Технологическая карта урока русского языка в 3Б классе по программе «Планета Знаний»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №19» Токарева М.П.
Тема | Обобщение и систематизация знаний о частях речи.(Ученый совет «Что изучает морфология?») |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации. |
Цель:Систематизировать знания учащегося о частях речи.
Задачи:
| |
Формировать УУД: - Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. - Регулятивные УУД:Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий. - Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. - Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. | |
Планируемый результат | Предметные: - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. -Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи. -Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями. - Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи. - Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол. местоимение |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: | Учебная презентация |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, квест, мозговой штурм |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Организует Уточняет тематические рамки. | -Доброе утро, ребята! Начать наш урок я предлагаю с позитивного настроя на результативную работу. Готовы? Мы-умные! Мы-дружные! Мы-внимательные! Мы-старательные! Мы-отлично учимся! Всё у нас получится! (Слайд №1) | |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; -уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок. | Мозговой штурм. Оценивают свою работу. Проверка. К доске поочередно выходят дети и объясняют утверждение. Поставьте «+» над утверждениями, которые сформулированы правильно, а «-» - над неудачными. | Организует работу уч-ся и зачитывает высказывания. Работают с толковыми словарями, находят нужное лексическое значение слова. | - Сегодня у нас не просто занятие, а Ученый совет «Что изучает морфология?». На совете собираются учёные. - Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.) Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «ученый совет» и «морфология». -В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре) -Дежурные библиографы, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе». -Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «совет» и т.д.) . -Главный вопрос нашего Ученого совета – морфология. Учёные работают в лабораториях, наша лаборатория – это наш класс.Исследования записывают в дневники, это наши тетради. Откройте тетради.. Запишем дату нашего исследования. Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. -Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, давайте вспомним, а что значит учиться? -А какими качествами должен обладать ученый? А какого лучика здесь не хватает? Каждое ваше научное открытие я буду оценивать нашими любимыми смайликами, которые так любят учиться. Но чтобы начать открывать новые знания, давайте проверим, какими учебными навыками вы уже обладаете. Проведём мозговой штурм. | |
IV. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Обобщить знания о частях речи. Потренироваться распределять слова на группы. | Организует формулирование темы урока учащимися Зачитывает загадки о частях речи.Организует постановку цели урока учащимися Попробуйте догадаться, о чем нам предстоит поговорить сегодня на уроке. Какие цели мы поставим перед собой? | - Итак, начинаем работать в своих лабораториях, а для этого определим их название. Внимательно послушайте загадки и та лаборатория, которая первая называет правильный ответ, будет работать с выбранной частью речи. 1.Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. (Глагол) 2.Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. (Имя прилагательное) 3.Давным-давно я в мире этом, Даю название предметам. Они имеют род, число. (Имя существительное) 4. Пусть предметы отдохнут, Признаки исчезнут. Вместо них я тут как тут, Заменю всю бездну. (Местоимение) -Итак, определены названия лабораториям. И мы начинаем своюработу.Свои научные открытия вы будете фиксировать в паспорте каждой части речи.Заполните портрет своей части речи. А нам предстоит работа в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд №4) | |
V.Физминутка (2 мин) Цели: организация переключение внимания уч-ся, упражнения на снятие мышечного напряжения. | Выполняют упражнения | Организует проведение динамической паузы | - Я буду называть слова различных частей речи, если это имя существительное, поднимите руки вверх, если это прилагательное, покажите волну руками, если это глагол, вы приседаете, а если это местоимение, то покружитесь вокруг себя. Слова: Язык, одинокий,ты, посадка, посадить, садовый, мы, береза, ужасный. Лечь, печь, жить, дорогой, она,память, говорить. | |
VI. Работа над мини-проектом. Цель: усвоение нового способа действия. | Выполняют задание в группах. Защита проекта. Работают с технологической картой, заполняют её. Повторяют правила работы в группах. Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе. | Организует работу над заданием. Организует проверку с самооценкой | -Каждой лаборатории будет предложено слово, но не названо. Задача лаборатории это слово загадать для других лабораторий. Опрос 4 учащихся. Они защищают свои проекты,загадывая орфографические загадки другим лабораториям. Самооценка ученика. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Критериям оценивания проекта» Слайд №5 Слова для групп: 1 группа- зима 2 группа- наступила 3 группа-суровая 4 группа- она | |
VII. Контролирующее задание Цель: проверка умения определять части речи слов, лишенных лексического значения | Выполняют задание, заполняя паспорт части речи. | Организует работу в паре. Контролирует качество выполнения задания. Самооценка данного этапа урока по «шкале успеха» | -После защиты своего проекта, один из учёных заполняет паспорт части речи. -Итак на доске 4 отгаданных слова каждой части речи. Скажите, а могут ли эти слова образовать предложение? Составьте предложение. Зима наступила суровая. -Замените имя существительное местоимением. -Так для чего нужна морфология и что она изучает? -Вы справились с проектами и все лаборатории получают по смайлику. | |
VIII.Работа в группах с проверкой Цель: проверка умения применять полученные знания | Повторяют правила работы в группах. Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе. | Организует работу в группах. Контролирует качество выполнения задания. Самооценка данного этапа урока. | -Мы задействовали все части речи.. Вам было интересно работать в своих лабораториях, но учёные не сидят на месте, а выезжают на разные конференции, семинары, практикумы и делятся опытом. Поэтому я предлагаю вам совершить необычный квест, посетить другие лаборатории. Под музыку лаборатории перемещаются из одной в другую и заполняют контрольные листы. Далее самооценка. | |
IX. Проверка теоретических знаний. Цели: проверить теоретические знания по определению частей речи | Самостоятельно выполняют тестовые задания. Самооценка по «шкале успеха» 5-нет ошибок 4-2ошибки 3-3ошибки | Организует тестовую работу с последующей проверкой. | Учёные самостоятельно проверяют работы посетивших их групп и выставляют оценку. | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Подводят итог урока. Выставляютитоговую самооценку по «шкале успеха». Выходят к доске и выставляют своего «человечка» на «ступеньку успеха» Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | На этом работа нашего Ученого совета не заканчивается. Паспорт вашей лаборатории это лишь черновой вариант, дома я предлагаю вам оформить его в виде более развернутого проекта и выступить с защитой на внеурочном занятии «Путь к грамотности». Новых вам научных открытий! -Какую работу выполняли? - Какая тема урока была? -Какую цель ставили? Достигли цели? Пусть каждый сам оценит свой научный вклад в открытия своей лаборатории, используя лестницу успеха. Ступенька успеха ПРИМЕНЯЮ ПОНИМАЮ ЗАТРУДНЯЮСЬ |