Сущность природоохранной деятельности




Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке сточных вод и отходя­щих газов от вредных веществ, снижению норм использования природных ресурсов и так далее.

Для каждой составляющей окружающей природной среды разработаны свои меры природоохранной деятельности. Так основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы является строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.В целом охрана окружающей природной среды складывается из:· правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;· материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;· инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.Таким образом, можно выделить два общих вида природоохранной деятельности: нормативно-правовой и инженерный. 2.2 Виды природоохранной деятельности2.2.1 Инженерный метод осуществления природоохранной деятельности Под инженерным методом охраны окружающей среды понимают природоохранную деятельность, осуществляемую предприятиями.Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое – очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление – устранение самих причин загрязнения. Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным на­правлениям, создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

2.2.2 Нормативно-правовой метод осуществления природоохранной деятельности

Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. А единственным органом, который может действенно и эффективно скоординировать действия в области охраны окружающей среды является государство.

Природоохранительное законодательство – это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления. Объектами природоохранительного законодательства являют­ся как природная среда в целом, так и ее отдельные естествен­ные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воз­дух и так далее), а также международное право.Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом национальном законодательстве, которое устанавливает ответственность за нарушение природоохранительных норм.

Первым российским природоохранным документом считается «Русская правда», относящаяся к XI веку, в которой предусматривался запрет охоты во Владимиро-Волынском княжестве, в окрестностях крепости Белая Вежа. Таким образом, был основан заповедник Беловежская пуща. Были также учреждены охотничьи заказники в Подмосковье по указам царя Алексея Михайловича.

В нашей стране наиболее широкий размах мероприятия по охране природы стали приобретать при Петре I. Петр I предпринял ряд действий, направленных на сохранение естественных богатств страны. Главным образом он руководствовался хозяйственными интересами. Так, в начале XVIII века были взяты под охрану многие ценные лесные массивы, которые могли затем принести большую пользу при строительстве деревянного военных и торговых судов. В окрестностях Петербурга Петр I ввел жесткие ограничения на охоту. Все эти запреты он подкреплял строжайшими мерами борьбы с нарушителями, вплоть до ссылки в Сибирь и даже смертной казни. Природоохранительными указами предусматривались и меры по охране чистоты водоемов. Указом 1718 года жителям Петербурга запрещалось выбрасывать мусор в Неву и другие реки города, засорять их корой и щепкой, которая оставалась на берегах от окорки и разделки древесины. Рядом указов предусматривалось укрепление берегов и сохранение почвенного покрова.В Российской Федерации впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует так же около двух сотен юриди­ческих документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружаю­щей природной среды», принятый в 1991 году.Кроме того, необходимо отметить систему экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной дея­тельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.Под с тандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводски­ми. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами.Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды – предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ (в том числе за счет полученной платы за загрязнение) удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах.Отдельно можно отметить государственные заповедники, играющие важную роль в работе по охране природы. Они созданы для того, чтобы обеспечить сохранность всех природных комплексов, сосредоточенных на определенной территории, представляющей особенно большой научный и культурный интерес. На этом пространстве должна быть прекращена всякая хозяйственная деятельность рубка леса (кроме выборочной санитарной), косьба травы, выпас скота, охота и так далее. Основное значение заповедников – служить эталонами природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов. Заповедники стали базой сохранения, воспроизводства и ликвидации угрозы исчезновения многих редких видов растений и животных.

Широко практикуется так же создание охотничьих и рыболовных заказников. Эта категория охраняемых территорий отличается от заповедников тем, что носит только частичный или выборочный характер. В заказниках на протяжении ряда лет или постоянно, в определенные сезоны или круглогодично, охраняются отдельные виды животных, растений или часть природного комплекса. Хозяйственное использование остальных природных ресурсов разрешается в такой форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту или комплексу.

Заказники разнообразны по своим целям. Они служат для восстановления или увеличения численности охотничье-промысловых животных (охотничьи заказники), создаются для благоприятной обстановки для птиц во время гнездования, линьки, миграций и зимовок (орнитологические), охраны мест нереста рыб, нагула молоди или мест их зимних скоплений, сохранения особенно ценных лесных рощ, отдельных участков ландшафта, имеющих большое эстетическое и культурное значение (ландшафтные заказники).

В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде, представляющую собой разработку основ и методов комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы. Осуществляется с 1972 учеными Российской Федерации, США, Великобритании, Франции, Италии и других стран.


 

Заключение Охрана и использование природы - это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления - отношения человека к природе. Поэтому вопрос, который иногда задают, - охранять природу или использовать ее - не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения.
Список использованной литературы 1. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» №2060-1 от 19 декабря 1991 года (в редакции Законов РФ от 21.02.92 № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).2. Макевнин С.Г., Вакулин А.А. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 1991.3. Новиков Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1979.4. Федоров В. Д., Гильманов Т. Г. Экология. – М.: Изд-во Московского университета, 1980.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: