы, в результате чего появляется плоскостопие.

 

На фоне данных заболеваний врачи констатируют у детей гиперактивность – серьезная проблема современного общества. Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

Гиперактивный малыш – это ребенок, который отличается поведенческими и неврологическими нарушениями. Крохе свойственны: неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, отвлекаемость, высокая двигательная активность.

В решении проблем со здоровьем дошкольников приходят на помощь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решать поставленные перед педагогом задачи:

-Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

-Формирование опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Над проблемой гиперактивности я работаю третий год, посредством увеличения количества времени бега во время утренней гимнастики и на занятиях по физической культуре на улице и в физкультурном зале.

Дети бегают от трех минут до пяти, в зависимости от возраста и подготовленности.

Хотелось отметить, что тренировать детей нужно по определенным принципам:

1. Доступность. Сущность принципа заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме ребенка произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм ребенка без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. Бег должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3.Постепенность. Этот принцип выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Определенных функциональных перестроек сердечнососудистой и дыхательной систем, можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых результатов. Используя метод длительного бега, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой.

Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей старших групп продолжительность бега составляет 3-4 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в подвижные игры.

С детьми 5-6-летнего возраста ведется специальная работа над развитием у них двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

У детей 6-7-летнего возраста расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 3-5 мин.

Частично я решила проблему гиперактивности детей, благодаря длительному бегугиперактивные дети становились спокойнее, уравновешеннее.

 

Фон гиперактивности снят - теперь следующий этап:

- Формирование опорно-двигательной системы организма, профилактика плоскостопия.

Эту задачу я решаю на занятиях по физкультуре, расставляя спортивное оборудование по залу так, чтобы дети, переходя от станции к станции,могли выполнять основные виды движений.

Разгрузить позвоночник у детей мне помогает спортивная скамейка, дети, подтягиваясь по ней захватом рук с обеих сторон,растягивают межпозвонковые диски в позвоночнике, и развивают мышцы рук.Практически на каждом занятии я использую корригирующие дорожки, влияющие на формирование свода стопы. (См. фото №2)

Благодаря такой работе к подготовительной группе у многих детей появляется правильное положение стопы во время хождения, укрепляется опорно-мышечный аппарат.

Здоровьесберегающую технологию с использованием корригирующих дорожек, я называю, волшебной технологией.

С детьми мы не только работаем над коррекцией положения свода стопы, но и развиваем все функции организма. Давноизвестен факт о том, что на стопе расположены активные важные точки,которые мы активизируем во время хождения по корригирующим дорожкам.

Китайская медицина считает, что основой долголетия является воздействие на биологически активные точки на теле человека. Они есть везде: на руках, голове, спине, животе. Более 70 тысяч нервных окончаний сосредоточенно на стопах. Они образуют рефлексогенные зоны, связанные с работой разных систем и органов. По этой причине ребенок, который регулярно осуществляет массаж ступней и ходит босиком, получает заряд энергии для профилактики и лечения разных болезней, (рис.№ 1)

 

.

 

Итогом моей практической работы с применением здоровьесберегающих технологий является:

Ø Укрепление здоровья ребенка в целом, снижение общей заболеваемости

Ø Приобретение навыков красивой правильной осанки

Ø Приобретение навыков правильного дыхания

Ø Приобретение навыков правильной постановки стопы

Ø Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, выносливость)

Ø Повышение интереса к занятиям физической культурой.

 

Конспект занятия с использованием «волшебной технологии». (См. приложение).

Приложение:

Время проведения: 9:00

Место проведения: Физкультурный зал.

Количество детей: 16

Оборудование: игрушка мишка, гимнастическая скамейка, дуги, корригирующие дорожки атрибуты к игре «Наседка и цыплята».

Цель: Формировать у детей умение и навыки в овладении основными движениями (бег, прыжки и т.д.)

Задачи:

1.Упражнять детей в подтягивании по гимнастической скамейке.

2.Упражнять детей в подлезании под дугу.

3.Упражнять детей в ходьбе по корригирующей дорожке.

4.Упражнять в подлезании и беге в подвижной игре «Наседка и цыплята».

5.Развивать ловкость, координацию движений.

ОО «Физическое развитие» формировать у детей умения и навыки в овладении основными движениями.

ОО «Социально — коммуникативное развитие»: воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять словарный запас детей.

ОО «Художественно — эстетическое развитие»: развивать чувство ритма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: