Основные показатели уровня, динамики и структуры




Институт экономики и управления

Кафедра экономики и социологии труда

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ЭКОНОМИКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

 

 

на тему: «Уровень жизни и доходы населения»

 

Выполнил

Студент гр.

 

 

Руководитель

 

Воткинск, 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3

 

1. Структура и динамика доходов населения ……………………………………. 5

 

1.1. Состав и структура доходов ………………………………………………….. 5

 

1.2. Функциональное и личное распределение доходов ……………………….. 10

 

1.3. Динамика доходов населения ……………………………………………….. 12

 

2. Уровень жизни населения ……………………………………………………... 19

 

2.1. Временные, межрегиональные и межгрупповые сопоставления

 

уровня жизни …………………………………………………………………. 19

 

2.2. Оценка уровня жизни …………………………………………………………21

 

2.3. Первоочередные меры по решению неотложных проблем ……………….. 24

 

2.4. Основные положения Концепции повышения уровня жизни ……………. 29

 

2.5. Основные задачи преобразований условий жизни …………………………32

 

2.6. Цели и задачи в области доходов населения Удмуртии............................... 37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 40

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.

Можно сказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни в материалах государственной статистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, - осуществление не только популистки прокламируемого, но объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения.

Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:

- в гуманитарно – социальной сфере (подрыв воспроизводства человека, качества жизни и др.);

- в сфере производства (подрыв материально – технической базы уровня жизни; дезорганизация хозяйственных связей и др.);

- в сфере распределения (деформация системы оплаты труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формирования доходов населения; бюджетная разрегулированность и др.);

- в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; дестабилизирующие и дестимулирующие перекосы цен; хаотическая организация товарных потоков во времени и по территориям и др.);

- в сфере государственного управления (ослабление социально – экономической роли государства и его органов; потеря управляемости экономики; недостаточная согласованность федерального и регионального управления; криминализация экономики и др.).

Преобразование условий жизни должны быть направлены на решение

следующих основных задач:

- повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

- недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

- обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

- переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

 

 

1. Структура и динамика доходов населения

1.1. Состав и структура доходов

 

Под доходом понимается сумма всех видов поступлений в денежной

форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот.

Размер и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.

В соответствии с современными представлениями уровень жизни населения и его доходы определяются не только и не столько для всего общества или «среднестатистического гражданина», сколько для домашних хозяйств, представляющих все население. Действительно, только на уровне домашнего хозяйства, относящегося к тому или иному социально – демографическому типу, имеющему тот или иной половозрастной состав членов и соотношение работающих и иждивенцев, по его среднедушевому доходу можно обоснованно и корректно судить об уровне жизни населения, естественно обобщив данные об отдельных домохозяйствах.

Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.

При исследовании доходов целесообразно выделять отдельные стадии процесса воспроизводства, такие, как образование, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для конечного потребления и сбережений. Эти стадии могут быть исследованы и на уровне домохозяйства, а характеристики объемов и структуры доходов на каждой стадии будут характеризовать различные стороны экономического поведения домохозяйств: образование доходов (поступление всех ресурсов в домохозяйство), формирование конечных доходов (налоговые и иные платежи), использование конечных доходов на потребление и накопление.

На стадии образования и распределения первичных доходов – доходы домашних хозяйств – это прежде всего оплата труда наемных работников, смешанный доход домашних хозяйств от собственной произведенной деятельности и доходы от собственности. Все эти доходы выплачиваются домашним хозяйствам из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На этапе вторичного распределения доходов первичные доходы домохозяйств преобразуются в располагаемый доход за счет получения трансфертов и выплаты налогов.

Стадия перераспределения доходов в натуре и использования скорректированного располагаемого дохода в натуре предполагает взаимодействие домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих население. На этой стадии доходы перераспределяются в пользу домашних хозяйств посредством передачи им социальных трансфертов в натуре от государственных учреждений и некоммерческих организаций. Окончательной характеристикой использования полученного и скорректированного таким образом располагаемого дохода служит фактическое потребление домашних хозяйств, исчисляемое как сумма их расходов на конечное потребление и социальных трансфертов в натуре. Располагаемый скорректированный доход распределяется также на конечное потребление и сбережения.

Корректное исчисление доходов как на микро-, так и макроуровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашних хозяйств часто приходится идти «от обратного», то есть исходить из их расходов и потребления. В системах национальных счетов соответственно используется толкование категория дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом, в соответствии с которым доход рассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

В советский период доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть в конечном счете их адаптацией к новым экономическим условиям.

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы. Денежные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.

Совокупный доход домашних хозяйств создается за счет участия членов домашнего хозяйства в производственной деятельности, включая вторичную занятость, самозанятость (включая индивидуально – трудовую и предпринимательскую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства), доходов от собственности, а также текущих трансфертов в денежной и натуральной форме. Доходы от личных подсобных хозяйств также должны учитываться не только по стоимости реализованной продукции, но и продукции в натуральной форме, идущей на личное потребление.

Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуре), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений. Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный в соответствии с уровнем инфляции. В отдельных случаях выделяют скорректированный располагаемый доход как доход, исчисленный после добавления социальных трансфертов в натуре.

В последнее время используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Они исчисляются как сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными средствами условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение учетного периода обследования). В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходы).

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого – либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуре состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйством из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

 

1.2. Функциональное и личное распределение доходов

 

Обычно рассматриваются два взаимосвязанных способа распределения доходов и формирования их структуры.

Функциональное распределение и соответствующая структура доходов определяется способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Здесь совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей – либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и иных предприятий. Функциональное распределение дохода формирует первичные доходы населения и их структуру.

Крупнейшим источником доходов домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями, в которых они работают. В смешанной экономике, как показывает практика промышленно развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату, а не на «капитал» (ренту, процент, предпринимательскую и торговую прибыль). Доход мелких собственников (в том числе и от самозанятости) – врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и иных некорпорированных предприятий – по существу является комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Так, например, некоторые домохозяйства владеют акциями предприятий и получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Многие домохозяйства владеют также облигациями и сберегательными счетами, которые приносят доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление предприятиям зданий, земли, природных ресурсов.

В нашей стране ощутимую долю в доходах населения занимают доходы собственников и предпринимателей. Их удельный вес в структуре доходов значительно превышает аналогичный показатель в США. Таким образом, на начальном этапе рыночных реформ произошло резкое перераспределение доходов – от заработной платы к доходам от капитала. Доля заработной платы в России значительно меньше аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой. Обесценение труда на фоне неэффективного использования значительных доходов от капитала является одной из основных причин системного кризиса российского общества.

Личное распределение доходов и соответствующая ему их структура связаны со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Общий объем денежных доходов неравномерно распределяется по группам населения. За годы реформ степень неравномерности в распределении общего фонда личных доходов значительно выросла. Это проявляется в резко выросшем неравенстве населения по душевым денежным доходам.

Среди причин неравенства доходов обычно выделяют следующие:

- различия в способностях;

- образование и обучение;

- профессиональные вкусы и риск;

- владение собственностью;

- господство на рынке;

- удача, связи, несчастья и дискриминация.

Все эти причины присутствуют в переходном обществе в России. Однако

наряду с ними действуют и специфические факторы углубления неравенства, такие как неоправданно низкая заработная плата на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правовой базы реформ, позволяющие относительно небольшой группе россиян присваивать большие теневые доходы. В процессе корректировки социальных реформ необходимо обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным расходам.

Какова оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы за и против равенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и дохода.

 

 

1.3. Динамика доходов населения

 

Начиная с 1995 года, по решению Правительства Российской Федерации проводится Всероссийский мониторинг социально – трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально – трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.

Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни при Минтруде России.

Изучение доходов и уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:

- бедное население с доходами ниже прожиточного минимума;

- низко обеспеченное население с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);

- относительно обеспеченное (среднее по доходам) население с доходами выше минимального потребительского бюджета.

Основные результаты мониторинга в конце 90 – х - начале 2000 – х годов

свидетельствуют о следующем.

В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов и расходов населения представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Основные показатели уровня, динамики и структуры

доходов населения России

Показатель   1999 г. 2002 г.
Денежные доходы населения (ДД)  
Среднедушевые денежные доходы населения, руб.   920,2 1562,8
Соотношение среднемесячной заработной платы (с учетом выплат социального характера) со среднедушевыми денежными доходами населения, %   109,0   105,3
Группировка субъектов Федерации по величине соотношения денежных доходов субъекта и денежных доходов России, количество субъектов в интервалах: - до 75 %; - 75 – 100 %; - 100 – 125 %; - свыше 125 %    
Коэффициент дифференциации среднедушевого денежного дохода по субъектам Федерации (отношение наибольшего дохода среди субъектов к наименьшему), раз   16,21   14,5
Коэффициент размаха (определяется делением разности максимального и минимального значений на среднее значение показателя), раз   3,48   3,58
Покупательская способность (ПС)      
Уровень покупательской способности среднедушевых денежных доходов   2,63   1,54
Группировка субъектов Федерации по величине соотношения по-купательской способности субъекта и покупательской способности России, количество субъектов в интервалах: - до 75 %; - 75 – 100 %; - 100 – 125 %; - свыше 125 %.    
Коэффициент дифференциации покупательной способности по субъектам Федерации (отношение наибольшей покупательской способности среди субъектов к наименьшей), раз   17,93   12,05
Коэффициент размаха (определяется делением разности максимального и минимального значений на среднее значение показателя), раз   3,11   2,67
Динамика денежных доходов и покупательской способности      
В % к соответствующему периоду прошлого года: - среднедушевые денежные доходы; - покупательская способность денежных доходов.   118,2 108,6   158,3 87,5

 

Душевые денежные доходы выросли в 1,7 раза. Из 89 субъектов Российской Федерации только 20 – 22 имели денежные доходы выше, чем в целом по России, остальные – ниже общероссийского уровня. Разрыв среднедушевого денежного дохода между субъектами составлял 15 – 16 раз.

Процесс изменения среднедушевых денежных доходов населения по экономическим районам по сравнению с Россией в целом характеризуется данными таблицы 2.

Из таблицы 2 видно, что регионы можно объединить в две основные группы:

- первая– с уровнем денежных доходов населения больше среднероссийского;

- вторая – с уровнем денежных доходов населения меньше среднероссийского.

В первую группу входят Северный, Центральный, Дальневосточный и

Западно – Сибирский районы, а также города – мегаполисы Санкт – Петербург и Москва, а во вторую – семь экономических районов, в которых проживает около 60 % всего населения России.

 

 

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: