Общая характеристика коллекции искусства Германии 15-18 вв. в собрании ГЭ




Коллекция немецкого искусства XV-XVIII вв. включает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Для знакомства – 255 – 257 – экспозиция искусства Германии и Австрии XV – XIX вв.

Не отличается полнотой (объясняется историей собирательства), тем не менее явл 1 из самых значительных за пределами Германии.

Наиболее ранние приобретения были сделаны при Петре 1. Отдельные работы приходили с масштабными коллекциями при Екатерине II – первоклассные портреты 1ой половины XVI в кисти Бартелл Брейна Старшего, «Портрет молодого человека» Амброзиуса Гольбейна и 3 картины Лукаса Кранаха – самые значительные произведения немецкой школы в Эрмитаже. Стремясь приобретать лучшее из работ своих современников, императрица естественно обращала внимание на творения неоклассицистов Антона Рафаэля Менгса и Ангелики Кауфман. Павлом I был сделан заказ на цикл пейзажей Якоба Хаккерта, известнейшего пейзажиста 18в.

Кроме живописи в собрание памятников нем иск-ва входит скульптура малых форм, включающая значительные образцы пластики 15 – 16 вв., а также богатейшее собрание памятников ДПИ – изделия из серебра и фарфор. Одно из главных мест в этом собрании принадлежит мейсенскому фарфору, отражающему все этапы производства и особенно полно – время расцвета, связанного с именем Иоганна Иоахима Кендлера (1706 – 1775). Заслуживают внимание настольное украшение и десертный сервиз, созданные Берлинской фарфоровой мануфактурой и присланные в подарок Екатерине II от Фридриха II. (зал 269)

Коллекция искусства немецкого Возрождения включает пять картин Лукаса Кранаха Старшего, портреты кисти Бартоломеуса Брейна Старшего, Амброзиуса Гольбейна, Георга Пенца. О живописи XVII в. дают представления полотна Ганса фон Ахена, придворного художника императора Рудольфа II Габсбурга, Иоганна Шёнфельда, Христофера Паудиса. Собрание немецкой живописи XVIII в. составляют картины Анжелики Кауфман, Антона Рафаэля Менгса, Антуана Пэна. Немецкий портрет второй половины XVIII в. представлен рядом работ Иоганна Фридриха Августа Тишбейна и полотнами Антона Графа. Экспозицию дополняют произведения скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства Германии. Собрание живописи немецкого Возрождения в Эрмитаже сравнительно невелико. Гордостью его является коллекция картин выдающегося художника этой эпохи Лукаса Кранаха Старшего. В музее хранится пять живописных работ самого Кранаха и несколько произведений его мастерской. Среди шедевров мастера - "Венера и Амур" (1509), принадлежащая к раннему периоду творчества, и "Мадонна с младенцем под яблоней" (ок.1525). Значительный интерес также представляет "Женский портрет" (1526).
Прекрасным образцом немецкого ренессансного портрета может служить "Портрет молодого человека" (1518) кисти Амброзиуса Гольбейна, живописца большого дарования, старшего брата знаменитого Ганса Гольбейна Младшего. Картины А.Гольбейна редки, так как художник прожил очень короткую жизнь. Широко представлен в эрмитажном собрании портрет XVI века. Выделяются "Портрет Пфальцграфа Оттгейнриха" (1540-е) работы Г.Пенца, живописца и гравера, ученика А.Дюрера, и типичные для немецкого искусства середины XVI столетия парные портреты, исполненные К.Амбергером. К лучшим полотнам XVII века относятся эффектная "Аллегория Мира, Искусства и Изобилия" (1602) Г.фон Ахена, придворного художника Рудольфа II и небольшая работа на меди "Св.Христофор", приписываемая крупнейшего, после мастеров Возрождения, немецкого художника А.Эльсхеймера. В коллекцию также входят произведения И.Г.Шенфельда, талантливого и очень своеобразного живописца, Х.Паудиса, находившегося под сильным влиянием искусства великого голландца Рембрандта. Собрание немецкой живописи XVIII века – одно из крупнейших за пределами Германии. Его составляют картины таких прославленных в свое время художников, как А.Р.Менгс, среди эрмитажных работ которого программное произведение неоклассицизма "Персей и Андромеда" (1778) и "Автопортрет" (между 1774 и 1783), А.Пен - придворный живописец прусских королей, автор превосходных парных портретов ювелира Динглингера и его жены (оба 1721), А.Кауфман - в то время единственная женщина, принятая в члены Королевской Академии в Лондоне, избранная членом Академии Св. Луки в Риме. Немецкий портрет второй половины XVIII века, стоящий вровень с самыми блестящими достижениями европейской живописи того времени, представлен целым рядом работ самого значительного из династии портретистов рода Тишбейнов - Иоганна Фридриха Августа, в том числе такими первоклассными его произведениями как "Мужской портрет" (1785), "Портрет королевы Луизы" (1798), и замечательными полотнами выдающегося портретиста А.Графа, среди которых великолепный "Портрет Георга Леопольда Гогеля" (1796).

Собрание немецкой скульптуры в Эрмитаже характеризует основные этапы истории пластики Германии и обладает несколькими произведениями высочайшего художественного уровня, по праву считающимися подлинными шедеврами. К числу самых ранних памятников относится монументальное "Оплакивание" (ок.1410) из терракоты, исполненное неизвестным чешско-австрийским скульптором. Целый ряд произведений рубежа XV-XVI веков - "Мадонна с младенцем" верхнерейнского мастера конца XV столетия, "Мария Магдалина" франко-швабского художника начала XVI столетия - созданы под влиянием замечательного скульптора Т.Рименшнейдера. Фрагментом композиции, выполненной в его мастерской, является голова "Св.Анны" с хорошо сохранившейся раскраской. Редчайшей подписной работой монограмиста I.P., чья деятельность проходила в областях Зальцбурга и Регенсбурга, является рельеф "Оплакивание" (ок.1525).

Пять характерных образцов ренессансного бронзового литья, среди которых "Шагающая женщина" (1530-1540-е) мастера будапештской "Аллегории Изобилия", "Стоящая собака" (1530-1550-е) неизвестного нюрнбергского скульптора, "Амур" (1650-е), исполненный в мастерской Г.Пейсера, представляют большую ценность, поскольку памятники немецкой бронзовой пластики XVI века крайне редки, особенно за пределами Германии. К этой группе примыкает деревянная фигурка "Виноградарь" (ок.1570), созданная И.Г.ван дер Шардтом в качестве модели для литья.

Об искусстве немецкого барокко XVII-XVIII веков можно составить впечатление главным образом по мелкой пластике. Это работы известных мастеров И.Эльхафена - "Адам" и "Ева" (обе между 1705-1715) и "Суд Париса" (между 1705-1710); Г.-Р. Доннера - "Меркурий" и "Венера" (обе 1730-е). Один из крупнейших скульпторов эпохи барокко Б.Пермозер представлен первоклассными произведениями "Путти-могильщик" и "Распятие" начала XVIII века. Гораздо богаче собрание немецкой пластики XIX столетия, позволяющее проследить ее эволюцию от работ классицистического стиля таких, как "Пряха" Р.Шадова, "Амазонки после боя" Э.Вольфа, многочисленных портретов, до произведений символизма и модернизма - "Портрет Ницше" М.Клингера, бронзовые статуэтки Ф Штука и Г.Кольбе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: