ГОД С ВТО: ВЫИГРАЛА РОССИЯ ИЛИ ПРОИГРАЛА?




Александр Муранов, Людмила Балеевских,

Сегодня на многих бизнес-площадках идет активное обсуждение первых итогов вступления России в ВТО. Оказалось, что бизнес не почувствовал плюсов от членства в ВТО.

«Профсоюз олигархов» не почувствовал плюсов от членства в ВТО «Мы собрались поговорить о последствиях вступления в ВТО, но в последнее время слово «последствия» употребляется только когда говорят о стихийных бедствиях», — обнадеживающе начал вчера ежегодное заседание правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) его президент Александр Шохин. На встрече присутствовали 118 членов РСПП — организации, которую за отстаивание интересов крупного бизнеса нередко называют «профсоюзом олигархов». Совместно с Торгово-промышленной палатой и Центром международной торговли РСПП провел самый масштабный опрос бизнеса о влиянии вступления в ВТО на российские компании. Стихийного бедствия не произошло, успокоил собравшихся главным выводом исследования Александр Шохин: 86% компаний вообще не заметили никаких изменений. При этом улучшение почувствовал лишь 1% бизнеса, остальные 13% охарактеризовали произошедшие изменения как отрицательные. Сам глава РСПП из негатива назвал только то, что Россия до сих пор не имеет соб­ственного представителя в ВТО. Похоже, что все собравшиеся бизнесмены входили в те 13% недовольных: несмотря на столь оптимистичное начало встречи, затем они два часа, превысив регламент, жаловались на все и вся: на непубличность информации по торговым спорам, на отсутствие регламента взаимодействия власти с бизнесом, на несправедливые европейские ограничительные меры против России, на задавленные импортом текстиль и производство резиновой обуви и даже на тайских лоббистов. Глава РЖД Владимир Якунин тоже пришел в РСПП жаловаться, правда, не на ВТО, а на заморозку тарифов естественных монополий. Александр Шохин ничего нового во всех этих претензиях не увидел: еще год назад он говорил, что страна вступать в ВТО не готова. Все негативные последствия, которые Россия имеет сегодня, были ожидаемы еще тогда, был спокоен он. За год членства в ВТО российский бизнес избавился от иллюзии, что участие в организации автоматически ускорит рост производства и ВВП (по оценкам Всемирного банка, на 3% в год). «Членство в ВТО не снимает барьеров автоматически, за отмену каждого из них нужно и придется бороться», — сказал представитель «Мечела». А барьеров немало: из 94 антидемпинговых мер, которые применяются к товарам российского экспорта, сняты только четыре, свидетельствуют данные исследования организации Шохина. Наибольшее число ограничительных мер против России — у ЕС, при этом некоторые страны (например, Таиланд) продолжают и после вступления России в ВТО вводить заградительные пошлины на некоторые российские товары. «Нужно сформировать досье против ЕС», — предложил смелую идею гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов. По его словам, больше терпеть нельзя, нужно начинать споры, прежде всего по энергокорректировкам. Более осторожно выразился президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. «Нужно действовать не по правилам ВТО, а по правилам, не противоречащим правилам ВТО», — сформулировал он главный урок женевской дипломатии. То, что подобное умозаключение сделал именно он, неслучайно: текстиль сильнее всего пострадал от вступления в ВТО, доля импорта в отрасли составляет 82%. «Практически все позиции в отрасли после вступления в ВТО у нас упали, мы не видим никаких преимуществ от членства в организации», — удручающе подытожил г-н Разбродин. России может помочь некоторое отступление от правил ВТО: по данным все того же исследования РСПП, введение Россией оспариваемого другими странами утилизационного сбора на автомобили позволило избежать резкого роста импорта. К мерам, предпринимаемым государством для адаптации бизнеса к условиям ВТО, сами предприниматели пока равнодушны. Лишь половина опрошенных РСПП знают о них, а пользовались ими лишь 10%. Чтобы расширить охват программами помощи, власти создают новые структуры поддержки на базе Минпромторга и Минэкономразвития. Власти знают обо всех проблемах, вызванных вступлением в ВТО, и будут их решать, успокоил бизнесменов замглавы Минпром­торга Глеб Никитин. «Несмотря на секвестирование бюджета и в общем сложную ситуацию в экономике, все меры поддержки пролонгированы», — подчеркнул он.

Позиция более чем понятная. Но основывается ли она на видении всей картины в целом?

Конечно, один год – слишком маленький срок, чтобы в полной мере ощутить последствия от членства страны в глобальной международной организации, в которую только сам процесс вступления занял более пятнадцати лет, и уж тем более дать им какую-то взвешенную оценку. Но некоторые итоги, которые могут помочь это сделать (заодно и в чувствах разобраться, а кому-то, может, и прийти в чувство), подвести уже можно.

Итак, с вступлением в ВТО Россия получила выход к океану международной торговли и к заморским берегам-рынкам. Этот выход ей теперь перекрывать никто не вправе. Однако Россия должна взамен соблюдать правила поведения в водах ВТО. Россия также по общему правилу лишилась права «строить дамбы» от наплыва заморских товаров и защитные сооружения против «девятых валов» иностранных услуг.

Фирмы-посредники в международной торговлеАлександр Шолохов В условиях становления и развития рыночного хозяйства в России важное значение для наших поставщиков приобретают проблемы сбытовой стратегии и организации эффективной сбытовой сети. Многое из иностранного опыта в сфере реализации товаров и услуг можно с успехом применить при организации сбыта на нашем отечественном рынке. Торговое посредничество - весьма важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. Объективная экономическая необходимость и высокая эффективность торгово-посреднического звена в международной торговле сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, машинами и оборудованием, а также услугами доказаны всей практикой работы в сфере реализации зарубежных производителей, экспортеров и импортеров. Многолетний опыт деятельности как крупных, так и средних и малых промышленных и коммерческих структур за рубежом показал, что конечный эффект от использования посредников, осуществляющих связь производителя с потребителем товаров и услуг, значительно выше, чем создание производителем собственной сбытовой сети. (В последнем случае производителю для покрытия огромных издержек по реализации пришлось бы значительно повысить цену продаваемых товаров и услуг, что резко снизило бы их конкурентоспособность на мировом рынке). Не случайно, что сбытовые структуры крупнейших международных корпораций типа «Дженерал Моторс», «Нестле», «Вестингауз», «Мицубиши Хэви Индастриз», «ИБМ», «Бритиш петролеум» прямо или опосредованно опираются на сотни и тысячи различных посреднических фирм, действующих в различных странах мира. Особенно велика роль посреднического звена при сбыте на мировом рынке товаров массового спроса, где посреднические структуры выполняют ключевую роль в доставке товаров к конечному потребителю. Без таких структур не могла бы выполняться главная цель современного маркетинга - в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка обеспечить потребителю нужный товар в необходимом количестве и ассортименте, в нужном месте и в удобное для него время. Чрезвычайно велика для производителя роль торговых посредников в условиях, когда он впервые выходит со своим товаром на внешний рынок или начинает продажу на внешнем рынке нового товара. Успех производителя на рынке в этих случаях напрямую зависит не только от конкурентоспособности самого товара, но и от квалифицированных действий его торговых посредников. Как показывают многие зарубежные исследования, число фирм-посредников в мировой торговле постоянно растет. Это связано с постоянно увеличивающимся спросом потребителей на товары и услуги, обновлением и пополнением ассортимента последних, расширением и углублением международного разделения труда, в том числе и в сфере распределения. Торгово-посреднические фирмы и организации, действующие за рубежом, активно совершенствуют свою деятельность за счет использования новых методов и технологий, уже успешно применяемых в промышленности. Это позволяет оптимизировать их операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания клиентов. В настоящее время многие из них оснащены самыми совершенными средствами связи, передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии внедряются в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника. В условиях становления и развития рыночного хозяйства в России исключительно важное значение для наших поставщиков приобретают проблемы сбытовой стратегии и организации эффективной сбытовой сети. Знакомясь с зарубежным опытом посреднической деятельности, российские поставщики могут использовать его не только при экспорте своих товаров на зарубежные рынки. Многое из иностранного опыта в сфере реализации товаров и услуг можно с успехом применить при организации сбыта на нашем отечественном рынке. При этом проверенным многолетней практикой зарубежным опытом посредничества могут воспользоваться как российские промышленные фирмы и организации, так и импортеры иностранных товаров, осваивающие в качестве посредников имеющий огромный потенциал рынок России.

Это, на наш взгляд, третий за последние 300 лет серьезный модернизационный проект по открытию отечественной экономики для западного бизнеса и по попытке обеспечить выход российского бизнеса на зарубежные рынки.

Как выйти на внешний рынок? Вячеслав Макович Прорубить окно в Европу и другие части света – одна из главных стратегических целей многих российских компаний. Но внешний рынок не для всех. Прежде чем ступить на новую территорию, необходимо выбрать правильную модель сбыта продукции. Эклектическая теория Даннинга предусматривает группировку методов выхода на зарубежные рынки на основе трех альтернатив: выпуск товаров или услуг в родной стране (экспорт), выпуск товаров или услуг в стране пребывания на независимых предприятиях (лицензирование, франчайзинг, контрактное производство), выпуск товаров или услуг в стране пребывания на собственных предприятиях компании (прямые зарубежные инвестиции и совместные предприятия). Выпуск товаров или услуг в родной стране Экспорт является самым распространенным методом выхода на зарубежные рынки. Существуют косвенный и прямой экспорт. Косвенный экспорт предполагает наличие посредника внутри родной страны. Посредниками могут служить как специализированные организации (типа международных маклеров, экспортных домов, экспортных ассоциаций и т.п.), так и другие компании, которые будут продавать ваш продукт за рубежом в дополнении к своему. Данный вариант является наименее рискованным, но и предполагает наименьший потенциал прибыли. В случае прямого экспорта экспортер осуществляет продажи в зарубежной стране самостоятельно, либо через посредников (агентов, дистрибьюторов) внутри этой страны. Самостоятельная работа подойдет либо для единичных технически сложных продуктов (например, турбин, подводных лодок), либо для чуть менее сложных продуктов, но на близких рынках (продажа немецких корпоративных информационных систем в Австрии), либо для продуктов, торгуемых через Интернет. Основные проблемы прямых продаж за рубежом: отсутствие постоянной работы с клиентами и сложности в послепродажном обслуживании. Если данные проблемы существенны, то работу на зарубежном рынке лучше построить через внешнего посредника, либо открыв собственный офис продаж. Поиск и оценка посредников могут быть сложными процессами. По данным исследования Infowave, основными источниками информации при поиске зарубежных партнеров являются: Интернет, выставки и деловая пресса. Из интернет-ресурсов можно отметить каталоги компаний, такие как:Alibaba, Dmoz, Kompass, B2BYellowPages, EuroPages и др. Привлечению зарубежных партнеров помогут серьезный подход, наличие «историй успеха» на других рынках, личное обаяние, опыт локализации продуктов, маркетинговая поддержка. Выпуск товаров или услуг в стране пребывания на независимых предприятиях Суть предоставления лицензии состоит в выдачи местному производителю права на производство и продажу товаров вашего предприятия. Частным случаем лицензирования является франчайзинг. В этом случае вы предоставите местному производителю (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, использовать ваши товарные знаки и/или бренды. Лицензирование нашло широкое распространение в международном бизнесе. НПО «Сплав» вывело на рынки 50 стран мира системы залпового огня «Град». Pierre Cardin выдали 900 лицензий в более чем 100 странах. Coca-Colaпредоставляет лицензии различным предприятиям по всему миру. Сама компания производит и поставляет концентрат, необходимый для производства напитка. Многие сети быстрого питания предпочитают работать по франчайзинговым схемам (от McDonald’s и KFC до «Подорожника»). И другие. Если ваша компания владеет известным (хотя бы в узких кругах) брендом и налаженным бизнес-процессом, то лицензирование позволяет избежать крупных затрат и оперативно развернуть свою деятельность на внешних рынках. Недостаток лицензирования состоит в сложности контроля лицензиата. Кроме того, если лицензиат крупно преуспеет, прибыли пойдут ему, а по окончании срока контракта у вас может появиться новый конкурент. Другими вариантами выпуска товаров на независимых предприятиях являются: подрядное производство (заключение контракта с местными производителями на выпуск товара), управление по контракту (представление зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления). Данным методом пользуются, например, сети отелей (Hilton и др.) для организации своей работы в разных частях света. Выпуск товаров или услуг в стране пребывания на собственных предприятиях компании Наиболее полной формой вовлечения компании в деятельность на зарубежном рынке является организация на нем собственного предприятия. Создание совместного предприятия (СП) позволит сократить объемы инвестиций и опереться на местных партнеров, лучше знающих свой рынок и располагающих связями в определенных кругах. Создание СП часто практикуется в странах со специфическими культурными особенностями. Даже Unilever решил развиваться в Китае через создание СП с местной государственной компанией Sumstar. В России большинство крупных проектов последнего времени реализуется в сотрудничестве с зарубежными предприятиями: корейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering и Объединенная судостроительная корпорация, итальянская AgustaWestland и «Вертолеты России», бельгийско-германская Solvin и «Сибур», немецкая Gestamp и «Северсталь» и т.п. Практика совместного владения имеет и определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности, и к тому же придется разделять прибыли. Некоторые компании создают филиалы только со стопроцентным содержанием собственного капитала, другие предпочитают совместные предприятия, третьи активно используют оба варианта в зависимости от страны. Решение о выборе способа проникновения зависит от таких ключевых факторов, как: стадия развития компании (размер, опыт внешнеэкономической деятельности, наличие финансовых ресурсов, готовность к риску), потенциал рынка сбыта, внешнеэкономическая политика целевой страны, транзакционные издержки, условия ведения бизнеса, преимущества обладания ценными активами, транспортно-логистические расходы. Стадия развития компании. Часто, процесс интернационализации компании состоит из следующих основных стратегий (по Йохансону): отсутствие регулярного экспорта; экспорт через независимых представителей (агентов); создание одной или нескольких дочерних компаний; организация собственного производства за рубежом. Автомобили Nissan продаются на российском рынке с 1993 года. Начала компания с экспортных поставок. Российские дилеры заключали прямые договора с иностранными торговыми домами, уполномоченными вести продажу автомобилей марки Nissan на территорию РФ. При этом организация логистической схемы, таможенное оформление, планирование продаж, размещение рекламы, содержание склада запчастей, поддержание конкурентоспособных цен на рынке полностью возлагались на дилера. В начале 2004 года Nissan открыли в России собственную торговую компанию «Ниссан Мотор РУС». Следующим этапом стал запуск собственного завода в Санкт-Петербурге. Потенциал рынка сбыта. Чем выше заинтересованность клиентов в стране, тем большее количество продукции хочется им продать. Как правило, максимальных объемов удается достичь при создании собственных предприятий, либо активной раздачи лицензий. Американская компания Kimberly-Clark запустила недавно в России одну из своих крупнейших фабрик: «Спрос на товары нашего сегмента увеличивался стремительно, компания выросла в России за десять лет в десять раз. При этом уровень потребления средств личной гигиены еще не очень высок, он показывает хорошую динамику, и, по нашим прогнозам, в ближайшее время рост может достичь докризисного уровня. Наш бизнес в России достиг уже такого объема, который позволяет нам оправдать капвложения в строительство завода». Внешнеэкономическая политика страны. В некоторых странах существуют законодательные ограничения. Так, зарубежные банки не имеют права открывать свои филиалы в России. С другой стороны, высокие пошлины на импортные авто способствовали решению о строительстве в России своих заводов ведущих автопроизводителей, а закон о локализации способствовал привлечению в страну производителей автокомпонент. Транзакционные издержки. Это издержки, связанные с заключением сделок и отражающие затраты: на выбор партнера; на подписание соглашений и контроль исполнения; на адаптацию к происходящим изменениям; на совершенствование квалификации отдельных работников; на предупреждение мошенничества и т.п. Если эти издержки высоки, компания может использовать для зарубежного проникновения создание собственных или совместных предприятий. Если уровень транзакционных издержек невысок, компания может воспользоваться такими способами проникновения, как лицензирование или контрактное производство. Условия ведения бизнеса. В данный раздел следует отнести широкий набор факторов: ставки заработной платы и затраты на приобретение земельных участков, наличие доступа к средствам проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, дополнительные административные издержки на управление иностранным предприятием, политические риски и проч. Бремя политической нестабильности и коррупция органов власти может сильно ослабить желание многих компаний выделять значительный объем ресурсов для выхода на рынок страны, в которой складываются подобные условия. Преимущества обладания ценными активами. Данные преимущества, обусловленные наличием в собственности компании материальных и нематериальных ресурсов, которые предоставляют этой компании конкурентное преимущество перед другими компаниями. Швейцарские часы, немецкие автомобили, итальянская обувь, кубинские сигары и шотландская шерсть – все эти товары принадлежат к категории тех товаров, чья привлекательность тесно связана со странами, в которых они производятся. Транспортно-логистические расходы. Чем выше расходы на доставку продукции, тем менее выгоден становиться экспорт. Традиционные лампочки в основном состоят из воздуха. Их нельзя компактно уложить, и перевозить их на далекие расстояния очень неэкономично. Так что фабрики приходится строить относительно близко к местам продаж. Что касается светодиодных источников света, то они очень маленькие. Так что их можно перевозить на далекие расстояния по всему миру.

Вторым по счету была либерализация внешнеэкономической деятельности после распада СССР, ну а первым, по большому счету, – окно в Европу Петра I.

Вспомним Александра Пушкина:

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе».

Ситуация за 300 лет немного изменилась. Сегодня в качестве заложенного поселения, призванного стать Градом Небесным будущей российской экономической империи в пределах бывшего СССР, рассматривается Таможенный союз и отчасти ЕврАзЭС. С его стен грозят уже не шведу, а Украине, решившей предпочесть ЕС. На окно в Европу при случае ставятся москитные сетки с ячейками различной, в зависимости от ситуации (украинские конфеты, прибалтийское молоко), крупности. Все флаги в гости к нам пока опасаются (зато весь бывший советский торговый флот оказался под иностранными флагами, чему существование ВТО с 1994 года косвенно способствовало). Пиры на просторе – пока что также лишь обещания всем будущим членам Таможенного союза.

Как бы то ни было, но после вступления в ВТО российские компании стали пытаться подставлять свои паруса новым ветрам. Иными словами, они начинают при разрешении споров в связи с международной торговлей ссылаться на правила, установленные ВТО. Например, в спорах, затрагивающих определение цены, заявляют, чтобы мировые и внутренние цены были соотносимы (см. ниже). И ввиду этого возникает очень непростая проблема прямого действия и непосредственного применения в отечественных судах правил ВТО, которая напрямую затрагивает и российскую казну. Если Россия нарушит свои обязательства и как-то необоснованно ограничит права иностранцев, то можно ли будет предъявить к ней иск в российском суде? От ответа на этот и подобные ему вопросы зависит многое.

Все это – дополнительный довод в пользу изучения права ВТО, а не его игнорирования.

Непрактичность апокалиптических ожиданий

Перед вступлением России в ВТО раздавалось множество пророчеств о мрачном будущем России. Прошел год, но вроде как ничего страшного не случилось.

Отчасти это так. Но отчасти, возможно, и нет: нужно досконально вникать в рыночную ситуацию на рынке каждого товара (а их тысячи) или услуг, чтобы понять, что изменилось и в какую сторону. Тут без конкретики никак.

И не факт, что многие отрасли не скажут, что им после вступления России в ВТО стало тяжелее. Один из международных чиновников на этот счет выразился так: «После вступления в ВТО жить оказывается лучше. Особенно тем, кто выжил».

Вот многим юристам точно стало тяжелее. В том смысле, что работы прибавилось. Но зато и легче: за нее стали больше платить, ведь право ВТО – достаточно непростая сфера, требующая особых знаний.

В общем, нельзя забывать о том, что для ВТО, как и для правосудия, главное не скорость, а неотвратимость торжества идеи. Идеи свободной торговли. Она внедряется незаметно и меняет жизнь исподволь, так что многие итоги ее работы мы даже и не будем замечать.

Точно так же, как было и во времена Петра I. Вначале большинство даже и не заметило окна в Европу, но через 100 лет под влиянием норд-веста из-за него все изменилось кардинально.

А ведь ход времени резко ускорился: он уже стал бегом (причем с препятствиями).

Пока же в России, как известно, стабильность: и без ВТО цены росли, и как в ВТО вступили – также растут.

Российская законодательная власть и ВТО

Как известно, российский парламент отличился перед всем миром тем, что ратифицировал соглашения ВТО (3 тыс. страниц) за несколько дней без их нормального изучения. Более того, эти документы на русском языке Минэкономразвития России в спешном порядке представило депутатам также за несколько дней до голосования, в надежде, наверное, что большинство из них обладает за границей недвижимостью и английским языком худо-бедно овладело.

Но даже в таких документах ВТО на русском языке число ошибок перевода исчислялось десятками, если не сотнями.

Само собой разумеется, что эти тексты с ошибками были потом успешно официально опубликованы.

Российская исполнительная власть и ВТО

Российское Правительство еще не до конца осознало свои возможности, предоставляемые ВТО для допустимой его правилами защиты собственного рынка. Поэтому, например, если льготы для иностранцев, очевидным образом вытекающие из обязательств, принятых на себя Россией как членом ВТО, уже действуют и применяются, то допустимые защитные механизмы отечественных рынков, менее явные, используются российским Правительством далеко не в полную силу.

Состояние, в котором пребывает сейчас Правительство РФ, пока можно описать как состояние растерянности от объема новых вопросов и неясности с тем, в какой последовательности их решать и где найти на это ресурсы. Это, в частности, касается:

борьбы с несоответствующими правилам ВТО барьерами в торговле, которые действуют для российского бизнеса за рубежом, нанося ему ущерб;

приведения российского законодательства в соответствие с правилами ВТО и принятыми на себя Россией обязательствами;

необходимости «отбиваться» от претензий членов ВТО по поводу мер торговой политики России, идущих в разрез с соглашениями ВТО.

Так, Россия уже успела стать участником торгового спора, инициированного странами ЕС по введенному ей в 2012 году утилизационному сбору в отношении колесных транспортных средств. C начала июля стороны пребывали в стадии взаимных консультаций, однако договоренностей, удовлетворяющих обе стороны, достигнуть не удалось. А на днях стало известно, что ЕС сделал следующий шаг – подал в орган по разрешению споров ВТО запрос о создании третейской группы для разрешения спора. Россия, тем временем, уже в трех чтениях приняла закон об утилизационном сборе, который продолжает вызывать у ЕС серьезные вопросы. Несложно предположить, что далее количество таких споров, инициированных другими членами ВТО против России, будет возрастать.

Правительство России пребывает в некоторой прострации и от объема новых вопросов в связи с вступлением в России в ВТО, и от неясности с тем, в какой последовательности их решать и где найти на это ресурсы.

Что же касается продвижения интересов российского бизнеса за границей, то этот вопрос где-то в конце очереди.

О чем говорить, если у России до сих пор нет своего представителя в ВТО?

Весьма красноречиво и молчание Минэкономразвития России: на все попытки получить от него хоть какие-то внятные разъяснения следуют или невнятные отписки, или гробовая тишина.

Суды и ВТО

Не остались в стороне от ВТО и российские суды, которым уже пришлось столкнуться с упомянутым выше вопросом о применении правил ВТО: можно ли это делать напрямую, невзирая на особенности правовой природы соглашений ВТО? Каков правовой статус обязательств России как члена ВТО, закрепленных в докладе рабочей группы и перечнях обязательств, и можно ли «принуждать» Россию к их исполнению в ходе судебного правоприменения?

Некоторые суды уже берут на себя смелость выносить суждения по этому поводу. Отсюда еще более актуальным становится их решение высшими судами России.

Вернее, Высший арбитражный суд их уже не решит, к большому сожалению.

Конституционный суд России уже также продемонстрировал всем (причем неоднократно) свою некомпетентность в вопросах ВТО и нежелание ими заниматься.

Возможно, с новым Верховным судом России будет иначе, но как-то пока сомнительно.

В бой рвется суд ЕврАзЭС, но многие относятся к этому с опаской – может, из-за этого рвения, а может, и еще по каким причинам. Хотя скорее эти усилия следует приветствовать: ясности может оказаться побольше.

Бизнесу от всего этого точно легче не будет: издержки на юристов возрастут. Но зато и выигрыш может оказаться крупным.

Кстати, в 2012-2013 годах государственные арбитражные суды уже упоминали о праве ВТО (причем насчитали мы целых 27 дел) по следующим вопросам: интеллектуальная собственность (резкое преобладание таких вопросов в спорах); таможенная стоимость товаров; санитарные меры; диспаритет цен.

В целом же пока практика судов подтверждает на новый лад старую пословицу: «Правила ВТО что дышло – куда повернул, туда и вышло». Так, в одном деле об оспаривании постановления Правительства России суды согласились признать его отчасти недействительным со ссылкой на принципы ВТО, а в другом деле эти же принципы они применить отказались. Тут можно и двойной стандарт усмотреть в зависимости от степени серьезности вопроса и сумм на кону. В первом деле речь шла о праве иностранцев работать с Роспатентом не только через патентных поверенных, но и через адвокатов (не самый серьезный вопрос, согласитесь), а вот во втором – о коллективном управлении интеллектуальной собственностью, то есть речь шла о многих миллионах долларов (это уже по-крупному).

А вот еще пример интересного дела, в котором Арбитражный суд Москвы и апелляционная инстанция пришли к совершенно противоположным выводам при применении норм ВТО в отношении одной и тоже ситуации.

Истец (производитель удобрений) обратился в суд с иском об урегулирования разногласий, возникших при заключении договора поставки апатитового концентрата от его производителей. Истец требовал заключить данный договор на условиях его оферты. Основное разногласие было по цене на минеральное сырье. Истец хотел более низкие цены, чем рыночные / мировые. Позиция ответчиков заключалась в том числе в том, что условия истца по определению цены товара нарушат положения ВТО, а цены должны быть приближены к рыночным / мировым.

Суд первой инстанции решил, что прав истец, а апелляция решила наоборот. Первый суд решил, что в свете правил ВТО высокая цена не может применяться, так как это ведет к неправомерной защите внутреннего производства и причиняет ущерб странам-участницам ВТО, ведь их компании должны платить больше! Более этого, высокая цена нарушает запрет субсидирования, оказываясь скрытым субсидированием, ведь ответчики получают за счет высокой цены своего рода субсидию! Наконец, Федеральная антимонопольная служба России, чьи официальные рекомендации по цене были на руку ответчикам, вторглась в область ограничений и запретов для участников ВТО, так как попыталась установить государственное регулирование цен на апатитовый концентрат!

Второй суд интерпретировал все иначе, поддержав условие о более высокой цене. Он решил: апатитовый концентрат приобретается по ценам ниже мировых и ниже экспортных. Затем он экспортируется в составе минеральных удобрений уже по мировым ценам, что образует перекос и перераспределение выручки и прибылиот производителя концентра к производителям удобрений. При разработке своих рекомендаций ФАС России руководствовалась правилами ВТО о равном доступе к товарам государств-членов ВТО. Эти рекомендации основаны на необходимости недопущения диспаритета цен (большие различия в рентабельности) на товар на российском и зарубежном рынке. Цена истца нарушает запрет ВТО в отношении государственного регулирования, так как ведет к тому, что внутренние потребители с санкции судов как госорганов могут получить более благоприятный режим для приобретения товара по более низкой цене.

Согласитесь, что весьма любопытно?

Российский бизнес и ВТО

В том, что касается российского бизнеса, надо признать, что он пока также не в полной мере информирован о том, как эффективно реагировать на те или иные ситуации и вопросы, возникающие в связи с вступлением России в ВТО, и использовать правила ВТО в свою пользу. Тем временем внимания заслуживают такие инструменты как:

обращение в суд ЕврАзЭС по вопросам регулирования в рамках Таможенного союза (в нем действует право ВТО);

инициирование и участие в торговых расследованиях в России и за рубежом;

лоббирование своих законопроектов и оппонирование другим, касающимся вопросов международной торговли, с использованием аргументов о соответствии / несоответствии законодательных инициатив принципам ВТО;

объединение (даже конкурентов!) для отстаивания своих интересов и прав;

обращение в Правительство России за поддержкой в связи с противоречащими ВТО мерами, которые практикуются иностранными государствами и наносят ущерб отечественному бизнесу.

Конечно же, это все означает дополнительные траты времени, сил и денег. Но на кону ведь новые рынки идоходы. А также риск еще больших потерь от умной иностранной экспансии в Россию, причем защищенной мириадами юридических ссылок на требования ВТО. Как сказал один отечественный бизнесмен, «после вступления России в ВТО одно из отличий будут состоять в том, что они будут пытаться мочить нас еще более дорогими иностранными юристами». Мы добавим: и еще будут стараться перекладывать издержки на таких юристов на российский бизнес, если тот начнет проигрывать споры.

Наконец, необходимо понимать, что очень часто вопросы международной торговли – это не столько вопросы права ВТО или экономики, сколько вопросы политики. Соответственно, и решаются они в целом на политическом уровне, что, помимо прочего, означает необходимость взаимодействия бизнеса с ответственными министерствами, такими как Минэкономразвития и Минпромторг России, для их решения. Механизмы такого взаимодействия не отлажены, но некоторые подвижки уже имеются. Так, например, в июле 2013 года был создан консультационный орган при Минпромторге для целей оказания «адресной помощи бизнесу» по вопросам ВТО.

Минпромторг защитит отечественный бизнес в ВТОАлина Евстигнеева Как стало известно РБК daily, Минпромторг создает особый консульта­ционный орган, который займется поддержкой отечественного бизнеса в рамках ВТО и других международных организаций. Инициатива эта полезная, но запоздавшая, констатируют эксперты и предприниматели. «Представляется целесообразным создание центра (бэк-офиса), целью которого будет представление актуализированной аналитической информации в целях эффективной реализации полномочий Минпромторга России и оказание консультационных услуг производителям промышленной продукции», — говорится в справочных материалах к установочному совещанию по созданию центра (имеются в распоряжении РБК daily). Россия вступила в ВТО в августе 2012 года. С тех пор положение большинства российских предпринимателей никак не изменилось, свидетельствуют многочисленные исследования (РСПП, «Градиент Альфа», Strategy Partners и др.). Четверть опрошенных заявили о его ухудшении. Сильнее прочих пострадали легкая промышленность, сельское хозяйство и машиностроение. «Вступление в ВТО выявило для России отсутствие ценовой конкуренции, а также зависимость от поддержки государства. Особенно свиноводство ощутило на себе воздействие обнуления тарифных квот», — отмечает британская консалтинговая компания Global Council. О нерешенных проблемах по адаптации к ВТО заявляла и Счетная палата. Подчеркивалось, что российская система поддержки экспорта значительно уступает зарубежным аналогам. Призывала министерства «шевелиться», принимая меры по защите отечественных производителей, и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Впрочем, поддержку экспорта и реализацию обязательств России в ВТО уже осуществляют несколько структур. Это подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, Консультативный комитет по торговле Евразийской экономической комиссии и др. Однако возможн<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: